Способ охлаждения электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02K9/20 

Описание патента на изобретение SU881941A1

Изобретение относится к электроте нике и может быть использовано для охлаждения активных частей электрических машин, применяемых на транспортных средствах. Одним из основных требований, пре дъявляемых к электротехническим устройствам, предназначенным для работы на транспортных средствах, является минимум весо-габаритных показателей. Снижение весо-габаритных пока зателей электротехнических ycтpoйctв обеспечивается путем интенсификации процесса охлаждения нагретых частей электротехнических устройств и, в частности, электрических машин. Известен способ охлаждения электр ческой машины гетерогенной средой дисперсно-пленочной структуры, полученной при разбрызгивании испаряющейся жидкости вращающимся ротором, ее испарении на нагретых поверхностях и отводе пара из объема машины. Этот способ подразумевает следующую последовательность операций: подают жидкость в полость электрической машины, перемешивают жидкость вращающимся ротором, разбрызгивают жидкость на нагретые поверхности и охлаждают нагретые поверхности (путем испарения жидкости) СП . Недостатками этого способа, снижающими интенсивность охлаждения, являются отложения продуктов накипи и эрозии на поверхности теплообмена, и следовательно, возрастание термического сопротивления; нанесение жидкости на поверхность теплообмена лишь со стороны вращающегося ротора, что приводит к существеншл4 местньм перегревам поверхностей теплообмена; гидромеханическое взаШЮдействие ротора и жидкости, вызывающее потери на трение, которые при повьш1енной частоте вращения ротора становятся соизмеримыми с мощностью машины. Известен способ охлаждения элекг-: рической машины, заключающийся в том. что в полость машины вводят одновременно в различных направлениях струи жидкости и газа, перемешивают их, омывают смесью жидкости и газа нагре ,тые части машины и удаляют смесь из полости машины 2. Однако данньй способ не обеспечивает необходимой степени охлаждения. Цель изобретения - повьш1ение охлаждения . Эта цель достигается тем, что в известном способе охлаждения электрической машины, струю газа вводят в направлении, пересекающем струю жидкости, с обеспечением продува жидкости, При этом струя газа, продуваемая через слой жидкости, стремите вытолкнуть НДХОДЯ1ЦИЙСЯ над ней столб жидкости, который под действием сил гравитации получает встречное струе газа перемещение. Таким образом в полости электрической машины организуется непроточный по жидкости динамический газо-жидкостный слой, при котором да«еет место взаш 1опроникновение вихрей жидкой и газообразной фаз; существенно увеличивается повер ность теплообмена между газом и омывающей нагретые части машины жидкост а также выравнивается температурное поле газо-жидкостной смеси. Увеличение поверхности раздела между жидкой и газовойфазами способствует сни женио термического сопротивления на пути, теплового потока, и процесс теплообмена между нагретой жидкостью и холодньм газом интенсифицируется. Вместе с тем за счет равномерности температурного поля газо-5кндкостной смеси в полости машины иитенсифихщрузтся процесс теплообмена через слой смеси меяаду нагретьми (лобовые части обмотки ) и холодньми (корпус, подшипниковые щиты) частями электрической машины. Кроме того, за счет продува жидкости газам создаются условия более интенсивного испарения наг ретой жидкости с поверхности раздела фаз в продуваемый газ. Таким образом процесс теплообмена нагретых частей электрической машины интенсифицирует ся за счет нагрева и удаления из полости продуваемого газа, полного омы вания поверхностей нагретых частей жидкостью, а также за счет испарения части жидкости и удаления паро-газовой смеса из полости машины. На чертеже приведен вариант исполнения предлагаемой электрической машины с газо-жидкостным охлаждением, Электрическая машина содержит корпус J, закрытый с торцов подшипниковыми щитами 2, В корпус J запрессован шихтованный пакет железа статора 3, в пазах которого уложена обмотка 4, Статорная перегородка 5 помещена в расточку железа статора 3 и образует совместно с подшипниковьми щитами 2, корпусом 1 и пакетами статора 3 замкнутую полость 6, в которой размещены лобовые части обмотки 4 статора, В полости 6 помещены перегородка 7, образующая канал 8, соединенный одним концом с нижней частью полости 6, а другим - с верхней. Система подачи газа (не показана) соедийена с полостью машины 6 при помощи патрубка 9, содержащего перфорированный конец 10, Патрубок 11 соединяет полость элeкtpичecкoй машины с системой подачи жидкости, Охлаждение статора электрической машины осуществляется следующим образом , Через патрубок 11 в полость 6 подают жидкость, частично заполняющую полость 6, а через патрубок 9 подают газ, Выходящие из перфораций J О струи газа Продуваются через жидкость, и в полости 6 организуется непроточньш по жидкости динамический пенный слой. При омывании нагретых поверхностей (поверхность обмотки 4, повер::ность железа статора З) динамическим пенным слоем на теплообь 1енную поверх-; ность наносят тонкую жидкостную пленку, которая, в результате контакта с нагретой поверхностью, нагревается, С поверхности пленки в динамический пенный слой отрывают и оттесняют нагретую жидкость, а из объема динамического, слоя к теплообменной поверхности подают охлажденную жидкость. Охлаждение жидкости в объеме динамического слоя осуществляют струями и пузырями холодного газа, а также путем контакта жидкости с холодными поверхностями корпуса и подI ИИГ1НИКОВЫХ пщтов. Тепловой поток от нагретых поверхностей электрической машины передается жидкости, а от неепотоку газа, корпусу и подшипниковые щитам, В случае использования испаряющейся жидкости с поверхности нагретой пленки жидкости, контактирующей с наг 5 гретой поверхностью электрической машины, испаряется часть жидкости, паровую фазу отводят из полости машины и таким образом дополнительно охлаждают жидкость. Удаление нагретого газа (паро-газовой смеси) осуществляют через отверстие 12, выполненное в корпусе 1. Для предотвращения уноса капель жидкости канал 8 в зоне выходного отверстия 12 выполнен расширяющимся. Отсепарированная жидкость по каналу 8 возвращается в ниж нюю часть полости 6. Применение способа охлаждения злектрической машинь путем подачи в полость электрической машины жидаости и продува через слой жидкости струй газа при его реализации обеспе чивает по сравнению сосуществующими способами охлаждения электрических машин повьш1енную интенсивность охлаждения за счет снижения термических сопротивлений от поверхностей нагретых частей к газо-жидкостной смеси, от нагретой газо-жидкостной смеси к холодным частям электрическо машины и от холодной жидкости в смеси к газу в смеси. Кроме того, непре рьшное взаимопроникновение вихрей пр продуве газа через слой жидкости ведет к снижению диффузионного сопроти ления - испарение жидкой фазы происходит при пониженных температурах 1 6 поверхности нагретых частей электрической машины более интенсивно, чем в существующих способах и при этом обеспечивается удовлетворительное обновление пленки жидкости на поверхности нагретой части, что препятствует образованию несмоченных участков поверхности, сопровождающихся местш и перегревами и способствует интенсификации охлаждения нагретых частей. Формула изобретения Способ охлаждения электрической машины, заключающийся в том, что в полость машины вводят одиовременно в различных напралеииях струи . жидкости и газа,1 перемешивают юс,омывают смесью жидкости и газа нагретые части машины и удаляют смесь из полости машин, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения интенсивности охлая;дения, струю газа вводят в направлении, пересекающем струю жидкости, с обеспечением продува жидкости. Источники инфо ; {а1щи, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР № 559335, кл. Н 02 К 9/20, 1978. 2.Авторское свидетельство СССР 10672J, кл. Н 02 К 9/20, 1954.

Похожие патенты SU881941A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Индукторная машина с жидкостным охлаждением 1979
  • Британчук Вилен Матвеевич
  • Чепурин Николай Алексеевич
  • Столяров Константин Андреевич
  • Смирнов Валерий Васильевич
  • Карманов Евгений Дмитриевич
  • Черкас Алексей Яковлевич
  • Савилов Олег Николаевич
  • Ковалева Галина Сергеевна
  • Старчеус Константин Иванович
  • Иванищев Николай Григорьевич
SU777776A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
Электрическая машина 1978
  • Васильев Леонард Леонидович
  • Богданов Владимир Михайлович
  • Кубрак Анатолий Иванович
  • Волковой Николай Никитович
SU771807A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОЖИДКОСТНЫМ АЭРОЗОЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1995
  • Рубинов Е.А.
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Шевченко А.А.
RU2095921C1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2277281C2
Электрическая машина с воздушным охлаждением 1983
  • Усов Павел Васильевич
  • Евграфов Борис Иванович
  • Никитина Ирина Александровна
  • Игнатов Владимир Константинович
  • Орлов Борис Петрович
  • Зибров Анатолий Михайлович
  • Михайлов Евгений Федорович
SU1104618A1
Закрытая электрическая машина 1973
  • Борисенко Александр Иванович
  • Костиков Олег Николаевич
  • Чумаченко Виктор Иванович
  • Яковлев Александр Иванович
SU554595A1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КУРОЧКИНА 1994
  • Курочкин Андрей Геннадьевич
RU2099556C1
Система охлаждения закрытой электрической машины 2015
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русакова Вера Николаевна
  • Шатов Виталий Александрович
  • Казимиров Евгений Олегович
RU2609466C1

Иллюстрации к изобретению SU 881 941 A1

Реферат патента 1981 года Способ охлаждения электрической машины

Формула изобретения SU 881 941 A1

SU 881 941 A1

Авторы

Черкас Алексей Яковлевич

Краснов Владимир Семенович

Марченко Яков Егорович

Волков Геннадий Александрович

Беляков Николай Иванович

Даты

1981-11-15Публикация

1980-01-09Подача