Изобретение относится к управлени коробками передач транспортных средств. Известны устройства управления коробкой передач транспортного средства, имеющие рычаг переключения .пер дач, качанвдийся на шаровой опоре и передвигающий через вилки подвижные шестерни или зубчатые муфты. Вилки фиксируются в требуемых положениях замками ГО Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для управления коробкой передач, содержащее рычаг переключения передач, связанный с ползуном, на котором жестко установлена вилка,; связанная с подвижной в осевом направлении шестерней, установленной на шлицах первичного вала, взаимоде ствующего с соосно расположенным ва лом понижающего редуктора посредсТВом подвижной зубчатой муфты, связанной с вилкой рычага управления 2. Недостатком известного устройства является то, что оно при переоборудовании транспортных средств для производства определенных видов работ не обеспечивает ограничения максимальной скорости движения при сохранении основного скоростного ряда. Цель изобретения - исключение возможности включения в коробке передач передачи, обеспечивающей движение транспортного средства с максимальной скоростью при сохранении основного скоростного ряда. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления коробкой передач транспортного средства в корпусе коробки передач установлен подвижный подпружиненный шток, взаимодействующий одним концом с вилкой рычага управления зубчатой муфтой, а другим - с ползуном вилки
для перемещения шестерни максимальной скорости.
На чертеже изображено предлагаемое устройство, продольный разрез.
В устройстве рычаг 1 переключения передач связан с ползуном 2, на котором жестко установлена вилка 3, связанная с подвижной в осевом направлении шестерней 4, обеспечивающей максимальную скорость движения и установленной на шлицатс первичного вала 5. Соосно расположенные первичный вал 5 и вал 6 понижающего редуктора связаны посредством зубчатой муфты 7, перемещение которой осуществляется вилкой 8 рычага 9. Между вилкой 8 и ползуном 2 в корпусе короки передач установлен шток 10 с возвратной пружиной 11, связанный с ползуном посредством размещенного в канавке подвижного стопора 12, продольного паза 13, выполненного на ползуне, и упора 14.
Устройств.о работает следующим образом.
При перемещении зубчатой муфты 7 влево обеспечивается включение понижающего редуктора коробки передач. В этом положении вилка 8 зубчатой муфты не взаимодействует с концом штока 10,. который посредством возвраной пружины П перемещается влево. При этом подвижный стопор 12 находится в канавке., выполненной на штоке 10, и не препятствует перемещению шестерни 4 посредством ползуна 2 и вилки 3.
При перемещении зубчатой муфты 7 вправо понижающий редуктор выключается, его вал 6 жестко соединен с первичным валом 5. Вилка 8 зубчатой муфты 7, сжимая возвратную пружину 11, перемещает шток 10 вправо, стопо 12 выходит из кольцевой канавки на штоке, .исключая возможность перемещения шестерни 4 посредством ползуна 2 и вилки 3 в положение включения передачи, обеспечивающей движение
транспортного средства с максимальной скоростью.
Использование предлагаемого устройства позволит расширить диапазон использования тракторов МТЗ-80/82 на основе широкой унификации базовой конструкции.
Формула изобретения
Устройство для управления коробко передач транспортного средства, содержащее рычаг переключения передач, связанный с ползуном, на котором жестко установлена вилка, связанная с подвижной в осевом направлении шестерней, установленной на шлицах первичного вала, взаимодействующего с СООСНО расположенным валом понижающего редуктора посредством подвижной зубчатой муфты, связанной с вилкой рычага управления,отличающее с я тем, что, с целью исключения возможности включения в коробк передач передачи, обеспечивающей движение транспортного средства с максимальной скоростью при сохранении основного скоростного рада, в нем между вилкой рычага управления зубчатой муфтой и ползуном вилки включения передачи, обеспечивающей максимальную скорость движения, в корпусе коробки передач подвижно в осевом направлении установлен подпружиненный шток, один конец которог размещен в зоне рабочего хода вилки рычага управления зубчатой муфтой, а второй конец связан с ползуном вилки включения максимальной скорости посредством подвижного стопора, взаимодействующего с упором и пазом, вьтолненным на ползуне.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США № 2920504, кл. 74-745, 1960.
2.Тракторы Беларусь МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, Минск, Урожай, 1973, с. 68-71 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕДУКТОР ТРАНСМИССИИ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2023599C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2094678C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2021914C1 |
ПРИВОД НЕЗАВИСИМОГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ | 1999 |
|
RU2162798C2 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654040A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1204412A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2527415C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
АКТИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ, КОРОБКА ПРЯМОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ), КОРОБКА СКОРОСТЕЙ С ПЛАНЕТАРНЫМ ФРИКЦИОНОМ И НЕЗАВИСИМОЙ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОСЯМИ (КОЛЕСАМИ) | 2004 |
|
RU2292270C2 |
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1977-10-04—Подача