Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1981 года по МПК F02B39/14 

Описание патента на изобретение SU878988A1

1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к устройствам для смазки и уплотнений турбокомпрессоров системы наддува.

Известны турбокомпрессоры для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие корлус турбины с газовыми полостями высокого и низкого давления, корпус компрессора с воздушными полостями высокого и низкого давления, средний корпус с подшипниками, примыкаюш,ими к их торцам маслоулавливаюш.ими полостями, по меньшей мере одной вентилируемой полостью, отделенной от соседней маслоулавливающей при помош,и уплотнения, установленного с зазором относительно вала, и магистраль слива масла из маслоулавливаюш;их полостей, подключенную к вентилируемой полости при помош,и дренажного канала 1.

К достоинствам таких турбокомпрессоров относится наличие вентиляционной полости, что несколько снижает утечку масла через уплотнение при избыточном давлении в напорной полости компрессора.

Недостатки этих турбокомпрессоров - необходимость специального постороннего источника избыточного давления воздуха; большой расход воздуха через вентилируемую полость; увеличение утечек масла через уплотнения при малых давлениях и разрежении в воздушной полости высокого давления.

5 Целью изобретения является уменьшение утечек масла.

Для достижения этого дренажный канал выполнен в виде жиклера и вентилируемая полость сообш,ена с воздушной и газовыми

10 полостями высокого давления при помоши воздушного и газового каналов, причем сечение газового канала выполнено в два раза больше сечения воздушного канала и значение площади зазора в уплотнении вы15 полнено в пределах значений сечений этих

каналов, а отношение сечения жиклера к

сечению воздушного канала выполнено в

пределах 0,1-0,5.

Вентилируемая полость может быть вы2(3 полнена в виде двух сообщенных между собой секций, одна из которых примыкает к корпусу KOMinpeccopa и подключена к воздушному каналу, вторая - к корпусу турбины и подключена к газовому каналу, и

25 уплотнения между секциями и маслоулавливающими полостями могут быть выполнены оседиагональными.

На чертеже схематически изображен 30 предлагаемый турбокомпрессор.

Турбокомпрессор содержит корпус 1 турбпны с газовыми полостями 2 высокого давления и полостью 3 низкого давления, отделенными одна от другой рабочим колесом 4, корлус 5 компрессора с воздушными полостью 6 высокого давления и полостью 7 низкого давления, отделенными одна от другой колесом 8 комлрессора. В среднем корпусе 9 установлены подшипники ротора 10, выполненные в виде монолитной втулки И. К торцам подшипников примыкают маслоулавливающие полости 12 и 13, каждая из которых при помош,и оседиагонального уплотнения 14 и 15 отделена от одной из секций 16, 17 вентилируемой полости. Секции сообш,ены между собой ,при помош,и обш,его картера 18 и к нему через жиклер 19 подключен патрубок 20 магистрали слива масла, сообщенная с маслоулавливаюш.ими полостями при помош,и разветвленного сливного канала 21. Вентилируемая полость сообш,ена с воздушной и газовой полостями высокого давления, причем секция 16 этой полости, примыкающая к корпусу 5 компрессора, подключена к воздушному каналу 22, а секция 17, примыкающая к корпусу 1 турбины, подключена к газовому каналу 23. Оечепие газового канала 23 выполнено в два раза больше сечения воздушного канала 22. Уплотнения 14 и 15 установлены на валу с зазором относительно корпуса. Площадь зазора больше, чем сечение воздушного канала, и меньше, чем сечение газового канала. Для подвода масла к подшипникам предусмотрен канал 24.

В процессе работы двигателя масло из подшипников через маслоулавливающие полости 12 и 13 и сли-вной канал 21 сливается в патрубок 2U магистрали слива. При работе двигателя под нагрузкой давление в полости 6 компрессора, как правило, больше давления в полости 2 турбины, поэтому воздух из .полости 6 компрессора по каналу 23 поступает в секцию 16 вентилируемой полости и в картер 18. Основная часть этого воздуха вытесняется через зазоры в уплотнениях и препятствует утечкам масла, а незначительная часть через жиклер 19 попадает в магистраль слива масла. Избыточное давление в вентилируемой полости определяется давлением в воздушной полости высокого давления и соотношением проходных сечепий для его поступления в полости и вытеснения в нее. Если избыточное давление в вентилируемой полости при зменении режима работы двигателя станоится меньше, чем в газовой полости 2 высокого давления, происходит подпитка этой полости газами через канал 23. При работе вигателя на холостом ходу или с малой агрузкой давление в воздушной полости ысокого давления становится меньше давления в газовой полости высокого давления и даже может стать отрицательным. В этом случае обе секции вентилируемой полости заполняются газами. Так как сечение канала 23 больше сечения канала 22 и больше .площади зазора в уплотнениях в обеих секциях вентилируемой .полости всегда поддерживается избыточное давление. Это обеспечивает эффективность работы уплотнений и уменьшает утечки масла.

Масло, которое может просочиться в вентилируемую полость, удаляется в магистраль слива масла через жиклер. Оседиагональпый профиль уплотнений

повышает эффективность их работы.

Формула изобретения

1. Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус турбины с газовыми полостями высокого и низкого давления, корпус компрессора с воздушными полостями высокого и низкого давления, средний корпус с подшипниками, примыкающими к их торцам маслоулавливающими полостями, по меньшей мере одной вентилируемой полостью, отделенной от соседней маслоулавливающей при помощи уплотнения, установленного «а валу с зазором относительно корпуса, и магистраль слива масла из маслоулавливающих полостей, подключенную к вентилируемой полости при помощи дренажного канала, отличающийся тем,

что, с целью уменьщения утечек масла, дрепалшый канал выполнен в виде жиклера и вентилируемая полость .сообщена с воздушной и газовыми полостями высокого давления при помощи воздушного и газового каналов, причем сечение газового канала вы.полнено в два раза больше сечения воздушного канала и значение площади зазора в уплотнении выполнено в пределах значений сечения этих каналов, а отношение сечения

жиклера :К сечению воздушного канала выполнено в лределах 0,1-0,5.

2. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что вентилируемая полость выполнена в виде двух сообщенных между

собой секций, одна из которых примыкает к корпусу компрессора, и подключена к воздушному каналу, вторая - к корпусу турбины и подключена к газовому каналу, и уплотнения между секциями и маслоулавливающими полостями выполнены осеДиагональными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 22134)4, кл. F 02В 39/14, опублик. 1974.

J

Похожие патенты SU878988A1

название год авторы номер документа
Двигатель внутреннего сгорания 1980
  • Богодяж Иван Петрович
  • Белоусов Владимир Николаевич
  • Юнь Евгений Александрович
SU909247A1
МАСЛОСИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2535518C1
СПОСОБ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1997
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
  • Нужных В.Н.
  • Цукеров А.М.
  • Михальский Л.Л.
RU2133353C1
Турбокомпрессор для наддувадВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1980
  • Богодяж Иван Петрович
  • Белоусов Владимир Николаевич
  • Юнь Евгений Александрович
SU848716A1
ТУРБОНАГРЕВАТЕЛЬНО-ХОЛОДИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1994
  • Попов К.М.
  • Липатов И.Н.
  • Гуров В.И.
  • Кузнецов Е.Г.
  • Церетели А.А.
RU2096698C1
ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
RU2405976C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1975
  • Жан Мельшиор
  • Тьерри Андре
SU579933A3
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Плотников В.А.
RU2157905C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Оленцов Александр Анатольевич
  • Гвардин Дмитрий Викторович
RU2300034C1
СНИЖЕНИЕ НАГРУЗКИ ОТ ОСЕВОГО УСИЛИЯ В ТУРБОКОМПРЕССОРЕ 2016
  • Сан Гарольд Хуэйминь
  • Ху Леон
  • Ханна Дейв Р
  • И Джеймс Джеймс
  • Кёртис Эрик Уоррен
RU2718397C2

Иллюстрации к изобретению SU 878 988 A1

Реферат патента 1981 года Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 878 988 A1

SU 878 988 A1

Авторы

Богодяж Иван Петрович

Белоусов Владимир Николаевич

Юнь Евгений Александрович

Даты

1981-11-07Публикация

1980-02-25Подача