(54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ограничитель вращения | 1978 |
|
SU809119A1 |
Ограничитель вращения | 1978 |
|
SU734638A1 |
ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫНОСНОГО ПРИБОРА | 2000 |
|
RU2187845C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2009 |
|
RU2416041C2 |
ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2013 |
|
RU2544033C1 |
Регулируемое винтовое соединение | 1978 |
|
SU737672A1 |
Резьбовое соединение деталей | 1990 |
|
SU1795162A1 |
ГАЙКА САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ | 2003 |
|
RU2241870C1 |
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ | 1993 |
|
RU2079736C1 |
Кодовый замок бесступенчатого кодирования | 1986 |
|
SU1509497A1 |
1
Изобретение относится к системам управления, а именно к огракичителяй вращения, и может быть использовано в областях техники, где требуется ограничение наибольшего угла поворота в многооборотных кинематических линиях.
В некоторых механических системах управления функцию стопорения систе- мы выполняют ограничители вращения как наиболее точные из стопорящих механизмов.
По основному авт.св. 734638 известен ограничитель вращения, содержащий корпус, в котором размещен вал с винтовой канавкой, на валу установлены подвижный и ограничительный упоры с контактными выступами, причем каждый ограничительный удор выполнен из двух деталей, одна из которых закреплена на йалу, а другая установлена подвижно относительно первой и упруго сопряжена с ней 1. Цель изобретения - повышение надежности с гопорения.
Поставленная цель достигается тем, что ось поворота подвижной детали ограничительного упора смещена относительно оси вала.
На фиг. 1 представлен предлагаемой ограничитель вращения, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - ограничительный упор в аксонометрической проекции.
В предлагаемом ограничителе в корпусе 1 на опорах 2 вращения размещен вал - ходовой винт 3, на котором установлены подвижной упор - ходовая гайка 4 и ограничительные упоры, например разжимные кольца 5. Эти .кольца установлены с противоположных сторон гайки и могут быть зафиксированы относительно винта, напри15мер, трением в резьбе с помощью винта 6, штифта и других видов разъемных соединений. Для исключения возможного смещения гайки на резьбе винта при большом крутящем моменте,.
20 возникающем при стопорении, кольцо содержит подвижную (.стопорящую) де-. таль 7, выполненную, например, в виде сектора. Этот сектор 7 сопряжен с резьбой и консольно соединен с непод25вижной деталью 8 упругой перемычкой , образованной посредством продольного и поперечного пазов 10 и 11 (фиг. 3). Подвижная деталь 7 может быть также выполнена в виде отдель30
ной детали и соединена с неподвижной деталью 8, например, при помощи шарнира, ось вращения которого смещена относительно оси ходового винта.
Подвижная деталь 7 содержит.контактный выступ 12, выполненный в форме клина с углом оС- . Нижней своей частью выотуп 12 опирается на резьбу а верхняя поверхность 13 выполнена Наклонной. Угол oi зависит от материалов сопрягаемых деталей; ходового винта 3, подвижной детали 7 и ходовой гайки 4 или от покрытий поверхности 13, сопрягаемой с поверхностью выступа 14, расположенного на ходовой гайке 4, и сопрягаемых резьбовых поверхностей выступа 12 и ходового винта 3.
Ограничитель работает следующим 6бразом.
При вращении винта 3 ходовая гайка 4 перемещается аксиально вдоль направляющей корпуса 1. Направление перемещения зависит от направления вращения и резьбы ходового винта. Пределы перемещения ограничиваются положением колец 5 на ходовом винте. Кольца вращаются вместе с ходовым винтом. Вблизи кольца выступ 14 стыкуется с поверхностью 13 и перемещается по ней под действием окружного усилия.
Окружное усилие в точке соприкосновения кулачков раскладывается на две составляющих - касательное и радиальное. Под действием касательного усилия кольцо 5 стремится сдвинуться по резьбе относительно ходового винта. Под действием радиальной составляющей подвижная деталь 7 смещается относительно неподвижной детали 8 кольца 5, поворачиваясь при этом вокруг перемычки 9, Таким образом, радиальной составляющей выступ 12 прижимается к резьбе ходового винта, увеличивая сцепление кольца с гайкой. Величина радиальной составляющей зависит от угла oL . С целью исключения залипания стыкуемых выступов 12 и 14 угол oi. должен быть меньше угла самоторможения. Это может быть достигнуто набором материалов или покрытий стыкующих поверхностей, а также заменой-трения скольжения трением качения, например, путем выполнения упоров в виде роликов. Применением твердой смазки и т.п.
При реверсе поверхность 13 кольца 5 отходит от стыкуемой поверхности выступа 14, а гайка 4 начинает перемещаться в противоположную сторону вдоль оси винта.
Выполнение ограничителя вращения, с упорными кольцами, состоящими из двух частей, позволяет создать в кольце независимые подвижные рабочие детали, одна из которых поддерживает кольцо на ходовом винте в период безнагрузочного режима (до момента стопорения}, а другая усиливает сцепление с винтом в момент стопорения при возникновении наибольших рабочих нагрузок. Это исключает необходимость в максимальной затяжке винта крепления кольца, а также сбой ограничителя вращения в момент стопорения и тем самым повышает надежность устрой:ства.
Формула изобретения
Ограничитель вращения по авт.св. 734638, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, ось поворота подвижной детали ограничительного упора смещена относительно оси вала.
Источники информации-, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР № 734638, кл. G 05 G 5/00, 22.02.78 (прототип).
15
il
Pai.2
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1978-12-11—Подача