(54) ТРУБОУКЛАДЧИК
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к усгройствам, предназначенным для удержания трубопровода на весу и одновременно для ук- падки его в траншею, а также дпя выполнения различных погрузочно-разгрузочных .рабах на сварочно 1онтажныХ базах и в (полосе строящегося трубопровода.. Известен кран-трубоукладчик, включающий двигатель внутреннего сгорания, соединенный с механизмами приводов ходовой части, лебедки и гидросистемы управления контргрузом 11 Недостатком известной конструкции является сложная разветвленная система ме ханической трансмиссии, в которой возникают большие потери на трение, для преодоления которого затрачивается большая часть установленной мощности двигате- ля. Кроме того, в процессе выполнения технологических операций двигатель внутреннего сгорания загружен неравномерно по мощности, в результате чего снижается долговечность и ухудшаются условия его работы Известен также трубоуктшдчик, включающий размещенный на самоходкой раме привод из двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии передачи силового потока к ходовому механизму, лебедке и насосу гидросистемы управления контргрузом 2J. На трубоукладчике установлен двигатель внутреннего сгорания повышенной мощнооти, однако это приводит к чрезмерно повышенному расходу топлива и металлоем-. , кости конструкции трубоукладчика в цепом. Цель изобретения - уменьшение потребления топлива двигателя внутреннего сгорания при сохранении мощности силового потока путем накопления энергии при кратко- временных технологических остановках тру- боукладчика и расходования этой энергии в его рабочих режимах. Поставленная цель :достигается тем, что в трубоукладчике привод снабжен син- jqx HHbiM генератором переменного трехфазного тока и электродвигателем перюМенного тока, кинематически связанными соответсгвенно с двигателем внутреннего сгорания и трансмиссиями передачи силового потока, и эпектроаккумулятором, имеющим расположенные на его входе и выходе и соединенные дополнительно между собой напрямую преобразователи электрическог тока в виде соответственно выпрямительн аарядного блока и инвертора напряжения, при этом вход первого из них соединен с выходом синхронного генератора, а вьвход второго - с электродвигателем переменного тока. Выпрямительно-зарядньй блок снабжен расположенным на его входе датчиком заряда-разряда, вход которого соединен с выходом электроаккумулятора, а инвертор напряжения снабжен расположенным на его входе блоком управления частотой тока и напряжения и датчиком тока, при этом входы блока управления соединены с выходами датчика заряда-разряда и датчика тока, а вход последнего соединен с вькодом инвертора напряжения. Электродвигатель переменного тока, кинематически связанный с трансмиссиями передачи силового потока к ходовому механизму, лебедке и насосу, образоЬан тремя независимыми соответствующими асинхронными электродвигателями. На чертеже показана блок-схема трубоукдадчика. Трубоукладчик содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, которьда соединен муфтой с синхронным генератором 2 тре фазного переменного тока, к вькоду которого подключено выпрямительно-зарядное устройство 3. К. зыходу выпрямител но-аарядного устройства 3 подключена батарея 4 аккумуляторов, к одному выходу которой подключен датчик 5 заряда-разря да, а к другому - инвертор 6. Датчик 5 заряда-разряда соединен также с выпрямительно-зарядным устройством 3. Кроме того, выход выпрямительно-зарядного устройства 3 соединен с входом инвертора 6, причем выход инвертора подключен к электродвигателям 7 приводов механизмов ходовой части, лебедки 8 и гид системы управления контргрузом 9, а так же с датчиком 1О тока. По второму входу инвертора 6 подключен блок 11 управ ления частотой и величиной напряжения н выходе, инвертора 6, К блоку 11 управления частотой и величиной напряжения подключены датчик 10 тока и датчик 5 заряда-разряда. Трубоукладчик работает следующим об |разрм. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ и изоляционно-укладочных работ производят заряд батареи 4 аккумуляторов До номинальной емкости постоянным током. После накопления энергии на батарее 4 аккумуляторов приступают к выполнению технологических операций. Для этого включают инвертор 6, преобразую-щий постоянный ток, накопленный на батарее 4 аккумуляторов в переменньй. Одновременно с включением инвертора 6 включается в работу выпрямительно-заряДное устройство 3, при этом большая часть мощности, затрачиваемая для подъема груза и перемещения его трубоукладчиком, потребляется от батареи 4 аккумуляторов, а меньшая часть - от синхронного генератора 2 через выпрямительно-зарядное устройство 3, которое имеет падающую внешнюю характеристику и за счет этого ограничивает мощность, потребляемую от синхронного генератора 2, приводимого в движение двигателем 1. Регулирование режима работы и величины мощности, питающей электродвигатели 7 приводов механизмов ходовой части, лебедки 8 и гидросистемы ;управ- ления контргрузом 9, осуществляются датчиком 10 тока, который воздействует на блок 11 управления, связанньй с инвертором 6. Подзарядка батареи 4 аккумуляторов трубоукладчика производится , когда двигатель 1 внутреннего сгорания не загружен на полную мощность, т. е. в момент между погрузочной и разгрузочной операциями и при поддержании на весу сек- Г ции трубы или нитки трубопровода бесконечной длины. Если по каким-либо причинам батарея 4 аккумуляторов разрядилась полностью, датчик 5 заряда-раз. ряда через блок 11 управления отключает инвертор 6 и прсмдесс выполнения трубоукладчиком технологических операций приостанавливается. Предложенный трубоукладчик позволит значительно поднять эффективность питания за счет снижения установленной мощности двигателя и более равномерной его загрузки в процессе выполнения -гэхнологическисх операций Кроме того, в трубоукладчике двигатель внутреннего сгорания потребляет мощность в 2-3 раза меньше, чем у известных конструкций. Формула изобретения 1. Трубоукладчик, включающий размещенный на самоходной раме аривод из
двигателя внутрен 1его сгорания и траномиссии передачи силового потока к ходовому механизму, лебедке и насосу гидросистемы управления контргрузом, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потребления топлива двигателя внутреннего сгорания при сохра .нении мощности силового потока путем накопления энергии при кратковременных технологических остановках трубоукладчика и расходования этой энергии в его рабочих режимах, привод снабжен синхронным генератором переменного трех- I фазного тока и электродвигателем переменного тока, кинематически связанными соответственно с двигателем внутреннего сгорания и трансмиссиями передачи силового потока, и электроаккумулятором , имеющим расположенные на его входе и выходе и соединенные дополнительно между собой напрямую преобразователи электрического тока в виде соответственно вььпрямительно-зарядного блока и инвертора напряжения, при этом вход первого из них соединен с выходом синхронного генера.-. тора, а выход второго - с электродвигателем переменного тока,
(Личаюшййся тем, что электродвигатвль переменного тока, княемати- ческв связанный с трансмиссией перед I чи силового к ходовому механизму, лебедке и насосу, 1образов1ан тремя . независимыми соответствующими асинхронными электродвигателями.
Источники информации., принятые во внимание при экспертизе 1. Автор жое свидетельство СССР по заявке № 2466888/О8, .
кл. F 16 L 1/ОО, 1977.
Авторы
Даты
1981-12-23—Публикация
1978-10-26—Подача