Оптический способ центровки судовых механизмов Советский патент 1979 года по МПК B63H23/34 G01B11/275 

Описание патента на изобретение SU658041A1

1

Изобретение относится к судостроению, в частности к оптическим способам центровки судовых механизмов.

Известен оптический способ центровки судовых механизмов путем пропускания лазерного луча через кормовую и носовую марки, установленные в дейдвудной трубе по ее оси, фокусирования луча на зеркальной мишени, установленной центром ее перекрестия вблизи центра вала центрируемого механизма, поворота упомянутого вала и совмещения центра перекрестия мишени с теоретической осью валопровода 1.

К недостаткам этого способа следует отнести сложность точной установки зеркальной мишени перпендикулярно оси визирной трубы, большую длительность центровки, вызванную необходимостью совмещения перекрестия визирной трубы с перекрестием зеркальной мишени и отраженного перекрестия с перекрестием визирной трубы и сложность управления процессом центровки.

Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости центровки.

Для этого зеркальную мишень после поворота вала перемещают до совпадения центра ее перекрестия с центром окружности, описанной лучом на зеркальной мишени, при повороте вала, затем снова поворачивают вал механизма и перемещают механизм до получения на экране, установленном на носовом торце дейдвудной трубы, окружности, концентричной или совпадающей с нанесенной на экране окружностью, центр которой совмещен с осью дейдвудной трубы.

На фиг. 1 изображена схема центровки, поясняющая данный способ; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.

Источник света малой расходимости, например оптический квантовый генератор 1, устанавливают на одной оси с визирной трубой 2 или параллельно ей в одном корпусе 3, обеспечивающем угловые перемещения всей этой системы относительно центра, совпадающего с теоретической осью линии вала, и крепят на временном кронштейне 4, приваренном в корме к корпусу судна за яблоком ахтерштевня.

В кормовой и носовой частях дейдвудной трубы 5 по центру с помощью известных приспособлений устанавливают марки 6. На носовом торце дейдвудной трубы устанавливают экран 7, на котором нанесены концентрические окружности 8 (фиг. 2) с центром, лежащим на оси дейдвудной трубы. На фланец вала 9 механизма 10 устанавливают произвольно плоскости фланца, зеркальную мишень II, но таким образом, чтобы перекрестие зеркальной мишени 12 совпадало с осью врашения фланца вала механизма, и с помощью винтов 13 (фиг. 1) в процессе центровки изменяют положение механизма. Центровка по данному способу осуществляется следующим образом. Сфокусированный до необходимых геометрических параметров лазерный луч направляют через центры носовой и кормовой марок 6 дейдвудной трубы 5 на зеркальную мишень 11, центр перекрестия которой лежит вблизи центра вала механизма 10, получая при этом теоретическую ось валопровода. Затем проворачивают вал 9 и световым пятном прочерчивают на зеркальной мишени 11 окружность. Далее перемещают зеркальную мишень таким образом, чтобы центр ее перекрестия совпадал с центром описанной окружности, при этом центр перекрестия мишени будет .совпадать с осью вращения вала. Затем проворачивают вал 9 и отраженным лазерным лучом на экране 7 прочерчивают замкнутую фигуру. Учитывая положение этой фигуры, с помощью винтов 13 перемещают механизм в ту или иную сторону и,проворачивая вал 9, добиваются такого положения, когда описываемая отраженным пятном фигура превратится в правильную окружность и совпадет или будет концентричной одной из окружностей 8, нанесенных на экране 7. В этом случае можно считать линию валопровода сцентрованной с высокой точностью, так как базой центровки является расстояние между дейдвудной трубой и фланцем вала механизма, т.е. наибольщее расстояние. Формула изобретения Оптический способ центровки судовых механизмов путем пропускания лазерного луча через кормовую и носовую марки, установленные в дейдвудной трубе по ее оси, фокусирования луча на зеркальной мишени, установленной центром ее перекрестия вблизи центра вала центрируемого механизма, поворота упомянутого вала и совмещения центра перекрестия мишени с теоретической осью валопровода, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости центровки, зеркальную мишень после поворота вала перемещают до совпадения центра ее перекрестия с центром окружности, описанной лучом на зеркальной .мишени, при повороте вала, затем снова проворачивают вал механизма и перемещают механизм до получения на экране, установленном на носовом торце дейдвудной трубы, окружности, концентричной или совпадаюшей с нанесенной на экране окружностью, центр которой совмещен с осью дейдвудной трубы. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Технологические особенности постройки судов на зарубежных верфях. «Судостроение, Л., 1973, с. 273-276.

Похожие патенты SU658041A1

название год авторы номер документа
Оптический способ центровки судовых механизмов 1982
  • Парака Александр Федорович
  • Серяков Владимир Яковлевич
SU1046159A1
Оптический способ центровки вала 1986
  • Тюрин Юрий Михайлович
  • Шереметьев Дмитрий Николаевич
  • Федотов Альберт Александрович
  • Абрамов Александр Анатольевич
  • Петушков Михаил Александрович
SU1442823A1
Способ центровки макет-кондукторов судового валопровода 1980
  • Тюрин Юрий Михайлович
  • Федоров Леонид Трифонович
  • Буракин Валентин Николаевич
  • Шереметьев Дмитрий Николаевич
SU880861A1
Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси 1955
  • Ладыженский Е.Б.
SU115532A1
Способ центровки судовых механизмов и устройство для его осуществления 1985
  • Виноградов Владимир Васильевич
  • Тюрин Юрий Михайлович
  • Шереметьев Дмитрий Николаевич
SU1346485A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МОНТИРУЕМОГО АХТЕРШТЕВНЯ 1990
  • Шевченко Т.Г.
RU2013284C1
Способ центровки макет-кондукторов судовых механизмов 1980
  • Тюрин Юрий Михайлович
  • Мозолькин Владимир Самуилович
  • Первезенцев Николай Иванович
SU901145A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРОВКИ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ 1990
  • Лунин В.М.
  • Рыжков А.В.
  • Асалиев Э.М.
  • Мирошников А.А.
RU2033596C1
СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА И ОПТИЧЕСКИЙ ТЕНЗОМЕТР ДЛЯ НЕГО 2017
  • Гаврилюк Лев Петрович
  • Морозов Константин Николаевич
RU2715081C2
СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ ОСЕЙ ВРАЩАЮЩИХСЯ СОПРЯГАЕМЫХ ВАЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СОСТАВНОЙ ВАЛОПРОВОД, ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПРИВОДНОГО ВАЛА ТОРМОЗНОЙ МАШИНЫ МОТОРНОГО СТЕНДА И ОСИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ - ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Фесина Михаил Ильич
  • Прохоров Сергей Петрович
  • Дерябин Игорь Викторович
RU2352901C2

Иллюстрации к изобретению SU 658 041 A1

Реферат патента 1979 года Оптический способ центровки судовых механизмов

Формула изобретения SU 658 041 A1

Л 9 /3 / / / //7 /

8

Вид б

fZ

Фиг.5

SU 658 041 A1

Авторы

Левин Борис Маркович

Буракин Валентин Николаевич

Шереметьев Дмитрий Николаевич

Рузанов Александр Федорович

Тюрин Юрий Михайлович

Даты

1979-04-25Публикация

1977-03-29Подача