ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F04D29/70 

Описание патента на изобретение RU2405976C1

Изобретение относится к конструкции турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности к техническим решениям для предотвращения образования нагара в лабиринтных уплотнениях роторов турбокомпрессоров.

Известна конструкция турбокомпрессора наддува тепловозного дизеля, в которой предусмотрена подача сжатого воздуха из напорного патрубка компрессора по каналу в корпусе в полости между секциями лабиринтных уплотнений ротора со стороны колеса турбины, создающего противодавление, препятствующее утечкам газа из проточной части турбины в лабиринтные уплотнения и далее в систему смазки подшипников турбокомпрессора (А.Г.Аврунин. «Тепловозные дизели 2Д100, 10Д100», М., «Транспорт», 1970 г. стр.78-81).

Недостатком известной конструкции турбокомпрессора, в которой предусмотрено снижение утечек газа из проточной части турбины с помощью наддува лабиринтных уплотнений сжатым воздухом из компрессорной части, является засорение лабиринтных уплотнений нагаром из-за выгорания масла, которое попадает в воздух из масляных полостей подшипников ротора турбокомпрессора, на нагретой поверхности лабиринтных уплотнений. На это указано в ст. «Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания»./ Под ред. М.Г.Круглова, М., «Машиностроение», 1973, стр.254.

Известен турбокомпрессор наддува двигателя внутреннего сгорания типа ТК 34Н-19, принятый за прототип, содержащий в своем корпусе канал для подвода сжатого воздуха из воздушного коллектора двигателя к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений ротора (http://www.penza.com.ru/skbt, турбокомпрессоры ТК34Н-19. Технические условия ТУ 24.06.19.007-2000, лист 24, п.6.23).

Недостатком известной конструкции турбокомпрессора также является потеря эффективности лабиринтных уплотнений, вызванная образованием нагара при выгорании масла, имеющегося в воздухе, поступающем из воздушного коллектора двигателя внутреннего сгорания. При этом масло в воздушный коллектор двигателя попадает из картера двигателя при отсосе картерных газов и из масляных полостей подшипников компрессоров уже обеих ступеней наддува.

Техническим результатом изобретения является исключение нагарообразования в секциях лабиринтных уплотнений.

Указанный технический результат достигается тем, что в турбокомпрессоре наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем в своем корпусе по меньшей мере один канал подвода сжатого воздуха из воздушного коллектора к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений ротора, к каналу подвода сжатого воздуха подключен фильтр, имеющий канал отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, и центральный сквозной канал, один конец которого соединен с воздушным коллектором, а другой, через дроссель - с картером двигателя внутреннего сгорания, при этом оси сквозного канала в фильтре и канала отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, взаимно перпендикулярны.

На чертеже схематично представлен фрагмент турбокомпрессора, включающего корпус 1 с каналом 2 для подвода сжатого воздуха из воздушного коллектора (на чертеже не показан) к полости 3, образованной секциями лабиринтных уплотнений 4 ротора 5, фильтр 6, имеющий фильтроэлемент 7, сквозной канал 8, один конец (А) которого соединен с автономным источником сжатого воздуха, а другой конец (В) через дроссель 9 соединен с картером двигателя внутреннего сгорания (на чертеже не показан) и канал 10 для отвода очищенного сжатого воздуха. При этом оси 11 и 12 каналов 8 и 10 взаимно перпендикулярны.

Работа системы происходит следующим образом.

Сжатый воздух из воздушного коллектора (на чертеже не показан), содержащий масло из системы смазки турбокомпрессора и картера двигателя внутреннего сгорания, подаваемый к концу А сквозного канала 8 фильтра 6, проходит с высокой скоростью по каналу 8 и через дроссель 9 поступает в трубопровод (на чертеже не показан), соединяющий конец В канала 8 с картером двигателя внутреннего сгорания. Под действием силы инерции, величина которой определяется скоростью потока сжатого воздуха, масло, взвешенное в потоке, через дроссель 9 вместе с частью потока сжатого воздуха отводится в картер двигателя, а сжатый воздух, очищенный от масла, через фильтроэлемент 7 (например, сетку) поступает через каналы 2 и 10 к полости 3, образованной секциями лабиринтных уплотнений 4, и создает противодавление, повышающее эффективность лабиринтных уплотнений.

Наличие фильтра в канале подвода сжатого воздуха, имеющего канал отвода очищенного воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, обеспечивает подачу сжатого воздуха, очищенного от масла, что исключает нагарообразование в секциях лабиринтных уплотнений.

Похожие патенты RU2405976C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Оленцов Александр Анатольевич
  • Гвардин Дмитрий Викторович
RU2300034C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Власов Виктор Семенович
RU2353816C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Созаев В.Т.
  • Калько В.А.
RU2044929C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
RU2402696C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Егунов Павел Михайлович
  • Нестрахов Александр Сергеевич
  • Швейнштейн Борис Симонович
  • Кондратьев Виктор Петрович
  • Безбородов Анатолий Иванович
  • Ивакин Валерий Викторович
SU1348544A1
СНИЖЕНИЕ НАГРУЗКИ ОТ ОСЕВОГО УСИЛИЯ В ТУРБОКОМПРЕССОРЕ 2016
  • Сан Гарольд Хуэйминь
  • Ху Леон
  • Ханна Дейв Р
  • И Джеймс Джеймс
  • Кёртис Эрик Уоррен
RU2718397C2
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Костогрыз Валентин Григорьевич
  • Дудьев Дмитрий Яковлевич
  • Сигайло Владимир Яковлевич
  • Гельмедов Абдул-Агля Шайхович
  • Климов Николай Иванович
  • Кошолап Юрий Григорьевич
  • Бугаёв Сергей Иванович
  • Климов Виталий Николаевич
  • Лиходид Пётр Викторович
  • Лаврик Александр Степанович
  • Новиков Михаил Викторович
  • Валитова Земфира Ровильевна
  • Романов Александр Васильевич
RU2597322C1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1992
  • Жабин В.М.
  • Фурманов Н.Н.
RU2031220C1
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ РАБОЧИХ КАМЕР РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Владимиров П.С.
RU2146013C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 405 976 C1

Реферат патента 2010 года ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к конструкции турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности к техническим решениям для предотвращения образования нагара в лабиринтных уплотнениях роторов турбокомпрессоров. Технический результат от использования изобретения заключается в исключении нагарообразования в секциях лабиринтных уплотнений. Указанный технический результат достигается в турбокомпрессоре наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем в своем корпусе, по меньшей мере, один канал подвода сжатого воздуха из воздушного коллектора двигателя к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений ротора, причем к каналу подвода сжатого воздуха подключен фильтр, имеющий канал отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, и центральный сквозной канал, один конец которого соединен с воздушным коллектором, а другой через дроссель - с картером двигателя внутреннего сгорания, при этом оси сквозного канала в фильтре и канала отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, взаимно перпендикулярны. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 405 976 C1

Турбокомпрессор наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий в своем корпусе, по меньшей мере, один канал подвода сжатого воздуха из воздушного коллектора двигателя к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений ротора, отличающийся тем, что к каналу подвода сжатого воздуха подключен фильтр, имеющий канал отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, и центральный сквозной канал, один конец которого соединен с воздушным коллектором, а другой через дроссель - с картером двигателя внутреннего сгорания, при этом оси сквозного канала в фильтре и канала отвода очищенного сжатого воздуха к полости, образованной секциями лабиринтных уплотнений, взаимно перпендикулярны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2405976C1

СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Созаев В.Т.
  • Калько В.А.
RU2044929C1
Устройство для очистки торцового лабиринтного уплотнения рабочего колеса турбокомпрессора 1987
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Климов Геннадий Ефимович
  • Матяш Виктор Александрович
SU1490322A1
Способ очистки ротора турбокомпрессора 1981
  • Колотий Валентин Павлович
  • Фертель Аркадий Ильич
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Шейнин Яков Соломонович
  • Каганский Олег Семенович
  • Матяш Виктор Александрович
  • Бабинский Исак Иосифович
  • Грабовская Любовь Сергеевна
SU976136A1
Устройство для очистки торцового лабиринтного уплотнения рабочего колеса турбокомпрессора 1979
  • Колотий Валентин Павлович
  • Фертель Аркадий Ильич
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Сукачев Владимир Леонидович
  • Каганский Олег Семенович
  • Матяш Виктор Александрович
  • Бабинский Исак Иосифович
SU861756A2
US 4750863 A, 14.06.1988
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ РАСПЛАВЛЕННОГО МЕТАЛЛА В ЛИТЬЕВЫЕ ФОРМЫ МАШИН НЕПРЕРЫВНОЙ РАЗЛИВКИ 1998
  • Толве Пьетро
  • Маччи Франко
  • Капотости Ромео
RU2172659C2
DE 1503650, 13.03.1969.

RU 2 405 976 C1

Авторы

Комаров Евгений Ефимович

Добашин Сергей Анатольевич

Даты

2010-12-10Публикация

2009-08-27Подача