I
Изобретение относится к устройствам для регулирования скорости тяговых двигателей транспортных средств и может быть применено на злектроподвижном составе постоянного тока и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. № 796006.
Известно устройство по авт. св. №796006 для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя, содержащее главный коммутирующий, перезарядный и амплитудный тиристоры со своими формирователями управляющих импульсов, элементы временной задержки, датчик нуля тока и схемы запрета, одна из которых соединена входами с выходом датчика нуля тока в цепи перезарядного тиристора и выходом элемента временной задержки коммутирующего тиристора, а выходом - с формирователем импульсов амплитудного тиристора, при этом датчик нуля тока в цепи перезарядного тиристора соединен также с выходом элемента временной задержки коммутирующего тиристора, а другая схема запрета соединена входами с выходом первой схемы запрета и выходом датчика нуля тока в цепи коммутирующего тиристора, а выходом - с входом элемента временной задержки главного тиристора 1.
Недостатком этого устройства является недоиспользование мощности тягового электродвигателя, т. к. ток электродвигателя в процессе пуска и электрического торможения поддерживается постоянным, а его величина определяется условиями сцепления в точках перехода на естественную характеристику в режиме пуска и на тормозную характеристику в режиме тормо10 жения.
Целью изобретения является улучшение динамических показателей путем увеличения момента в режиме пуска и торможения.
15 Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено делителем напряжения и задатчиком уставки, а датчик тока выполнен с двумя дополнительными обмотками, причем одна из них соединена с делителем напряжения, подключенным параллельно обмотке якоря тягового двигателя, а другая - с задатчиком уставки.
На фиг. 1 приведена блок-схема устрой25 ства для регулирования скорости тягового двигателя; на фиг. 2 - диаграмма зависимости скорости от тока тягового двигателя в режимах пуска и торможения с нанесенными областями ограничения по сцеп.30 лению колесных пар с рельсом.
Устройство состоит из тиристорного импульсного иреобразователя 1, включенного между якорем тягового двигателя 2 и обмоткой 3 возбуждения, которые шунтированы диодами 4 и 5 соответственно. Последовательно с якорем тягового двигателя 2 включен датчик 6 тока якоря, присоединенный к положительному полюсу источника 7 питания. Параллельно якорю тягового двигателя 2 к датчику 6 тока якоря включен делитель 8 напряжения.
Тиристорный импульсный преобразователь включает главный тиристор 9, зашунтированный в обратном направлении диодом 10, коммутирующую 1,кСк-цепь из конденсатора 11 и реактора 12, перезарядный тиристор 13, управляемый блоком 14 управления через формирователь 15 импульсов и зашунтированный в обратном направлении амплитудным тиристором 16. Последовательно с перезарядным тиристором 13 включен датчик 17 нуля тока, и его выходы подключены к входу первой схемы 18 запрета и входу регулируемого элемента 19 временной задержки. Первый выход элемента 19 присоединен к формирователю 20 импульсов коммутирующего тиристора 21, анод которого присоединен к датчику 17 нуля тока, а катод - к датчику 22 нуля тока, а второй выход элемента 19 присоединен к входу схемы 18 запрета.
Выход схемы 18 запрета присоединен к формирователю 23 импульсов амплитудного тиристора 16 и к входу схемы 24 запрета, другой выход которой соединен с датчиком 22 нуля тока. Выход схемы 24 запрета соединен с регулируемым элементом 25 временной задержки, выход которого присоединен к формирователю 26 импульсов. Выходы датчика 6 тока якоря присоединены к элементам 19 и 25 временных задержек, элементу 14, а также к делителю 8 напряжения и задатчику 27 уставки. Между общей точкой датчика 17 нуля тока и анода коммутирующего тиристора 21 и отрицательным полюсом источника 7 питания включен зарядный резистор 28.
Устройство работает следующим образом.
Пуск начинается с режима амплитудной модуляции, реализуемого контуром коммутации и амплитудным тиристором 16. При увеличении скорости система переходит в режим широтного регулирования. Пуск заканчивается выходом на естественную характеристику тягового электродвигателя в точке /п1 (см. фиг. 2). В процессе пуска ток тягового электродвигателя изменяется от /и2 ДО /п1, что приводит К увеличению среднего значения момента электродвигателя, т. к.
/ fni + 4
Л1
Изменение тока двигателя от 7,12 до /щ осуществляется благодаря введению отрицательной обратной связи по ЭДС вращения, что достигается подключением одной из обмоток датчика 6 тока якоря к делителю 8 напряжения и введению смещения на датчик 6 от задатчика 27 уставки через дополнительную обмотку.
Выходное напряжение датчика 6 будет пропорционально:
вых - уст + /л - fE ,
где FycT - магнитодвижущая сила, создаваемая током смещения;
РЕ - магнитодвижущая сила, создаваемая за счет ЭДС вращения двигателя. Величина Руст устанавливается задатчиком 27 уставки и выбирается таким образом, чтобы в конце пуска выполнялось соотношение: Руст
fs такс.
Величина определяется условиями сцепления в точке перехода на естественную характеристику, а значение /п2
устанавливается из условий сцепления в момент трогания состава. Регулирование тока электродвигателя в режиме торможения осуществляется аналогично режиму пуска. Причем ток регулируется в диапазоне от /TI до /It, что приводит к увеличению тормозного момента электродвигателя, т. к.:
/т1 + /тг
/п
На фиг. 2 пунктиром показаны режимы пуска и торможения при /m const и /Ti const, а сплошными линиями - пуск и торможение при /n var и .
Технико-экономическим преимуществом предлагаемого устройства для импульсного регулирования скорости электродвигателя является увеличение ускорений и замедлений подвижного состава, на котором
оно будет установлено, что особенно важно для повышения пропускной способности железных дорог.
Формула изобретения
Устройство для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя по
авт. св. № 796006, отличающееся тем, что, с целью улучшения динамических показателей путем увеличения момента в режиме пуска и торможения, оно снабжено делителем напряжения и задатчиком
уставки, а датчик тока выполнен с двумя дополнительными обмотками, причем одна из них соединена с делителем напряжения, подключенным параллельно обмотке якоря тягового двигателя, а другая - с задатчиком уставки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка № 2707021, кл. В 60L 15/08, 1979, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления электроприводом | 1982 |
|
SU1051680A1 |
Устройство для импульсного регу-лиРОВАНия СКОРОСТи ТягОВОгО элЕКТРО-дВигАТЕля | 1979 |
|
SU850426A1 |
Устройство для импульсного регу-лиРОВАНия СКОРОСТи ТягОВОгО элЕКТРО-дВигАТЕля | 1979 |
|
SU796006A1 |
Способ защиты тиристорного преобразователя | 1979 |
|
SU884028A2 |
Электропривод постоянного тока | 1984 |
|
SU1239820A1 |
Способ защиты тиристорного преобразователя | 1980 |
|
SU920947A2 |
Устройство для импульсного регулирования тяговым электродвигателем транспортного средства | 1985 |
|
SU1355513A1 |
Способ защиты тиристорного преобразователя | 1982 |
|
SU1075346A1 |
Способ защиты тиристорного преобразователя | 1979 |
|
SU860203A2 |
Многодвигательный электропривод | 1990 |
|
SU1818676A1 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-01-10—Подача