Изобретение относится к горной промышленности, в частности к буровы кареткам. Известно устройство для проходки горных выработок, включающее механиз передвижения, выполиенный в виде тре последовательно расположенных распорно-опорных элементов, взаимодействующих посредством пневмоцилиндров что обеспечивает шагание машины по бортам выработки 1. Это устройство предназначено для проходки прямолинейных горных выработок и конструкция механизма ее передвижения не предусматривает возможности изменения направления машин Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является каретки для бурения шпуров s очистных забоях маломощных крутопадающих месторождений, включающая буровые машины, манипуляторы j механизм передвижения, выполненный в виде трех последовательно расположенных распорно-опорных элементов, соединенных рамой, имеющей ОСь вращения f 2J . Она не обеспечивает перемещение в любом направлении. .Цель изобретения - обеспечение возможности перемещения каретки в любом направлении. Для достижения поставленной цели каретка имеет механизм поворота с винтовой парой и тягой и дополнительную опору, которая выполнена ъ виде спаренных пневмобаллонов, закреплённых на концах оси рамы и имеющих металлические каркасы, при этом винт винтовой пары установлен на каркасе пневмобаллонов, а гайка посредством тяги закреплена на раме.. На фиг. 1 изображена буровая каретка, общий вид на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 - положение каретки после изменения направления перемещения (показано пунктирной ли3нией;; на фиг. 4 - положение каретки в очистном пространстве. Каретка имеет механизм передвижения, выполненный в виде последовательно расположенных опорных элементов. .(пневмостоек) 1 , соединенных рамой 2, дополнительную опору, которая выполнена в виде спаренных пневмобаллонов 3, закрепленных на концах оси 4 рамы 2 и имекщих металлические каркасы 5. Внутри рамы 2 размещен пневмоцилиндр 6, шарнирно соединяющий одну из пневмостоек 3 с осью 4. На одной из пневмостоек навешиваются буровые машины 7 с автоподатчиком 8 и манипуляторами 9, а на другой пневмостойке - пульт управления 10. Для облегчения перемещения рамы 2 с пневмостойками 1 и тяжелым буровым оборудованием, а также для обеспечения их устойчивости- при пер мещении предусмотрены направляющие ролики 11, установленные между щека ми 12 рамы 2. Для обеспечения беспрепятственного перемещения рамы 2 с пневмостойками 1 относительно неподвижной оси 4 или пневмобаллонов 3 вместе с осью 4 вдоль рамы 2 в раме и ее щеках 12 предусмотрена прорезь 13. Для изменения направления движения каретки в плоскости очистного пространства применяется механизм поворота рамы 2 и пневмобаллонов 3.. Механизм поворота закре лен на металлическом каркасе 5 пнев мобаллонов 3 и состоит из винта 14, пары конических шестерен 15, махови ка 16, подвижной гайки 17 и тяги 18 Тяга 18 шарнирно крепится одним кон цом к подвижной гайке 17, а другим к металлической щеке 12 рамы 2. Бла годаря этому щеки 12 взаимосвязаны с пневмобаллонами 3. После поворота рамы 2 вокруг оси 4 на заданный угол при помощи этого же механизма поворота поворачиваются на такой же угол и пневмобаллоны 3. Для того, чтобы тяга 18 не препятствовала этому, в йдной из щек 12, к которой крепится тяга, делается про резь. 19, в которой особенно oжeт перемещаться шарнир тяги 18. Во всех остальных случаях (при прямолинейном перемещении каретки и при повороте рамы 2 вокруг оси 4 в случае изменения нап равления перемещения) шарнир тяги 18 закрепляется в прорезь 19 в определенном месте-. Во время бурения шпуров пневмобаллоны 3 и пневмостойки 1 распираются в борта призабойного пространства. Перемещение каретки осуществляется следующим образом. После снятия распора в пневмостойках 1 они вместе с рамой 2 при помощи пневмоцилиндра двойного действия 6 перемещаются в направляющих роликах 11 относительно среднего распорного элемента (пневмобаллонов 1) на величину щага перемещения. При этом пневмобаллоны 1 раскреплены в борта очистного пространства и обеспечивают устойчивое положение каретки. Заняв новое положение, пневмостойки 1 распираются в борта очистного пространства. При снятии распора с пневмобаллонов 3 устойчивое положение каретки обеспечивается пневмостойками 1, раскрепленными в борта очистного пространства. При помощи пневмоцилиндра 6 путем подачи сжатого воздуха в другую полость цилиндра осуществляется перемещение пневмобаллонов 3 вместе со щеками 12 вдоль рамы 2 на величину шага перемещения. Заняв новое положение, пневмобаллоны 3 распираются в бортаочистного пространства. Для изменения направления движения каретки производится снятие распора в пневмостойках и поворачивание рамы 2 вместе с пневмостойками 1 и щеками 2 вокруг оси 4 на заданный угол при помощи механизма поворота. При этом от механизма 16 через конические шестерни 15 вращение передается винту 14, по которому передвигается гайка 17. При перемещении гайки 17 по винту 14 вверх или вниз тяговое усилие от гайки 17 через тягу 18 и щеки 12 передается на раму 2, благодаря чему осуществляется ее поворот вокруг оси 4 относительно пневмобаллонов 3. После установки рамы 2 под заданным углом пневмостойки 1 распираются в борта очистного пространства.Затем производится снятие распора с пневмобаллонов 3 и поворачивание их на такой же угол. После этого пневмобаллоны 3 вновь раскрепляются в борта очистного пространства. Дальнейшее перемещение каретки в новом направлении производа1тся по описанной схеме.
На время взрывных работ каретка отводится в безопасное место.
Применение этой каретки позволит сократить продолжительность цикла очистных работ за счет ликвидации операции по перемещению бурового агрегата вручную на новый рабочий слой. Благодаря этому производительность труда в очистном забое может быть повышена.
Формула изобретения
Каретка для бурения шпуров в очистных забоях маломощных крутопадающих месторождений, включающая буровые машины, манипуляторы, механизм передвижения , выполненный в виде последовательно расположенных распорноопорных элементов, соединенных рамой.
имеющей ось вращения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности перемещения каретки в любом направлении, каретка имеет механизм поворота с винтовой парой и тягой и дополнительную опору, которая выполнена в виде спаренных пневмобаллонов, закрепленных на концах оси рамы и имеющих металлические каркасы, при этом винт винтовой пары установлен на каркасе пневмобаллонов, а гайка посредством тяги закреплена на раме.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США № 3498675, кл. 299-31, опублик. 1970.
2.Усевич И.В. и др. Комплексная механизация подземных рудников цветной металлургии. М., Недра, 1965, с. 93-94, р. 43 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОХРАНЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК | 2006 |
|
RU2315182C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2011 |
|
RU2482277C1 |
Пневмостройка | 1977 |
|
SU617604A1 |
Механизированная крепь для крутых пластов и жил | 1978 |
|
SU746120A1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2010 |
|
RU2447288C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2009 |
|
RU2398969C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2009 |
|
RU2412355C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2013 |
|
RU2526966C1 |
Агрегат для проходки восстающих и бурения скважин | 1980 |
|
SU934019A1 |
Буровой станок | 1983 |
|
SU1154457A1 |
Фиг. 2
ф
фигМ
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1980-01-29—Подача