Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для наддува двигателя внутреннего сгорания. Известны турбокомпрессоры для над дува двигателя внутреннего сгорания, содержащие ротор, установленный в подшипниках, расположенных между колесами турбины и компрессора в корпусе, снабженном каналом подвода сма ки к радиальным зазорам в подшипниках и к охлаждающей полости, охватывающей по меиы| ей мере один подшипник, и магивтралью слива смазки 1. Для уменьшения утечек смазки через уплотнения этих турбокомпрессоров магистраль слива выполняют с большими проходными сечениями. Это приводит к увеличению габаритов турбокомпрессора и, как показывает опыт эксплуатации, не исключает утечбк на режимах работы двигателя с малой нагрузкой и на холостом ходу, что снижает надежность турбокомпрессора, Известны также турбокомпрессоры, у которых магистраль.слива смазки образована выпускным патрубком и сое диненными с ним частично размещенными один в другом внутренним и наружном патрубками один из которых, наружный, подключен к охлаждающей полости, а другой, внутренний - к полости слива смазки из подшипников 2. В этих турбокомпрессорах утечки через уплотнения на режимах холостого хода и малых нагрузок уменьшены, однако полностью не устранены. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения утечек смазки через уплотнения. Для достижения поставленной цели магистраль слива смазки выполнена в виде эжектора, причем внутренний патрубок выполнен в виде активного сопла и подключен к охлаждающей полости, наружный - в виде пассивного и подключен к полости слива смазки из подшипников, а выпускной - в виде диффузора, и отношение проходных сечений пассивного и активного сопел Эжектора и сечения канала подвода смазки к площади зазоров в подшипниках выполнено равным 10:1,2;1,3:1. На чертеже приведен турбокомпрессор, общий вид с разрезом по подшипникам.. Между солесами 1 турбины и 2 компрессора расположен корпус 3 с подWnHHKaMH, образованными общей втулкой 4 и полостью 5 слива смазки из
подшипников. Ротор 6 установлен в Подшипниках и снабжен уплотнениями 7 Охлгикдающая полость 8, охватывающая подшипники, и маслораспределительная полость 9t заключенная между подшипникгми, связаны с каналом подвода смазки в штуцере 10 при помощи отверстий 17 и ответвления 12, выполненных в том же штуцере. Магистраль слива смазки выполнена в виде эжектора, у которого в виде диффузора выполнен выпускной патрубок 13, подсоединенный к корпусу при помощи фланца 14. При помощи каналов 15 и наружного патрубка 16 впускное отверстие патрубка 13 сообщено с полостью 5 слива смазки из подшипников. Внутренний патрубок 17 подключен к охлеикдающей полЬсти. Внутренний патрубок выполнен в виде активного сопла эжектора, а наружный в виде пассивного. Отношение проходных сечений пассивного и активного сопел эжектора и сечения канала подвода смазки к площади зазоров в подшипниках выполнено равным 10:1, 2:1,3:1.
При работе турбокомпрессора смазка под давлением поступает из штуцера 10 через отверстия 11 и ответвление 12 в охлаждающую и маслораспределительную полости.- Отработавшая в подшипниках смазка через зазоры в нем сливается в полости 5 в виде эмульсии и масляного тумана и стекает по каналам 15 в патрубок 16 Смазка из охлаждающей полости 8 через уменьшенное сечение внутреннего патрубка 17 вытесняется во впускное отверстие патрубка 13 с повышенной скоростью. Скоростной поток из этого патрубка эжектирует эмульсию, поступающую в патрубок 16 из каналов 15. Таким образом, патрубок 17 выполняет роль активного сопла эжектора, а патрубок 16 - роль пассивного сопла Указанное выше соотношение проходных сечений обеспечивает высокую эффективность эжектора.
В результате эжектирования эмульсии из полостей 5 ее протечки через уплотнения уменьшаются вне зависимости от режима работы, что повышает надежность турбокомпрессора..
, изобретения
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор, установленный в подшипниках, расположенных между колесами турбины и компрессора в корпусе снабженном каналом подвода смазки к зазору в подшипниках и к охлаждающей полости, охватывающей по меньшей мере один подшипник, и магистралью слива смазки, образованной впускным патрубком и соединенными с ним частично размещенными один в другом внутренним и наружным патрубками, один из которых подключен к полости слива смазки из подшипников, а другой - к охлаждающей полости, отлич.ающийс я тем, что, с целью повышения надежности путем снижения утечек смазки через уплотнения,магистраль слива смазки выполнена в виде эжектора,причем внутренний патрубок выполнен в виде активного сопла и подключен к охлаждающей полости, наружный-в виде пассивного сопла и подключен к полости слива смазкигиз подшипников,а выпускнойв виде диффузора,и отношение проходных сечений пассивного и активного спел эжектора и сечения канала подвода смазки к площади зазоров в под- шипниках выполнено равным 10:1,2:1,
i-. 1.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Симеон А.Э. и др. Турбонаддув высокооборотных дизелей. М., Машиностроение, 1976, рис, 103, с.194
2.Патент ФРГ 1195550, кл 469 а, 15, опублик; 1966.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2353816C1 |
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU878988A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1562495A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU909247A1 |
Способ охлаждения вала трансмиссии газотурбинного привода и элементов КИП и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2704659C2 |
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2172432C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1671921A1 |
Устройство для предпусковой смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU979661A1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2339850C1 |
Дизельная установка | 1991 |
|
SU1815360A1 |
Авторы
Даты
1981-07-23—Публикация
1980-01-07—Подача