(54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов | 1983 |
|
SU1167559A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1982 |
|
SU1073721A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1983 |
|
SU1120264A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1982 |
|
SU1073720A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1979 |
|
SU840698A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1980 |
|
SU949576A1 |
Источник сейсмических волн | 1989 |
|
SU1728819A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1987 |
|
SU1408400A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1980 |
|
SU935848A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1988 |
|
SU1557538A1 |
I
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ.
известно устройство для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт, включающее транспортное средство с платформой, блок управления,взаимодействующий с грунтом исполнительньзй механизм, например,взрывная камера или падакадий массивный груз, устройство подъема и опускания (сбрасывания) исполнительного механизма и направляющее устройство Ci.
в качестве исполнительного механизма в устройстве используется взрывная камера. Направляющее устройство выполнено в виде связанной с одной стороны со взрывной камерой , а с другой - устройством подъема-опускания подвижной каретки, размещенной в вертикальной направляющей, неподвижно смонтированной на платформе транспортного средства.
Недостатком источника является невозможность его-работы во время
движения транспортного средства.. Наличие жесткого направляювдаго устройства исключает возможность перемещения исполнительного механизма в момент контакта с грунтом, вдоль продольной оси транспортного средства.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является
Ш источник сейсмических сигналов,позволяющий вести работу во время движения транспортного средства , в котором падающий груз ,- взрывная камера - связан с платформой транспортного средства толь1со
15 через трос, без направляющей Г2.).
Однако этот источник имеет те недостатки, что исполнительный механизм (взрывная камера-груз) не
20 защищен от боковых колебаний,ухудшающих условия зксплуатации, а отсутствие каких-либо направляющих и наличие значительных боковых колебаний исключает возможность на25дежного контакта рабочей поверхности исполнительного механизма с грунтом в момент работы.
Цель изобретения - повышение эффективности источника за счет обеспечения надежного контакта ра30бочей поверхности исполнительного механизма с грунтом во время работы Указанная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство с платформой, блок управления, исполнительный механизм, взаимодействующий с грунтом,устройство подъема-опускания исполнительного механизма, направлякндее устройство, выполненное в виде связанной с одной стороны с исполни|тельным механизмом, а с другой - с устройством подъема-опускания подвижной каретки, размещенной в вертикальной направлякядей, смонтированной на платформе транспортного средства, вертикальная направляющая выполнена с возможностью движения вдол продольной оси транспортного средств во время соприкосновения исполнительного механизма с грунтом и снабжена механизмом перемещения ее в исходное положение. Источник снабжен устройством контроля перемещения вертикальной направляющей, выполненным, например,в виде размещенного на платформе путевого выключателя, управляющего устро ством подъема-опускания. На фиг. 1 представлен источник сейсмических сигналов, выполненный с возможностью его работы во время движения транспортного средства; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг.1. Источник сейсмических сигналов, смонтированный на транспортном сред стве 1.(с платформой) , содержит блок управления, исполнительный механизм (вЗЕ гонук камеру) , устройство 4 подъ ема-опускания исполнительного механизма (гидроцилиндр-амортиэатор),напртппяхак & устройство, выполненное в виде ПО1ДВИЖНОЙ каретки 5, связанной с одной стороны с исполнительным мехаяизмс 3, а с другой - с устройством 4 подъема-опускания и размещенной в вертикальной направляющей 6, которая, в свою очередь, подвижно размещена в горизонтально направляюt lHX 7, смонтированных на платформе вдоль оси транспортного средства 1.Д уменьшения силы трения горизонтальная р вертикальная направляюцие 7 и 6 снабжены парами качения 8 и 9.Вертикальная напра&лякшая 6 снабжена ме ханиз{ юм 10 перемещения, размещеннык на платформе 1. Источник снабжен пусевьм выключателем 11. Источник работает следующим образом. Во время контактирования исполнительного механизма 3 (взрывной камеры) с грунтом транспортное средство продолжает двигаться. Так как вертикальная направляющая б выполнена с возможностью перемещения вдоль оси транспортного средства 1, то исполнительный механизм 3 вместе с подвиж ной кареткой 5 и вертикальной направляющей б остаются неподвижными относительно грунта. По сигналу от сейсмостанции через блок 2 управления происходит подрыв взрывчатой смеси во взрывной камере 3. Камера,передав тлпулъс силы, отрывается от грунта, подскакивает вверх и в зтот момент срабатывает от блока 2 управления механизм 10 перемещения, который возвращает вертикальную направляющую б с кареткой 5 и взрывной камерой 3 в исходное положение. Затем взрывная камера 3 заполняется новой порцией взрывчатой смеси и посредством устройства 4 подъема-опускания (гидроцилиндра-амортизатора 4) плавно опускается на грунт. В момент контакта взрывной камеры 3 с грунтом вертикальная направляю1(1ая 6 перемещается относительно транспортного средства, и цикл повторяется. Б случае отказа в подрыве взрывчатой смеси, при полного перемещении вертикальной направляющей б, срабатывает путевой выключатель 11,который через блок 2 управления включает механизм 4 подъема-опускания и механизм 10 перемещения. Происходит подъем взрывной камеры вверх и ее перемещение вместе с вертикальной направляющей в исходное положение. Осутцествляется выхлоп, подача новой порции взрывчатой смеси и опускание взрывной камеры на грунт.Таким образом обеспечивается работа источника без остановки транспортного средства. Предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность сейсморазведки за счет обеспечения надежного контакта исполнительного механизма с грунтом во время работы без остановки транспортного средства. Формула изобретения 1. Источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство с платформой, блок управления, исполнительный механизм, взаимодействующий с грунтом, устройство подъемаопускания исполнительного механизма, направлякяцее устройст во, выполненное в виде связанной с одной стороны с исполнительным механизмом, а с другой - с устройством подъема-опускания подвижной каретки, размещенной в вертикальной направляющей, смонтированной на платформе транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности источника за счет обеспечения надежного контакта исполнительного механизма с грунтом во время работы, вертикальная направляющая выполнена с возможностью движения вдоль продольной оси транспортного средства
во время соприкосновения исполнительного механизма с грунтом и снабжена механизмом перемещения ее в исходное положение.
платформе путевого выключателя,управляющего устройством подъема-опускания
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
33
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-04-08—Подача