В верхней части стоек 5 рамы I подвешена П-образная подвеска б, имеющая возможность поворота относительно рамы 1.
Привод П-образной рамьг 1 и П-образной подвески 6 осуществляется посредством гидроцилиндрОв 7 и 8 соответственно.
На ноке рамы 1 закреплен кабельный блок 9, через который от грузовой лебедки 10 пропущен кабель-буксир 11, соединенный с НБА 12 и углубителем 13 (см. фиг. 5).
На нижнем конце Н-образной подвески 6 укреплен захват 14 для удержания НБА 12 и углубителя 13 от раскачивания .
Захват 14 содержит три щарнирно связанных участка дугообразных створок 15, образующих между собой цилиндр и сопрягаемых с корпусом носителя буксируемых антенн, при этом длина дуги одного из участков составляет 180°, а длины дуг остальных участков створок равны между собой, при этом геометрическая ось поворота захвата проходит через концы дуги участка створки больщей длины.
Открывание и закрывание створок 15 осуществляется с помощью гидроцилиндра 16 двустороннего действия и шарнирных тяг 17, 18, 19.
Захват 14 имеет возможность поворота на осях 20 относительно нижней стороны П-образной подвески 6, причем ось вращения захвата 14 перпендикулярна к его центральной оси симметрии и расположена на половине его высоты. Поворот захвата 14 на осях 20 осуществляется посредством гидроцилиндра 21.
Захват 14 снабжен конечным выключателем 22 для автоматического отключения грузовой лебедки 10 при входе в захват 14 носителя буксируемых антенн (НБА) или углубителя 13. Действие конечного выключателя 22 осуществляется через рычажную систему, состоящую из рычага 23, полукольца 24, щарниров 25 и откидывающихся совместно со створками 15 захвата 14 рычажков 26.
Внутренняя поверхность захвата 14, включая и створка 15, футерована прокладками 27, материал которых имеет большой коэффициент трения для лучшего удержания НБА 12.
На палубе 2 у борта судна для опирания П-образной рамы 1 в рабочем положении (рама 1 опущена) установлены опоры 28, на которых при помощи шарнирных стоек 29 закреплен отводящий рол 30 для предотвращения трения кабель-буксира 11 о борт судна. Для установки отводящего рола 30 по-походному над палубой 2 судна и выведения его за борт судна, он имеет цепные оттяжки 31. К боковым сторонам шарнирных стоек 29 и к леерному ограждению 32 судна прикреплены тросовые оттяжки 33 для направления кабель-буксира 11 на отводящий рол 30 при его раскачивании на
волнении вдоль борта судна, когда П-образная рама I поднята в вертикальное положение и кабельный блок 9 находится над палубой 2 судна.
На налубе 2 между бортом судна и П-образной рамой 1 установлен стеллаж 31 для укладки в нем углубителя 13 в положении ио-ноходному. Под П-образной рамой 1 со стороны диаметральной плоскости судна оканчивается рельсовая дорожка 35, предназначенная для перемещения по ней кильблока 36 (с уложенным на нем НБА 12) со щтатного места к раме 1.
Для осуществления фиксации НБА 12 в захвате 14 кильблок 36 имеет пантографное устройство 37, позволяющее изменять высоту укладки НБА 12 над палубой 2 судна. Кабель-буксир 11 имеет замок 38 для
подсоединения к нему нереходного троса
39, который другим концом закреплен к
шпрюйтам 40 углубителя 13.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом спуска НБА 12, П-образную раму 1, П-образную подвеску 6 с захватом 14 устанавливают в положение, указанное на фиг. 1. Кильблок 36 с установленным на нем НБА 12 подкатывают по рельсовой дорожке 35 под захват 14, который расположен в это время горизонтально и створки 15 которого открыты.
С номощью пантографного устройства 37 кильблок 36 иодннмают в нолол ение, при котором осевая линия НБА 12 совпадает с
осевой линией захвата 14. Включив с пульта управления (на чертеже не показан) гидроцилиндр 16 приводят в действие щариирные тяги 17, 18, 19, с помощью которых створки захвата закрываются и зажимают
НБА 12.
После этого кильблок 36 опускают с помощью пантографного устройства 37 до уровня, позволяющего откатить кильблок 36 по рельсовой дорожке 35 из-под захвата 14 на щтатное место, где кильблок 36 крепится по-походпому. Отводящий рол 30 переводят из положения ио-иоходному над палубой 2 судна, где он .выполнял роль ограждения спуско-подъемного устройства
СПУ со стороны борта, в горизонтальное положение (рабочее), в котором его удерживают цепные оттяжки 31. СПУ после этой операции оказывается готовым к действию. Далее с помощью гидроцилиндра
8 П-образную подвеску 6 подпимают, а П-образную раму 1 с помощью гидроцилиндров 7 опускают на опоры 28; захват 14 с помощью гидроцилиндра 21 поворачивают в вертикальное ноложение и устанавливают под кабельным блоком 9. Затем включают грузовую лебедку 10 на подъем и обтягивают кабель-буксир 11, чтобы при носледзющем открывании захвата 14 передача веса НБА 12 на кабель-буксир 11 происходила без рывка. После того, как кабель-буксир 11 обтянется, грузовую лебедку 10 выключают.
Далее при помощи гидроцилиндра 16 приоткрывают створки 15 захвата 14 на малый угол, чтобы освободить НБА 12, включают грузовую лебедку 10 на спуск и производят опускание НБА 12 на кабельбуксире 11 в воду, при этом кабель-буксир 11 проходит внутри захвата 14, створки 15 которого вновь закрывают. Этим достигается ограничение раскачивания НБА 12 до входа его в воду, так как угол раскачивания кабель-буксира 11 в зоне от точки подвеса кабельного блока 9 до нижнего торца захвата 14 ограничен диаметром цилиндра, а высота установки нижиего торца захвата 14 от поверхности воды не велика и соизмерима с вылетом Н-образной рамы 1. Это гарантирует безопасность работы с НБА
12,так как для того, чтобы-НБА 12 пришел в контакт с бортом судна, угол отклонения кабель-буксира 11 от вертикали ниже торца захвата 14 должен приближаться к 90°, что практически невозможно.
- Кабель-буксир 11 стравливают в воду до тех пор, пока с кабельного блока 9 не выйдет замок 38 с переходным тросом 39 и не опустится внутрь захвата 14. П-образную раму 1 после этого поднимают в вертикальное положение. Одновременно П-образную подвеску 6 опускают п останавливают над стеллал ом 34, на котором уложен углубитель 13 с шпрюйтами 40, захват 14 при этом также устанавливают в вертикальное положение.
Створки захвата 14 в это время приоткрывают, чтобы кабель-буксир 11 мог выйти из захвата 14 и не оказывать на него давление и не изгибаться. Кабель-буксир 11 в этом положении может перемещаться вдоль борта по отводящему ролу 30, длина которого выбрана равной ширине раскрытия створок 15 захвата 14. Ширина перемещения кабель-буксира 11 по отводящему ролу 30 ограничивается выступающими концами шарнирных стоек 29. В случае, еслн кабель-буксир 11 при сильных раскачиваниях судна выйдет с отводящего рола 30 и прижмется к борту судна, то его вернут на рол 30 при очередном колебании тросовые оттяжки 33.
Далее к свободному концу переходного троса 39, находящемуся внутри захвата 14, подсоединяют шпрюйты 40 углубителя
13.Затем кабельную лебедку 10 включают на подъем, кабель-буксир 11 при ЭТОЛ1 наматывается на барабан грузовой лебедки 10 и с помощью переходного троса 39 втягивает шпрюйты 40 углубителя 13 в захват 14 до тех пор, пока углубитель 13 не поднимется со стеллажа 34 и не упрется в полукольцо 24 с рычажками 26, которое повернет рычаг 23 и посредством конечного выключателя 22 выключит грузовую лебедку 10.
Таким образом уг.чубитс.чь 13 оказывается притянутым к торцу за.хвата 14, что полностью исключает его раскачивание на стадии выведения за борт судна и отвечает требованиям правил техники безопасности.
Затем осуществляют одновременный подъела П-образной подвески 6, удерживая ее под кабельным блоком 9, п опускание
П-образной рамы 1, т. е. выведение углубителя 13 за борт. После чего грузовая лебедка 10 включается па спуск и после освобождения полукольца 24 с рычажками 26 углубителя 13 створки 15 захвата 14 закрывает, чтобы ограничить раскачивание кабель-буксира 11 при спуске углубителя
13в воду. После того, как углубитель 13 опустится на 3-5 м ниже корпуса судна, что определяется любым доступным способом (марки на кабель-буксире 11 и пр.) створки 15 захвата 14 открывают. П-образную подвеску 6 с захватом 14 отводят к борту судна, а П-образную раму 1 поднимают в вертикальное полол ение с таким
расчетом, чтобы СПУ заняло ноложенне, показанное на фиг. 1.
Далее П-образную раму 1 опускают на опоры 28, захват 14 при этом оказывается над палубой 2 судна. В таком положении
СПУ готово для буксировки. Вытравив кабель-буксир 11 с грузовой лебедкн 10 через кабельный блок 9 на необходимую глубину, осуществляют буксировку гидроакустического комплекса. Схема буксировки показана на фиг. 10.
Подъем комнлекса на борт начинается с захватывания кабель-буксира 11 захватом 14. Для этого ход судна стопорится и кабель-буксир 11 принимает вертикальное
положение. Далее кабель-буксир 11 посредством грузовой лебедки 10 выбирают с таким расчетом, чтобы углубитель 13 находился на 3-5 м ниже корпуса судна для предотвращения его соударений с корпусом.
П-образную раму 1 поднимают в вертикальное положение. Кабель-букснр 11 при этом оказывается прижатым к отводящему ролу 30. Раскрывают створки 15 захвата
14и П-образную подвеску 6 с захватом 14 подводят к кабель-буксиру 11 пока он не
окажется внутри захвата 14. Затем створки
15закрывают. П-образную раму 1 опускают на опоры 28, а П-образную подвеску 6 отводят от борта судна, удерживая ее под
кабельным блоком 9. Далее, включив грузовую лебедку 10 на подъем, выбирают кабель-буксир 11 пока в захват 14 не втянутся шпрюйты 40 углубителя 13 и углубитель 13 не упрется в полукольцо 24 с рычажками 26, связанное через рычаг 23 с конечным выключателем 22 грузовой лебедки 10 и не выключит се. Дальнейший подъем и укладка углубителя 13, а НБА 12 осуществляется в последовательности, обратной их спуску.
Предлагаемое спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн позволяет существенно автоматизировать процессы спуска и подъема НБА и углубителя, последовательно подсоединенных к несущему кабель-буксиру, уменьшить риск соударений НБА с бортом судна и исключить его раскачивание над палубой судна и за бортом в момент спуска и юдьемя, а также значительно облегчить работу экипажа судна при работе с забортпои iacTbio гидроакустического комплекса, сводя его работу к простым нрнемам крепления деталей забортной части комплекса па палубе Все это позволяет повысить безопасность в работе и осуществить сиуск и подъем НБА на значительном волнении. Предлагаемое спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн предназначено для работы с забортными устроист вами, обладающими значительной массой и габаритами, и может устанавливаться на судах больщого и среднего водоизмещения, имеющих высоту борта 4-Ьб метров.
По методу приема НБА снуско-нодъемное устройство для носителя буксируемых антенн является бортовым, что нозволяет рыболовным судам кормового траления производить спуск и подъем трала, не прибегая к подъему из воды забортной части гидроакустического комнлекса, то есть осуществлять одновременно поиск рыбных скоплений и траление, что, в свою очередь, позволяет увеличить время активного поиска рыбы, не затрачивая его на новторую постановку комплекса и не отвлекая ля этих целей экипаж судна.
Формула изобретения
Снуско-нодъемное устройство для носителя буксируемых антенн, включающее установленную на налубе склоняющуюся с помощью гидравлнческого нривода П-образную раму, в ноке которой смонтирован б.чок аля прохода кабель-буксира, шарнирпо закрепленную на стойках П-образпоп рамы с Бозможностью качания П-образную подвеску н грузовую лебедку, отличающсеся тем, что, с целью повышения безопасности в работе, нодвеска снабжена захватом, смонтированным с возможностью поворота относительно оси, проходящей 4ej рез горизонтальный участок упомянутон
ноавескн, при этом захват содержит три шарнирно связанных участка дугообразных створок образующих между собой цилиндр и сопрягаемых с корпусом носителя буксируемых антенн, при этом длина дуги одпого из участков составляет 180°, а длины дуг остальных участков створок равны межту собой, при этом геометрическая ось новорота захвата нроходит через концы дуги участка створки большей длины.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1 Авторское свидетельство СССР Л 291826, кл. В 63В 27/02, 24.11.71 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
БУКСИРУЕМАЯ ЛИНИЯ | 2007 |
|
RU2361773C1 |
Спускоподъемное устройство для малогабаритных необитаемых подводных аппаратов и опускаемых гидроакустических антенн с судна-носителя | 2021 |
|
RU2760798C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
Спуско-подъемное устройство для буксируемых изделий | 1982 |
|
SU1063700A1 |
СУДОВОЕ СПУСКО-ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ | 1991 |
|
RU2013291C1 |
Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом | 1990 |
|
SU1744660A1 |
Мобильный судовой комплекс для экологического контроля водной среды | 2017 |
|
RU2709216C2 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2419574C1 |
f
Ji(/f0 ejffffy/77ff/ -7
-/ff
Ф1/г. 7
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-01-03—Подача