(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ. УСТОЙЧИВОСТИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к скорост1о 1м транспортным сред&таам, преимущественно гоночным автомобилям и может быть использовано для повышения их поперечной устойчивости в условиях движения на больших скоростях и при совершении ими поворотов. Известно гироскопическое стабилизирующее устройство для летательных аппаратов, содержащее закрепленные на крыльях или оперении роллероны tO Однако в конструкциях летательных аппаратов роллероны jmmb ограничивают угловую скорость вращения относительно продольной оси, а задача горизонтальной ориентации для указанного типа объектов не решается. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для повьш1ения поперечной устойчивости наземного транспортного средства, преимущественно .гоночного автомобиля, содержащее крыло, закрепленное к его корпусу 121.
СРЕДСТВА Это крыло установлено под углом вниз к вертикальной плоскости симметрии корпуса и используется для создания отрицательной подъемной силы. Цель изобретения - повышение безопасности движения транспортного средства в широком диапазоне скоростей и улучшение его скоростных характеристик . Поставленная цель достигается тем, что на корпусе или крыпе транспортного средства закрепленыпоперечные оси, а крыло снабжено роллеронами, подвижно установленными на указанных осях, при этом в корпусе каждого роллерона смонтированы трубки подвода сжатой рабочей среды из автономного источника на зубцы роторов роллеронов. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид в плане; с частичным вырезом обшивки левого роллерона; на фиг. 2 - аксонометрическая про3екция хвостовой части транспортчо1о средства с левым роллероном. Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспорт ного средства содержит крыло 1, консоли которого размещены на корпусе 2 транспортного средства. На корпусе или крыле закреплены поперечные оси 3, на осях 3 подвижно установлены роллероны 4, зубчатые роторы 5 ко торых предназначены для вращения их встречным скоростным на.прром q относительно центров О . Рлплероны могут отклоняться на осях 3 вверхвниз относительно оси 0-0. Для обеспечения раскрутки роторов роллеронов на малых скоростях движения транспортного средства служит до полнительный обдув зубчатых роторов роллеронов газовой струей через трубки 6, смонтированные в корпусе каждого роллерона и связанные с авто номным источником сжатой рабочей среды (от баллона со сжатым газом или от последней ступени компрессора газотурбинного двигателя, установлен ного на гоночном автомобиле). Устройство обеспечивает повышение поперечной устойчивости транспор ного средства следующим образом. При движении транспортного средства зубчатые роторы 5 роллеронов 4 раскручиваются встречным скоростным напором q до высоких угловых ско ростей Q . В случае появления опасного поперечного крена, например левого, транспортное средство приобретает угловую скорость своего вращения относительно продольной оси лев. «.рема Это приводит к появлению гироскопического момента Мр, который по направлению действия стре мится совместить вектор собственного вращения и, с вектором вынужденного вращения м/l цренос ° кратчайшему расстоянию, т.е. стремится отклонить рохшероны 4 на осях 3 на левой консоли крыла 1 вниз, а на правой консоли крыла - вверх. Появляющиеся на консолях крыла приросты аэродинамических сил создают момент, стремящийся уменьшить угловую скорость кр нового движения транспортного средства, тем самым повышая его поперечную устойчивость. 8 14 Для обеспечения работоспособное- . ти устройства на малых скоростях движения транспортного средства, когда скоростной напор q мал, раскрутку роторов 5 роллеронов -производят от струи газа, подводимого на зубцы роторов через трубки 6. Предлагаемое устройство позволяет достичь повышения поперечной устойчивости транспортного средства и этим существенно повысить безопасность его движения, а также улучшить скоростные характеристики транспортного средства (за счет возможного при этом суженияколеи его опорных элементов и связанного с этим снижения веса транспортного средства и его аэродинамического сопротивления) и расширить диапазон скоростей безопасности движения транспортного средства на малых скоростях движения (путем принудительнос,о обдува роторов роллеронов от автономного источника сжатой рабочей среды). Формула изобретения Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства, преимущественно гоночного автомобиля, содержащее крыло, .закрепленное к корпусу транспортного средства, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности движения транспортного средства в широком диапазоне скоростей и улучшения его скоростных характеристик, на корпусе или крыле транспортного средства закреплены поперечные оси, а крыло снабжено роллеронами, подвижно установленными на указанных осях, приэтом в корпусе каждого роллерона смонтированы трубки подвода сжатой рабочей среды из автономного источника .на зубцы роторов роллеронов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Краснов Н.Ф. и др. Управление и стабилизация в аэродинамике. Учебное пособие. М., Высшая школа, 1978, с. 79, рис. 1.9.7. 2.Патент США № 3768582, кл. 180-1, 1973 (прототип).
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1979-02-26—Подача