(54) УСТРОЙСТВО ФОРМИ1ЬОВАНИЯ ИМПУЛБСОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМ. ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к автомобильной электронике и может быть использовано для обеспечения автоматического управления зажиганием в электронных системах зажишния. и Системах автоматического управлеииярабочим процессом двигателей внутреннего сгорания. Известны устройства формирования импульсов управления зажиганием двигателя внутреннего сгорания, содержащие датчики импульсов начала отсчета основных и дополнительных импульсов и счетчики импульсов начального и основного чисел 1. Недостатком таких устройств является то что они не обеспечивают регулирование момента зажигания в широких пределах. Цель изобретения - получение нелинейных зависимостей момента зажигания от частоты вращения и расширение диапазона их регулирования. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено схемой управления досчетом, схемой выбора основного числа, матрицей и программным устройством, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входами счетчика импульсов начального числа, третий выход программного устройства соединен с первым входом счетчика импульсов основного числа, четвертый выход программного устройства соединен с первым входом схемы управления досчетом, пятый выход программного устройства соединен с первым входом матрицы, а группа выходов программного устройства соединена с первой группой входов схемы выбора основного числа, первый вход программного устройства соединен с выходом датчика, импульсов начала отсчета, второй вход программного устройства соединен с выходом датчика дополнительных импульсов, третий вход счетчика импульсов начального числа соединен с выходом датчика основных импульсов, вторым входом схемы управления досчетом и четвертым входом программного устройства, группа выходов счетчика импульсов начального числа соединена с группами входов матрицы и программного устройства второй вход счетчика импульсов основного числа соединен с выходом схемы управления досчето.м. группа входов счетчика импульсов основного числа соединена с группой выходов матрицы, а группа выходов счетчика импульсов основного числа соединена с второй группой входов схемы выбор основного числа, выход которой соединен с третьим входом программного устройства. На фиг. 1 дана блок-схема устройства; на фиг. 2 - изображение углов опережения зажигания. Устройство состоит из насаженного на вал I (фиг. 1) профилированного диска 2 с размещенными на его цилиндрической поверхности зубьями 3, имеющего одид меченный или дополнительный зуб 4. В частности в качестве диска с зубьями может быть использована щестерня (маховик) двигателя. Устройство снабжено также датчиком 5 основных импульсов, датчиком 6 импульсов начала отсчета, схемой управления досчетом 7 счетчиком 8 импульсов основного числа, матрицей 9, счетчиком 10 импульсов начального числа, схемой 11 выбора основного числа, программным устройством 12 и датчиком 13 дополнительной информации. Датчик формирует электрические импульсы при прохождении каждого из зубьев 3. Датчик 6 формирует электрический импульс при прохождении дополнительного зуба 4. Выход датчика 5 соединен со вторым, третьим и четверты.м входами схемы управления досчетом, счетчика импульсов начального числа и программного устройства соответственно, выход датчика б соединен с первым входом программного устройства, а выход датчика 13 - со вторым входом программного устройства. Выход схемы управления досчетом соединен со вторы.м входом счетчик а импульсов основного числа, группа выходов которого соединена со второй группой входов схемы выбора основного числа. Группа выходов матрицы соединена с группой входов счетчика импульсов основного числа, а группа входов матрицы соединена с группой выходов счетчика импульсов начального числа и группой входов программного устройства. Первый и второй выходы программного устройства соединены соответственно с первым и вторым входами счетчика импульсов начального числа, третий, четвертый и пятый выходы программного устройства соединены с первыми входами счетчика импульсов основного числа, схемы управления досчетом и матрицы соответственно, а группа выходов его соединена со второй группой входов схемы выбора основного числа. Выход датчика дополнительной информации соединен со вторым входом программного устройства. Выход схемы выбора основного числа соединен третьим входом программного устройства, и является выходом устройства. Предлагаемое устройство работает следующим образом. При вращении вала 1 с диском 2 по мере прохождения зубьев 3 и 4 с датчиков 5 и 6 снимаются электрические импульсы. Сигнал с датчика 6 поступает на первый вход программного устройства 12, преобразуется в нем и устанавливает в исходное состояние все устройство. После установки исходного состояния по сигналу со второго выхода программного устройства на третий вход счетчика 10 с датчика 5 поступает импульсная последовательность, количество импульсов которой в любой момент времени пропорционально скорости вращения коленчатого вала. По окончании сигнала со второго выхода программного устройства данная импульсная последовательность (начальное число) в виде параллельного двоичного кода поступает в матрицу 9 и далее после преобразования в ней по заданному в характеристиках закону записывается в счетчике 8. Одновременно, или после ввода в счетчик 8 начального числа, анализируется дополнительная информация с датчика 13. Результат этого анализа в виде параллельного двоичного кода (кода основного числа) фиксируется на группе выходов программного устройства и на первой группе входов схемы выбора основного числа. В определенный момент времени, зависящий от данного основного числа, с четвертого выхода программного устройства на первый вход схемы управления досчетом 7 подается сигнал, разрещающий поступление в счетчик 8 импульсов с датчика 5. Поступающие таким образом в счетчик 8 импульсы добавляются к ранее записанным в нем и при сравнении кода счетчика с кодом основного числа схема 11 выдает сигнал, являющийся импульсом управления зажиганием. На фиг. 2 области АО и ВО изображают диапазон управления зажиганием при двух различных значениях основного числа, а буквами Ч,ч и Ч показаны моменты выработки импульса управления зажиганием при фиксированном основном и различных начальных числах. Устройство формирования импульсов управления зажиганием ДВС позволяет реализовать сложные зависимости угла опережения зажигания от частоты вращения с учетом дополнительной информации об изменении режима или ездовой ситуации и дают возможность оперативно, изменять весь диапазон управления в целом. Совокупность операций преобразования начального числа и коррекции основного числа, осуществляемая в указанной последовательности, дает возможность реализовать нелинейные, и, в частности, сложные линейные характеристики опережения с различной по величине и знаку крутизной. Имеется также возможность как коррекции отдельных участков заданных зависимостей, так и изменения всего их диапазона. При этом все осуществляется оперативно, в зависимости от параметров, характеризующих работы двигателя или (и) ездовую ситуацию в данный момент времени. Перечисленные преимущества особенно ощутимы при использовании устройства в составе современных электронных систем автоматического управления режимом двигателя, где требуется реализовать больщие семейства сложных нелинейных и линейных характеристик управления, и изменять эту область в тех случаях, когда в процессе работы двигателя появляются режимы, требующие незамедлительного вмешательства, для предотвращения таких нежелательных явлений как детонационный эффект и. пр. которые не всегда удается предусмотреть априори. Необходимость в изменении диапазона управления возникает еще и в тех случаях, когда требуется изменить критерии оптимальности режима двигателя, например максимум экономичности на минимум токсичности; или наоборот. Предварительное задание обоих критериев рещает задачу оптимизации лищь отчасти, так как точные данные по тому, какие ДОЛЖНЫ быть характеристики управления для обеспечения этих критериев, как правило отсутствуют, причем заранее невозможно-предусмотреть все возможные в процессе эксплуатации автомобиля ситуации, в которых возникает необходимость в одном из них или в их оптимальном сочетании. Кроме того, априорное задание отдельных характеристик управления на каждый критерий приводит к большим аппаратурным затратам и усложнению алгоритма работы устройства, и, притом, страдает тем недостатком, что оказыва-. ется невозможным оперативно учесть все изменения режима работы двигателя или (и) ездовой ситуации, диктующие необходимость удовлетворения обоим критериям одновременно. Указанные трудности оптимизации режима две преодолеваются особенно эффетивно при использовании устройства в автоматических системах, в которых датчики корректирующей информации влючаются в контур обратной связи, а операции преобразования характеристик управления сосредотачиваются в одном единственном конструктивном элементе, например интегральной схеме, который в зависимости от конкретно решаемой задачи может перепрограммироваться или даже меняться. Возможно использование устройства не только в качестве штатных бортовых систем автоматического управления рабочим процессом двигателя, но и в составе стендов для исследований характеристик управления и испытаний две, так как задание с помощью таких устройств требуемого временного и углоэого положения импульса управления, осуществляется простыми средствами и с большей точностью, а изменение закона управления не ведет к изменению структуры и алгоритма работы устройства. Учитывая, что изменение отдельных участков характеристик и всего диапазона управления в.целом -не влечет за собой изменения структуры и алгоритма работы устройства, подобные сицтемы могут быть использованы без существенных изменений не только ка ДВС одного, типа, но и на двигателях различных автомобилей, имеющих принципиально отличные друг от друга характеристики и диапазон управления. Все перечисленные преимущества устройства в совокупности при использовании его в качестве штатной системы зажигания или системы автоматического управления рабочим процессом двигателя обеспечивают экономию топлива снижение токсичности и улучшение мощностных и динамических показателей двигателя. Формула изобретения Устройство формирования импульсов управления зажиганием двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчики импульсов начала отсчета, основных и дополнительных умпульсов и счетчики импульсов начального и основного чисел, отличающееся тем, что с целью получения нелинейных зависимостей момента зажигания от частоты вращения и расширения диапазона их регулирования, устройство снабжено схемой управления досчето.м, схемой выбора основного числа, матрицей и программным устройством, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входами счетчика импульсов начального числа, третий выход програ.ммно го устройства соединен с первым входом счетчика импульсов основного числа, чётверт1 |й выход программного устройства соединен с первым входом схемы управления досчетом пять1Й выход програм.много устройства соединен с первым входом .матрицы, а группа выходов программного устройства содинена с первой группой входов схемы выбора основного числа, первый вход программного устройства соединен с выходом датчика импульсов начала отсчета, второй вход программного устройства соединен с выходом датчика дополнительных импульсов, третий вход счетчика импульсов начального числа соединен с выходом датчика основных импульсов, вторым входом схе.мы управления досчетом и четвертым входом программного устройства, группа выходов счетчика импульсов начального числа соединена с группами входов .матрицы и программного устройства, второй вход счетчика импульсов основного числа соединен с выходом схемы управления досчетом, группа входов счетчика импульсов основного числа соединена с группой выходов матрицы, а группа выходов счетчика и.мпульсов основного числа соединена с второй группой входов схемы выбора основного числа, выход которой соединен с третьим входом программного устройства. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 2339755, кл. 46 К 3/00, 1976.
Авторы
Даты
1982-04-15—Публикация
1979-11-30—Подача