Устройство управления коммутацией трехфазного вентильного электродвигателя Советский патент 1981 года по МПК H02K29/03 

Описание патента на изобретение SU877727A1

1

Изобретение относится к двигателям постоянного тока и предназначено для использования в вентильных электродвигателях (ВД) различного назначения, в частности в бесконтактных моментных ВД.

Известно устройство управления кокалутацией ВД l Недостатком этого устройства является сложность функциональной схекы

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому яв/1яется устройство, в схеме которого с помощью шести транзисторно-логических элементов и трех триггеров формируются сигналы, управляющие включением соответствующих транзисторов мостового, инвертора двигателя. В этом устройстве в любой момент времени во включенном состоянии находятся два из шести транзисторно-логических элемента, а в двигателе под напряжением оказывается две из трех секций. В момент переключения одного из триггеров происходит отключение одного и включение другого логического элемента. В соответствии с этим в двигателе одна из секций отключается, а другая включается. В отключаемой секции двигателя ток спадает от его

установившегося значения до нуля по экспоненциальному закону с постоянной времени Т, а во включаемой секций ток нарастает от нулевого значения до установившегося по экспонен- . циальному закону с той же по.стоянной времени. При этом результирующий вектор тока двигателя при коммутации на время Т (2-5) Тд уменьшается,

10 что приводит к уменьшению пускового момента на это время с амплитудой провала в 20% от установившегося 2J.

В случае применения известного устройства в моментном двигателе низ15кооборотной системы слежения при коммутации из-за провала пускового момента могут возникнуть колебательные процессы или нарушение постоянства скорости врацения - .

20

Цель изобретения - устранение провала пускового момента ВД при коммутации его секций.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее шесть

25 логических схем совпадения И и три статических триггера, у которых каж.. дый первый выход первого, второго и третьего триггеров подключен к двум первым входам первой и шестой, второй и третьей, четвертой и пятой логичес30ких схем совпадения соответственно, а каждый второй выход первого, второ го и третьего триггера подключен к двум вторым входам второй и пятой, первой и четвертой, третьей и шестой логических схем совпадения соответртвенно, введено шесть формирователе импульсов и шесть логических элементов ИЛИ, с помощью которых в момент переключения осуществляется задержка отключения отключаемой секции на время tyj 0,7 Tg, где Tg - электромагнитная постоянная времени обмотки двигателя, причем первый вход i-го логического элемента ИЛИ подключен к выходу i-ro логического элемента И, где ...6, второй вход, нечетного 1-го элемента ИЛИ подключен к первому входу i +1-го логического элемента И через 1+1 .формирователь импульсов, а второй вход четного го элемента ИЛИ подключен ко второму входу I -1-го логического элемента И через f-1 формирователь импульсов. На фиг.1 изображена электрическая схема .устройства управления коммутацией; на фиг.2 -временные диаграммы состояния элементов схемы при работе устройтсва) на фиг.З - зависимость результирующего тока и момента двигателя от времени при коммутации- одной из,секций двигателя. Устройтсво управления коммутацией (фиг.1) содержит: три статичёских триггера 1-3, шесть логических элементов И 4-9 , шесть Фоомирователей 10-15 импульсов и шесть логиче ких элёмгнтов ИЛИ 16-21, выходы которых Являются выходами устройства. На фиг.2 первая цифра при И обозначает номер элемента, а -вторая, есл она есть - номер выхода элемента. Включенному состоянию логического элемента (кроме 1-3) соответствует положительное напряжение U на его вы ходе, а отключенному сосггоянию элемента соответствует нулевое напряжение на его выходе. Включенному со тоянию элементов ИЛИ 16-21 соответст вует включенное соСтояНие соответствующего транзистора мостового трехфазного инвертора ВД. Формирователь импульсов может быть выполнен в виде заторможенного мультивибра-. тора, формирующего импульс длител ности, нужной по переднему фрон ту управляющего сигнала. На вход устройства поступает информаци о взаимном положении ротора и стато ра. С выхода триггеров управляющие сигналнпоступают на входы элементо И 4-9, с помощью которых происходит формирование сигналов, управляннцих включением элементов ИЛИ 16-21. В момент переключения, например, когда напряжение на первом выходе триггера 1 падает до нуля, отключае ся элемент И 9 и включается логичес кий элемент И 5, а элемент И 6 оста ется во включенном состоянии. По переднему фронту сигнала со второго выхода триггера 1 на время t во включенное состояние переводится элемент 15. В результате этого включение элемента ИЛИ 21 задерживается на время ц/ а включение элемента ИЛИ 17 и включенное состояние элемента ИЛИ 18 приводят к тому, что в двигателе под напряжением оказываетсй не две, а три секции. Результирующий ток двигателя и его момент за время у возрастают от его установившегося .значения Jy (фиг. 3) по экспоненциальному закону до Dmax Через время, tj. элемент 15,отключаясь, отключает элемент ИЛИ 21, в результате чего в двигателе под напряжением оказывается две секции. Результирующий ток двигателя начинает уменьшать ся по экспоненциальному закону до некоторого значения ,3у , а затем нарастает по тому. :же закону до , Т.е. чеоез время . после переключения имеем обычный процесс коммутации с провалом пускового момента. Как показывают расчеты, при - . ,7 Tg площадь заштрихованных участков 1 и,2 на фиг.З,ограниченных Кривой момента за время коммутации оказывается равной, т.е. среднее значение тока за это время остается равным установившемуся, а. амплитуда провала пускового момента уменьшается с 20 до 10% от номинального. Формула изобретения 1. Устройство управления коммутацией трехфазного вентильного/ электродвигателя, содержащее шесть логических схем совпадения И и три статических триггера, у которых каждый первый выход первого, второго и третьего триггера подключен к двум первым входам первой и шестой, второй и третьей, четвертой и пятой логических схем совпадения соответственно,а каждый второй выход первого, второго и третьего триггеров подключен к двум втоЕФИм входам второй и пятой, первой и четвертой, третьей и шестой логических схем совпадения соответственно, отличающееся тем, что, с целью уменьшения пульсаций пускового момента двигателя от коммутационных процессов, в . него введено шесть формирователей импульсов и шесть логических элементов ИЛИ, причем первый вход I -го логического элемента ИЛИ подключен к выходу 1-го логического элемента И, второй вход нечетного 1-го элемента ИЛИ подключен к первому входу l+1-ro логического элемента И через 1+1 формирователь импульсов, а второй вход четного 1-го элемента ИЛИ подключен ко второму входу -1-го логического элемента И через - 1 формирователь импульсов, где i , 2,... 6.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что формирователи выполнены с воэмозкностью создания импульса длительностью, равной 0,7 Tj где Tj - электромагнитная постоятнная времени обмотки двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент США 4047081, кл. 318-138, 1977.

2.Овчинников И.Е., Лебедев Н.И. Бесконтактные двигатели постоянного тока. Л., Наука, 1979, с. 113-114.

Похожие патенты SU877727A1

название год авторы номер документа
Вентильный электродвигатель 1981
  • Серков Олег Александрович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU970578A1
Реверсивный вентильный двигатель 1979
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU826513A1
Вентильный электродвигатель 1988
  • Дубских Николай Иванович
  • Миронычев Владимир Павлович
SU1497690A2
Вентильный электродвигатель 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1272413A2
Вентильный электродвигатель 1976
  • Михалев Александр Сергеевич
  • Суляев Александр Сергеевич
SU647806A1
Устройство для автоматического включения резервного питания потребителей для подстанций с двигательной нагрузкой 1982
  • Сивокобыленко Виталий Федорович
  • Гребченко Николай Васильевич
SU1064373A2
Устройство для моделирования вентильного электродвигателя 1988
  • Иванов Александр Александрович
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Хоцянова Ольга Николаевна
SU1596357A1
Способ точной автоматической синхронизации синхронного двигателя, питаемого от преобразователя частоты с инвертором тока, с сетью переменного тока промышленной частоты 1990
  • Аракелян Александр Карапетович
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
  • Тытюк Валерий Константинович
SU1744755A1
Вентильный электродвигатель 1978
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU785929A1
Вентильный электродвигатель 1987
  • Данилевский Аркадий Васильевич
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Путников Виктор Владимирович
  • Шмелев Альберт Анатольевич
SU1476571A2

Иллюстрации к изобретению SU 877 727 A1

Реферат патента 1981 года Устройство управления коммутацией трехфазного вентильного электродвигателя

Формула изобретения SU 877 727 A1

SU 877 727 A1

Авторы

Воронин Сергей Григорьевич

Дубских Николай Иванович

Рафиков Адыльша Мубарович

Даты

1981-10-30Публикация

1980-02-21Подача