Луч 4, прошедший через зеркало 3 5, отраженный от него путем изменения положения светового источника, 2 и зеркала 3, совмещают с плазовыми точками 6-8, задающими продольную теоретическую линию оси 9 валопровода.
Затем в плазовой точке 8 закрепяют зеркало 10 с полным внутренним отражением, разворотом которого пропускают луч 5 через плазовУе точки 8 и 11, создавая таким образом,вторую продольную теоретическую линий осей 12 валопроводов.
Затем .за зеркалами 3 и 10 устанавливают контрольные мишени 13 таким образом, чтобы центры симметрии их контрольньах окружностей совпадали с теоретическими линиями осей 9 и 12 валопроводов.
После этого в- точках пересечения продольных линий осей 9 и 12 валопроводов с поперечной теоретической линией 14 валопровода, устанавливают зеркала 15 и 16 с убирающимися экранами 17 и 18, выполненными, например, из папиросной бумаги.
Убирающиеся экраны 17 и 18 устанавливают поочередно на плоскости отражающих поверхностей зеркал 15 и 16. Далее разворотом зеркала 15 направляют отраженный от его поверхности луч 19 на экран 17 и фокусированием луча 1 на расстояние равное полусумме сторон замкнутого светового контура 20 (фиг.2) совмещают полученные при этом на экране 17 световые пятиа 21 и 22 (фиг.З) одинаковой формы лучей 19 и 1. Затем разворотом зеркала 16 направляют отраженный от его поверхности луч 23 на экран 18 и совмещают при этом световые пятна 24 и 25 (фиг.4) одинаковой формы лучей 23 и 1, образуя таким образом световой замкнутый контур 20 (фиг.2). Производят установку макет-кондуктора 26 таким образом, чтобы центры заглушек 27 зеркальных мишеней 28, вставленных в посадочные места 29 макет-кондуктора 26, совмещались со световыми лучами 4 и 13, являющимися теоретическими линиями осей 9 и 14 валопроводов. Далее убирают заглушки 27 и поворачивая зеркальные мишени 28 производят одновременную центровку макет-кондуктора 26 по теоретическим линийм осей 14 и 9 валопроводов с помощью отжимных .винтов 30, путем coв eщeния лучей 31, отраженных от зеркала 32 с концентрическими окружностями контрольных мишеней 13.
Установку макет-кондуктора 33 производят таким же образом, как и макет-кондуктора 26, но совмещая при этом центры заглушек 27 со световыми лучами 5 и 23, являющимися теоретическими линиями осей 12 и 14 валопроводов .
Положительный эффект от применения предлагаемого способа центровки макет-кондукторов обеспечивается за счет проведения центровки одним оптическим прибором, в частности све- товым источником (лазерным устройством) , что высвобождает значительное количество оптических приборов в случае широкого применения предлагае1МОГО способа. Кроме этого, обеспечение одновременного совмещения двух осей макет-кондуктора с теоретическими линиями осей валопроводов, повышает производительность и точность .центровки из-за отсутствия необходимости в применении высокоточных фаль5 швалов.
Предлагаемое изобретение может найти применение в судостроении при центровке механизмов при помощи макет-кондукторов.
Формула изобретения
Способ Центровки макет-кондукторов судового валопровода с применением
источника света, полупрозрачного и с полным внутренним отражением зеркал, зеркальных мишеней и зеркал с убираквдимися экранами, состоящий в том, что световой луч совмещают с
продольными и поперечными теоретическими линиями осей валопровода, устанавливают в посадочных местах макет-кондукторов зеркальные мишени, поворачивают их и совмещают отраженный луч света с одной из концентричных окружностей на контрольной мишени,о тл и ч а ющ ий с я тем, что, с целью ускорения и повышения точности центровки, световой луч направляют на полупрозрачное зеркало,
проходящий через него луч совмещают с продольной теоретической линией оси валопровода, а отраженный от него луч посредством зеркала с полным отражением совмещают с другой теоретической линией оси валопровода,затем в точках пересечения продол аных и поперечных теоретических линий устанавливают зеркала с убирающимися экранами, фокусируют луч до получения на убирающихся экранах пятен одинаковой формы, которые впоследствии совмещают поворотом зеркал, направляя при этом лучи продольных линий валопроводов по поперечной лиНИИ оси вaлoпpoвoдa после чего одновременно поворачивают в посадочных Местах макет-кондукторов зеркальные мишени и совмещают отраженные от них лучи с окружностями контрольных мишеней .
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Тюрин Ю.М. и др. Новые способы центровки базовых механизмов W/3-1979 п., ЦНИИ Румб (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ центровки макет-кондукторов судовых механизмов | 1980 |
|
SU901145A1 |
Оптический способ центровки судовых механизмов | 1977 |
|
SU658041A1 |
Оптический способ центровки судовых механизмов | 1982 |
|
SU1046159A1 |
Оптический способ центровки вала | 1986 |
|
SU1442823A1 |
Способ задания осевых линий судовых валопроводов | 1982 |
|
SU1039795A1 |
Способ центровки судовых механизмов и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1346485A1 |
Устройство для оптической разметкипОВЕРХНОСТЕй издЕлий | 1979 |
|
SU847020A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МОНТИРУЕМОГО АХТЕРШТЕВНЯ | 1990 |
|
RU2013284C1 |
СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА И ОПТИЧЕСКИЙ ТЕНЗОМЕТР ДЛЯ НЕГО | 2017 |
|
RU2715081C2 |
Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси | 1955 |
|
SU115532A1 |
8
0 /
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1980-02-08—Подача