Устройство для моделирования мореходных качеств судов на волновой поверхности Советский патент 1981 года по МПК B63B9/00 G01M10/00 

Описание патента на изобретение SU893675A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ НА ВОЛНОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Похожие патенты SU893675A1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ НОСОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ КОРПУСА СУДНА 2021
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Бураковский Евгений Петрович
  • Юсып Вячеслав Михайлович
RU2765518C1
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2009
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Ярисов Владимир Владимирович
RU2405712C1
Каботажное пассажирское судно 2016
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2653906C1
ПРИБОР ДЛЯ СНЯТИЯ ДИАГРАММЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ МОДЕЛИ КОРАБЛЯ 1965
SU177292A1
РЫБОЛОВНОЕ СУДНО СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ 2012
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2535382C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Коравиковский Юрий Павлович
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Адамов Николай Олегович
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2467914C1
Устройство для снятия диаграммы статической остойчивости корабля 1957
  • Боженко П.П.
SU116491A1
КОРАБЛЬ БЕЗ БОРТОВОЙ КАЧКИ НА ВОЛНЕНИИ 2007
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2360827C2

Иллюстрации к изобретению SU 893 675 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для моделирования мореходных качеств судов на волновой поверхности

Формула изобретения SU 893 675 A1

I

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для демонстрации влияния волны на мореходные качества судов в процессе обучения специалистов.

Известно устройство для испытания моделей кораблей, содержащее бассейн и модель судна 1.

Недостатком устройства являются его больщие габариты, что затрудняет использование для учебного процесса.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для моделирования мореходных качеств судов на волновой поверхности, содержащее бассейн с моделью судна, снабженной приспособлением для создания кренящего момента, кренометром, датчиками изгибающих моментов, комплектом грузов и вибратором 2.

Недостаток устройства заключается в сложности включения его в учебный процесс из-за больших размеров и большой стоимости.

Цель изобретения - уменьшение размеров и стоимости бассейна путем статической ступенчатой аппроксимации волновой поверхности.

Указанная цель достигается тем, что в бассейне выполнены поперечные вертикальные перегородки, а на модели судна - поперечные пазы, в которые с зазором установлены вертикальные перегородки бассейна.

На чертеже изображено устройство для моделирования мореходных качеств на волновой поверхности, основанного на статическом моделировании попутной волны, общий вид, разрез.

Устройство для моделирования мореход10ных качеств на волновой поверхности состоит из бассейна I, длина которого несколько больше длины, а ширина значительно больше ширины модели судна. Бассейн разделен поперечными перегородками 2 на несколько отсеков 3. На залитой в бассейн

15 жидкости плавает с малым дифферентом модель судна 4, в корпусе которой имеются глубокие поперечные пазы 5. Поперечные перегородки 2 бассейна 1 входят в вертикальные поперечные пазы 5 модели 4 с образованием зазоров 6. На модели уста20новлено приспособление 7 для создания кренящих моментов, кренометр 8 и комплект грузов 9 для обеспечения заданной осадки и удифферентовки модели 4. Установка может включать в себя также вибратор 10 и датчики 11 для замера изгибающих моментов.

Работа устройства заключается в следующем.

Например, для оценки остойчивости на верщине попутной волны сначала при равенстве уровней заполнения жидкостью отсеков 3 выполняется замер угла крена 9 по кренометру 8 при создании определенного кренящего момента Мкрен. с помощью устройства для создания кренящих моментов 7, что соответствует остойчивости на спокойной воде. Далее жидкость в отсеках 3 перераспределяется в соответствии с заранее разработанной разницей уровней в . соответствии с аппроксимацией неблагоприятного профиля ступенчатой формой поверхности. Создается кренящий момент Мкрвв, соответствующий углу крена о , полученному в предыдущем эксперименте. Разность Мкрен - Мкрвб определяет потерю остойчивости. При наклоне модели 4 под действием кренящих моментов, вызванных устройством для создания кренящих моментов 7, вертикальные перегородки 2 бассейна 1 свободно проходят в вертикальных поперечных пазах 5 модели 4. Зазоры 6 обеспечивают весьма малое фрикционное и капиллярное взаимодействие модели 4 с вертикальными поперечными перегородками 2 бассейна i. Значительная ширина бассейна обеспечивает малое изменение уровня жидкости в отсеках 3 при неравнообъемности наклонений частей модели 1, находящихся в каждом из отсеков 3. Вибратор 10 снижает фрикционное и капиллярное взаимодействие модели 4 и вертикальных перегородок 2. Продольный перенос комплекта грузов 9 избавляет от значительного дифферента.

Опыт по определению влияния попутной волны на период собственных бортовых колебаний выполняется накренением, например, рукой, модели на угол крена 3-5° и быстрым освобождением от кренящего момента. После замера времени нескольких периодов время делится на число полных

колебаний. Опыт повторяется при одинаковом уровне жидкости в отсеках бассейна 1 и при аппроксимационной разности уровней. Сравнение результатов позволяет выявить влияние попутной волны.

Опыт по замеру изгибающих моментов на волнении требует показаний датчиков 11 изгибающих моментов при наличии разностей уровней жидкости в отсеках 3, соответствующих уровням аппроксимации.

Использование предлагаемого устройства позволит обеспечить учебные заведения компактными и доступными демонстрационными устройствами, на которых учащиеся самостоятельно смогут проводить модельную проверку влияния попутной волны на мореходные качества судна и получат возможность оценить влияние некоторых приспособлений на параметры остойчивости и качки на верщине волны.

Формула изобретения

Устройство для моделирования мореходных качеств судов на волновой поверхности, содержащее бассейн с моделью судна, снабженный приспособлением для создания кренящего момента, кренометром, датчиками изгибающих моментов, комплектом грузов и вибратором, отличающееся тем, что, с целью уменьшения размеров и стоимости бассейна путем статической ступенчатой аппроксимации волновой поверхности, в бассейне выполнены поперечные вертикальные перегородки, а на модели судна - поперечные пазы, в которые с зазором установлены поперечные вертикальные перегородки бассейна.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 81637, кл. В 63 В 9/02, 24.09.47.2.Благовещенский С. Н. и Холодилин А. Н. Справочник по статике и динамике корабля. Л., Судостроение, 1975, т. 2, Динамика корабля, с. 139-143 (прототип)

SU 893 675 A1

Авторы

Азовцев Анатолий Иванович

Субботин Владислав Анатольевич

Забатурин Владимир Николаевич

Лапов Валерий Ефимович

Даты

1981-12-30Публикация

1980-04-03Подача