характеристики с учетом информации о дополнительных параметрах ДВС.
Поставленная цель достигается тем, что ири формировании характеристик уиравления моментом зажигания двигателя внутреннего сгорания путем получения и считывания серий электрических импульсов, одна из которых определяет начальное число, зависящее от скорости вращения коленчатого вала, цреобразоваиия начального числа одного или в комплексе с числами, характеризующими отдельные параметры двигателя в кодовую комбинацию, соответствующую требуемому закону управления моментом зажигания и формирования импульса зажигания дополнением счетчика импульсов основного числа числом импульсов, равным разности между произвольно заданным основным числом и преобразованным начальным числом, числа, характеризующие дополнительные параметры двигателя, вводятся в счетчик основного числа без преобразования, а также тем, что в устройстве для осуществления способа четвертый выход программного устройства соединен с входом установки исходного состояния счетчика импульсов основного числа, а третий вход узла уиравления досчетом соединен с выходом информации коррекции датчиков дополнительной информации.
На чертелсе приведена схема устройства, реализующего способ по настоящему изобретению.
Устройство состоит из насаженного на вал 1 профилированного диска 2 с размещенными на его цилиндрической поверхности зубьями 3, имеющего один меченый или дополнительный опорный зуб 4. В частности, в .качестве диска с зубьями может быть использована насаженная на коленчатый вал шестерня двигателя, снабженная дополнительным опорным зубом. Устройство снабжено также датчиком основных импульсов 5, датчиком импульсов начала отсчета 6, счетчиком импульсов начального числа 7, матрицей 8, программным устройством 9, узлом управления досчетом 10, счетчиком импульсов основного числа 11 и датчиками дополнительной информации 12. Датчик 6 установлен с возможностью контроля прохождения опорного зуба 4. Датчик 5 установлен с возможностью контроля прохождения зубьев 3.
Выход датчика 6 иодсоединен ко входу узла обнуления программного устройства 9, выход датчика 5 - к одному из входов узла управления досчетом 10 и к счетному входу счетчика импульсов начального числа 7. Выходы счетчика 7 соединены с частью информационных входов матрицы 8 и со входами программного устройства 9, выходы которого соединеиы: один - со входом разрещения выборки матрицы 8, второй и четвертый - со входами установки «О
счетчика пмпу/п.еов начального числа 7 и счетчика импульсов осиоииого числа 11, а третий - с одним из входов узла управления досчетом 10. Часть информационных 5 входов матрицы 8 соединена с частью датчиков донолнительной информации 12, другая часть датчиков через выход последовательного ввода соединена с третьим входом узла управления досчетом 10. 10 Выходы матрицы 8 соединены со входами счетчика импульсов основного числа 11. Выход узла унравления досчетом 10 соединен со счетным входом счетчика импульсов основного числа 11, выход которого является выходом устройства.
Описываемое устройство работает следующим образом. При вращении вала 1 с днском 2 по мере прохождения зубьев 4 и 3 с датчиков 6 и 5 снимаются сигналы. Спг0 нал с датчика 6 поступает на вход узла обнуления нрограммного устройства 9 и лосле обработки поступает на вход установки «О счетчика 7, устанавливая его в исходное состояние. Одновременно с датчика 5 на счетный вход счетчика 7 поступают импульсы, которые записываются в нем после окончания обнуления. Количество импульсов, находящихся в счетчике 7, в любой момент времени пропорционально скорости
0 вращения коленчатого вала.
В определенный момент времени со второго выхода программного устройства 9 на вход разрешения выборки матрицы 8 поступает короткий импульс. При поступле5 НИИ этого импульса матрица 8 анализирует присутствующую на ее входах информацию о счетном состоянии счетчика импзльсов начального числа 7, а также информацию с датчиков 12 о рабочем состоянии двигате0 ля, преобразует эту информацию в кодовую комбинацию, соответствующую оптимальной рабочей точке для ДВС, и записывает ее в счетчик импульсов основного числа 11. В зависимости от требуемого алгоритма
5 работы и необходимого диапазона регулирования, заложенных в программное устройство 9, в соответствующий момент времеии с третьего его выхода на вход узла управления досчетом 10 подается импульс,
0 разрешающий поступление информации с датчиков дополнительной информации 12 через выход последовательпого ввода и узел управления досчетом 10 в .счетчик импульсов осиовного числа И. Импульсы с датчиков дОНолнительной ииформации 12, поступая в счетчик импульсов основного числа 11, изменяют состояние счетчика 11 и, тем самым, корректируют информацию, занисанную в него с матрицы 8. После корректировки происходит досчет импульсов в счетчик импульсов основного числа 11.
ИлшульсьГдосчета от датчика 5 через узел управления досчетом 10 ноступают на счетный вход счетчика И, и к информации, занисанной в нем ранее, добавляется количество импульсов, равное разности между основным числом и кодовой комбинацией, характеризующей информацию. По достижении счетчиком 11 числового значения, равного основному числу, на его выходе появляется импульс управления зал иганием. Момент появления этого импульса и его угловое полол :ение по коленчатому валу ОПтимизированы с точки зреиия заданного и занрограммированного в матрице критерия минимума токсичности или (и) максимума экономичности или (и) мощности.
Описанные способ и устройство для формирования характеристик управления моментом зажигания две позволяют реализовывать сложные зависимости угла опережения момента искрообразования от скорости, нагрузки, температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и других параметров двигателя.
В сравнении с существующими способами, используемыми в системах, устанавливаемых на серийных автомобилях, изобретение решает важную народнохозяйственную задачу - улучшение динамических и мощностных показателей двигателя за счет выбора рабочей точки характеристики (области, поля), Оптимизировапной по ряду .параметров две, снижения токсичности и повышения экономии топлива.
Технико-экономический эффект предложенных способа и устройства определяется снижением токсичности отработанных газов и повышением топливной экономичности при общем улучшении различных показателей двигателя впутреннего сгорания.
Формула изобретения
1. Способ формирования характеристик управления моментом зажигания двигателя внутреннего сгорания путем получения и считывания серий электрических импульсов, одна из которых определяет начальное число, зависящее от скорости вращения коленчатого вала, преобразования начального числа одного или в комплексе с числами, .характеризующими отдельные параметры двигателя, в кодовую комбинацию, соответствующую требуемому закону управления моментом зажигания и формирования импульса зажигания дополнением счетчика импульсов основного числа числом импульсов, равным разности между произвольно заданным основным числом и преобразованным начальным числом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона формируемых характеристик управления моментом зажигания без изменения структуры и алгоритма устройства, числа, характеризующие дополнительные параметры, вводятся в счетчик основного числа без преобразования. 2. Устройство для осуществления способа
по п. 1, содержащее датчик импульсов начала отсчета, датчик основных импульсов и датчики дополнительной информации, счетчик импульсов основного числа и счетчик импульсов начального числа, программное
устройство, узел управления досчетом и матрицу, одна группа входов которой соединена с выходами счетчика импульсов начального чпсла и входами программного устройства, другая группа входов соединена с выходами датчиков дополнительной информации, а вход разрешения выборки матрицы соединен с первым выходом программпого устройства, выходы матрицы соединены со входами счетчика импульсов основного числа, при этом один из выходов программного устройства соединен с датчиком импульсов начала отсчета, второй выход программного устройства соединен со входом установкн исходного состояния
счетчика импульсов начального числа, а третий выход соединен с первым входом узла управления досчетом, причем выход датчика основных импульсов соединен со счетным входом счетчика импульсов начального числа и вторым входом узла управления досчетом, имеющего выход, соедипенный со счетным входом счетчика пмпульсов основного числа, выход которого является выходом устройства, отличающееся том,
что четвертый выход программного устройства соединен со входом устаповки исходного состояння счетчика импульсов основного числа, а третий вход узла управления досчетом соединен с выходом информации
коррекции датчиков дополнительной информации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Журнал «Автомобильная промышленность, США, К° 8, 1976.
2. Заявка № 2711113/18-21, кл. F 02Р 5/04, 09.01.79, по которой принято рещение о выдаче авторского свидетельства (прототип).
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1979-06-29—Подача