1
Изобретение относится к судостроению, в частности к оптическим способам центровки судовых механизмов.
Известен оптический способ центровки судовых механизмов путем пропускания лазерного луча через кормовую и носовую марки, установленные в дейдвудной трубе по ее оси, фокусирования луча на зеркальной мишени, установленной центром ее перекрестия вблизи центра вала центрируемого механизма, поворота упомянутого вала и совмещения центра перекрестия мишени с теоретической осью валопровода 1.
К недостаткам этого способа следует отнести сложность точной установки зеркальной мишени перпендикулярно оси визирной трубы, большую длительность центровки, вызванную необходимостью совмещения перекрестия визирной трубы с перекрестием зеркальной мишени и отраженного перекрестия с перекрестием визирной трубы и сложность управления процессом центровки.
Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости центровки.
Для этого зеркальную мишень после поворота вала перемещают до совпадения центра ее перекрестия с центром окружности, описанной лучом на зеркальной мишени, при повороте вала, затем снова поворачивают вал механизма и перемещают механизм до получения на экране, установленном на носовом торце дейдвудной трубы, окружности, концентричной или совпадающей с нанесенной на экране окружностью, центр которой совмещен с осью дейдвудной трубы.
На фиг. 1 изображена схема центровки, поясняющая данный способ; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.
Источник света малой расходимости, например оптический квантовый генератор 1, устанавливают на одной оси с визирной трубой 2 или параллельно ей в одном корпусе 3, обеспечивающем угловые перемещения всей этой системы относительно центра, совпадающего с теоретической осью линии вала, и крепят на временном кронштейне 4, приваренном в корме к корпусу судна за яблоком ахтерштевня.
В кормовой и носовой частях дейдвудной трубы 5 по центру с помощью известных приспособлений устанавливают марки 6. На носовом торце дейдвудной трубы устанавливают экран 7, на котором нанесены концентрические окружности 8 (фиг. 2) с центром, лежащим на оси дейдвудной трубы. На фланец вала 9 механизма 10 устанавливают произвольно плоскости фланца, зеркальную мишень II, но таким образом, чтобы перекрестие зеркальной мишени 12 совпадало с осью врашения фланца вала механизма, и с помощью винтов 13 (фиг. 1) в процессе центровки изменяют положение механизма. Центровка по данному способу осуществляется следующим образом. Сфокусированный до необходимых геометрических параметров лазерный луч направляют через центры носовой и кормовой марок 6 дейдвудной трубы 5 на зеркальную мишень 11, центр перекрестия которой лежит вблизи центра вала механизма 10, получая при этом теоретическую ось валопровода. Затем проворачивают вал 9 и световым пятном прочерчивают на зеркальной мишени 11 окружность. Далее перемещают зеркальную мишень таким образом, чтобы центр ее перекрестия совпадал с центром описанной окружности, при этом центр перекрестия мишени будет .совпадать с осью вращения вала. Затем проворачивают вал 9 и отраженным лазерным лучом на экране 7 прочерчивают замкнутую фигуру. Учитывая положение этой фигуры, с помощью винтов 13 перемещают механизм в ту или иную сторону и,проворачивая вал 9, добиваются такого положения, когда описываемая отраженным пятном фигура превратится в правильную окружность и совпадет или будет концентричной одной из окружностей 8, нанесенных на экране 7. В этом случае можно считать линию валопровода сцентрованной с высокой точностью, так как базой центровки является расстояние между дейдвудной трубой и фланцем вала механизма, т.е. наибольщее расстояние. Формула изобретения Оптический способ центровки судовых механизмов путем пропускания лазерного луча через кормовую и носовую марки, установленные в дейдвудной трубе по ее оси, фокусирования луча на зеркальной мишени, установленной центром ее перекрестия вблизи центра вала центрируемого механизма, поворота упомянутого вала и совмещения центра перекрестия мишени с теоретической осью валопровода, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости центровки, зеркальную мишень после поворота вала перемещают до совпадения центра ее перекрестия с центром окружности, описанной лучом на зеркальной .мишени, при повороте вала, затем снова проворачивают вал механизма и перемещают механизм до получения на экране, установленном на носовом торце дейдвудной трубы, окружности, концентричной или совпадаюшей с нанесенной на экране окружностью, центр которой совмещен с осью дейдвудной трубы. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Технологические особенности постройки судов на зарубежных верфях. «Судостроение, Л., 1973, с. 273-276.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Оптический способ центровки судовых механизмов | 1982 |
|
SU1046159A1 |
Оптический способ центровки вала | 1986 |
|
SU1442823A1 |
Способ центровки макет-кондукторов судового валопровода | 1980 |
|
SU880861A1 |
Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси | 1955 |
|
SU115532A1 |
Способ центровки судовых механизмов и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1346485A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МОНТИРУЕМОГО АХТЕРШТЕВНЯ | 1990 |
|
RU2013284C1 |
Способ центровки макет-кондукторов судовых механизмов | 1980 |
|
SU901145A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРОВКИ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ | 1990 |
|
RU2033596C1 |
СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА И ОПТИЧЕСКИЙ ТЕНЗОМЕТР ДЛЯ НЕГО | 2017 |
|
RU2715081C2 |
СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ ОСЕЙ ВРАЩАЮЩИХСЯ СОПРЯГАЕМЫХ ВАЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СОСТАВНОЙ ВАЛОПРОВОД, ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПРИВОДНОГО ВАЛА ТОРМОЗНОЙ МАШИНЫ МОТОРНОГО СТЕНДА И ОСИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ - ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2352901C2 |
Л 9 /3 / / / //7 /
8
Вид б
fZ
Фиг.5
Авторы
Даты
1979-04-25—Публикация
1977-03-29—Подача