Устройство для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя Советский патент 1981 года по МПК B60L15/08 

Описание патента на изобретение SU887287A2

I

Изобретение относится к устройствам для регулирования скорости тяговых двигателей транспортных средств и может быть применено на злектроподвижном составе постоянного тока и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. № 796006.

Известно устройство по авт. св. №796006 для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя, содержащее главный коммутирующий, перезарядный и амплитудный тиристоры со своими формирователями управляющих импульсов, элементы временной задержки, датчик нуля тока и схемы запрета, одна из которых соединена входами с выходом датчика нуля тока в цепи перезарядного тиристора и выходом элемента временной задержки коммутирующего тиристора, а выходом - с формирователем импульсов амплитудного тиристора, при этом датчик нуля тока в цепи перезарядного тиристора соединен также с выходом элемента временной задержки коммутирующего тиристора, а другая схема запрета соединена входами с выходом первой схемы запрета и выходом датчика нуля тока в цепи коммутирующего тиристора, а выходом - с входом элемента временной задержки главного тиристора 1.

Недостатком этого устройства является недоиспользование мощности тягового электродвигателя, т. к. ток электродвигателя в процессе пуска и электрического торможения поддерживается постоянным, а его величина определяется условиями сцепления в точках перехода на естественную характеристику в режиме пуска и на тормозную характеристику в режиме тормо10 жения.

Целью изобретения является улучшение динамических показателей путем увеличения момента в режиме пуска и торможения.

15 Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено делителем напряжения и задатчиком уставки, а датчик тока выполнен с двумя дополнительными обмотками, причем одна из них соединена с делителем напряжения, подключенным параллельно обмотке якоря тягового двигателя, а другая - с задатчиком уставки.

На фиг. 1 приведена блок-схема устрой25 ства для регулирования скорости тягового двигателя; на фиг. 2 - диаграмма зависимости скорости от тока тягового двигателя в режимах пуска и торможения с нанесенными областями ограничения по сцеп.30 лению колесных пар с рельсом.

Устройство состоит из тиристорного импульсного иреобразователя 1, включенного между якорем тягового двигателя 2 и обмоткой 3 возбуждения, которые шунтированы диодами 4 и 5 соответственно. Последовательно с якорем тягового двигателя 2 включен датчик 6 тока якоря, присоединенный к положительному полюсу источника 7 питания. Параллельно якорю тягового двигателя 2 к датчику 6 тока якоря включен делитель 8 напряжения.

Тиристорный импульсный преобразователь включает главный тиристор 9, зашунтированный в обратном направлении диодом 10, коммутирующую 1,кСк-цепь из конденсатора 11 и реактора 12, перезарядный тиристор 13, управляемый блоком 14 управления через формирователь 15 импульсов и зашунтированный в обратном направлении амплитудным тиристором 16. Последовательно с перезарядным тиристором 13 включен датчик 17 нуля тока, и его выходы подключены к входу первой схемы 18 запрета и входу регулируемого элемента 19 временной задержки. Первый выход элемента 19 присоединен к формирователю 20 импульсов коммутирующего тиристора 21, анод которого присоединен к датчику 17 нуля тока, а катод - к датчику 22 нуля тока, а второй выход элемента 19 присоединен к входу схемы 18 запрета.

Выход схемы 18 запрета присоединен к формирователю 23 импульсов амплитудного тиристора 16 и к входу схемы 24 запрета, другой выход которой соединен с датчиком 22 нуля тока. Выход схемы 24 запрета соединен с регулируемым элементом 25 временной задержки, выход которого присоединен к формирователю 26 импульсов. Выходы датчика 6 тока якоря присоединены к элементам 19 и 25 временных задержек, элементу 14, а также к делителю 8 напряжения и задатчику 27 уставки. Между общей точкой датчика 17 нуля тока и анода коммутирующего тиристора 21 и отрицательным полюсом источника 7 питания включен зарядный резистор 28.

Устройство работает следующим образом.

Пуск начинается с режима амплитудной модуляции, реализуемого контуром коммутации и амплитудным тиристором 16. При увеличении скорости система переходит в режим широтного регулирования. Пуск заканчивается выходом на естественную характеристику тягового электродвигателя в точке /п1 (см. фиг. 2). В процессе пуска ток тягового электродвигателя изменяется от /и2 ДО /п1, что приводит К увеличению среднего значения момента электродвигателя, т. к.

/ fni + 4

Л1

Изменение тока двигателя от 7,12 до /щ осуществляется благодаря введению отрицательной обратной связи по ЭДС вращения, что достигается подключением одной из обмоток датчика 6 тока якоря к делителю 8 напряжения и введению смещения на датчик 6 от задатчика 27 уставки через дополнительную обмотку.

Выходное напряжение датчика 6 будет пропорционально:

вых - уст + /л - fE ,

где FycT - магнитодвижущая сила, создаваемая током смещения;

РЕ - магнитодвижущая сила, создаваемая за счет ЭДС вращения двигателя. Величина Руст устанавливается задатчиком 27 уставки и выбирается таким образом, чтобы в конце пуска выполнялось соотношение: Руст

fs такс.

Величина определяется условиями сцепления в точке перехода на естественную характеристику, а значение /п2

устанавливается из условий сцепления в момент трогания состава. Регулирование тока электродвигателя в режиме торможения осуществляется аналогично режиму пуска. Причем ток регулируется в диапазоне от /TI до /It, что приводит к увеличению тормозного момента электродвигателя, т. к.:

/т1 + /тг

/п

На фиг. 2 пунктиром показаны режимы пуска и торможения при /m const и /Ti const, а сплошными линиями - пуск и торможение при /n var и .

Технико-экономическим преимуществом предлагаемого устройства для импульсного регулирования скорости электродвигателя является увеличение ускорений и замедлений подвижного состава, на котором

оно будет установлено, что особенно важно для повышения пропускной способности железных дорог.

Формула изобретения

Устройство для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя по

авт. св. № 796006, отличающееся тем, что, с целью улучшения динамических показателей путем увеличения момента в режиме пуска и торможения, оно снабжено делителем напряжения и задатчиком

уставки, а датчик тока выполнен с двумя дополнительными обмотками, причем одна из них соединена с делителем напряжения, подключенным параллельно обмотке якоря тягового двигателя, а другая - с задатчиком уставки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка № 2707021, кл. В 60L 15/08, 1979, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства (прототип).

Похожие патенты SU887287A2

название год авторы номер документа
Устройство для управления электроприводом 1982
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
SU1051680A1
Устройство для импульсного регу-лиРОВАНия СКОРОСТи ТягОВОгО элЕКТРО-дВигАТЕля 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU850426A1
Устройство для импульсного регу-лиРОВАНия СКОРОСТи ТягОВОгО элЕКТРО-дВигАТЕля 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU796006A1
Способ защиты тиристорного преобразователя 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU884028A2
Электропривод постоянного тока 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1239820A1
Способ защиты тиристорного преобразователя 1980
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU920947A2
Устройство для импульсного регулирования тяговым электродвигателем транспортного средства 1985
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1355513A1
Способ защиты тиристорного преобразователя 1982
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Якушев Алексей Яковлевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
SU1075346A1
Способ защиты тиристорного преобразователя 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU860203A2
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Кудрявцев Игорь Павлович
SU1818676A1

Реферат патента 1981 года Устройство для импульсного регулирования скорости тягового электродвигателя

Формула изобретения SU 887 287 A2

SU 887 287 A2

Авторы

Левитский Борис Юрьевич

Мазнев Александр Сергеевич

Зеленченко Алексей Петрович

Гуслин Юрий Петрович

Чаусов Олег Георгиевич

Каяри Энн Паулович

Даты

1981-12-07Публикация

1980-01-10Подача