Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за Ьчег импульсного воздействия на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ.
Цель изобретения - повышение долговечности и улучшение усло.вий эксплуатации.
На фиг. 1 приведен источник, об- вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг.1 .
Источник состоит из транспортного средства 1 с платформой 2, блока 3 управления, груза 4, устройства 5 подъема и сбрасывания, троса 6, связьгоающего устройства 5 подъема и сбрасывания с грузом 4, направляющего шкива 7, закрепленного на платформе 2, через который пропущен трос 6, вертикальной направляющей 8 с рабочими поверхностями, выполненной с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства в виде маятника с осью подвеса, совмещенный с осью направляющего шкива 7, механизма перемещения вертикальной направляющей в исходное положение, выполненного в виде гидроцилиндра 9, корпус которого шарнирно закреплен на вертикальной направляющей 8, а шток связан с центральным шарниром двухзвенного шарнирно-рычажного механизма 10, одно,звено которого кинематически связано с платформой 2, а второе - с вертикальной направляющей 8.
В вертикальной направляющей 8 размещена подвижная каретка 11 с роликами, шарнирно связанная с грузом 4. Гидроцилиндр 9 снабжен устройством демпфирования продольных колебаний вертикальной направляющей, выполненным в виде пневмогидроаккуму- лятора 12, связанного с поршневой полостью 13 и через параллельно установленные дроссель 14 и обратный клапан 15 штоковой полостью 16 гидроцилиндра 9. Рабочие поверхности вертикальной направляющей 8 образованы двумя расположенными под углом одна к другой плоскостями 17 и 18, а ролики подвижной каретки 11 выполнены в виде пары сферических шайб 19 и 20, установленных на расположенных поперек вертикальной направляющей осях 21.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
С/ферические шайбы 19 и 20 имеют возможность осевого пе1 емещения и вращения друг относительно друга и своими сферическими поверхностями 22 поджаты к рабочей поверхности вертикальной направляюп1;ей и контакI трфуют с плоскостями 17 и 18, а плоскими поверхностями 23 - через упорные подшипники 24 с упругоэластич- ным элементом 25, размещенным на общей оси с парой сферических шайб. Оси 21 роликов установлены в подвижно размещенных в каретке 11 противоположно друг другу дерлсателях 26, между которыми смонтированы уп ругоэластичные элементы 27, а каретка 11 снабжена устройством регулирования предварительного поджатия упругоэластичных элементов 27, выполненным в виде рез.ьбовых втулок 28 с возможностью их осевого перемещения по резьбе.
Источник работает следующим образом.
По команде с блока 3 управления устройством 5 подъема и сбрасывания осГуществляется подъем груза 4 на заданную высоту и его последующее сбрасывание. Во время контакта груза 4 с грунтом транспортного средства 1 продолжает двигаться. Так как вертикальная направляющая 8 связана с грузом 4 посредством подвижной каретки 11, выполненной в виде маятника с осью подвеса, совмещенного с осью направляющего шкива 7, то она проворачивается на некоторый угол. При этом происходит уменьшение угла излома звеньев шарнирно-рычажного механизма 10, шток гидpoцил ;ндpa 9 втягивается и рабочая (дкость из поршневой полости 13 свободно перетекает в пневмогидроаккумулятор 12 и через обратный клапан 15 в штоко- вую полость 16.
После воздействия на rpyirr по команде с блока 3 управления устройство 5 подъема и сбрасывания производит подъем груза 4. При этом под действием силы, приложенной к штоку гидроцилиндра 9, из-за разности площадей поршневой 13 и штоковой 16 полостей происходит перемещение .вертикальной направляющей 8 в исходное положение. Плавность перемещения вертикальной направлянлцей 8 обеспечивается тем, что рабочая жидкость из
14084
штоковой полости 16 вытесняется через дроссель 14.
В процессе работы источника возникают колебания каретки 11 в верти- , кальной направляющей 8, вызванные раскачиванием груза 4 из-за неровности сейсмопрофиля, и ударные нагрузки на вертикальную направляющую 8 в момент контакта груза 4 с грун- ю том. Гашение продольных колебаний каретки 11 осуществляется упруго- эластичными элементами 25, на которые воздействуют сферические шайбы 19 и 20, перемещающиеся по оси 21. 15 При этом при повороте каретки 11 относительно продольной оси транспортного средства 1 сферические шайбы 19 и 20 вращаются с разными угловыми скоростями вследствие смещения их 20 относительно плоскостей 17 и 18. Вращение сферических шайб 19 и 20 друг относительно друга обеспечивается установкой упорных подшипников 24.
25
Гашение поперечных колебаний каетки 11 осуществляется упругоэлас- ичными элементами 27, на которые оздействуют держатели 26, подвижно установленные в каретке 1 1 . При этом -JQ при повороте каретки 11 в поперечном направлении два противоположно асположенных держателя 26, на котоых размещены оси 21 с роликами, перемещаются в сторону действия силы на ролики, воздействуя на упруго эластичные элементы 27, тем самым снижая ударные нагрузки на вертикальную направляющую 8. Регулировка положения каретки 11 относительно вертикальной направляющей 8 производится с помощью резьбовых втулок 28, которые при вращении перемещаются в осевом направлении и тем самым перемещают держатели 26 с осями 21, на
которых размещены ролики.
Предлагаемая конструкция источника позволяет повысить долговечность работы за счет снижения ударных нагрузок на вертикальную направляющую наличием упургоэластичных элементов, размещенных между держателями, подвижно установленными в каретке.
Размещение в каретке устройства регулирования предварительного под жатия упругоэластичных элементов
35
40
45
50
т- 55
, ю1520
25
-JQ 35
40
45
50
55
00
позволяет улучшить условия эксплуатации источника. При этом конструктивное исполнение регулируюп1его устройства в виде резьбовых втулок, установленных с возможностью их осевого перемещения, позволяет регулировать полоусение каретки относительно вертикальной направляющей. Вращением резьбовых втулок можно добиться оптимального натяга при размещении каретки в вертикальной направляющей и тем самым снизить трудоемкость изготовления .
Формула изобретения
1.Источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство с платформой, блок равления, трос, соединяющий груз с устройством его подъема и сбрасывания, вертикальную направляющую с рабочими поверхностями, образованными двумя расположенными под углом одна к друго11 плоскостями, которая выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства, подвижную каретку, в которой противоположно друг другу размещены держатели с роликами, установленными на расположенных поперек вертикальной направляющей осях и выполненными
в виде пары сферических шайб, имеющих возможность осевого перемещения и вращения одна относительно другой, каждая из которых поджата сферической поверхностью к рабочей поверхности вертикальной направляющей, а плоской поверхностью - к упругоэлас- тргчному элементу, размещенному на общей оси с парой сферических шайб, и устройство демпфирования колебаний вертикальной направляющей, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности, противоположные держатели установлены в каретке с возможностью перемещения друг относительно друга, а между ними расположены упругоэластичные элементы.
2.Источник по п. 1,отлича- ю щ и и с я тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, каретка снабжена устройством регулирования предварительного поджатия упруго- эластичных элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1984 |
|
SU1213453A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1983 |
|
SU1120264A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1984 |
|
SU1166037A1 |
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА | 2002 |
|
RU2246740C2 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1988 |
|
SU1557538A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 1992 |
|
RU2040018C1 |
Устройство для возбуждения сейсмических волн | 1988 |
|
SU1603322A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1980 |
|
SU894638A1 |
МОБИЛЬНЫЙ ПЕРЕНОСНОЙ КОПЕР | 2000 |
|
RU2203359C2 |
СПОСОБ ЛАБОРАТОРНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ ГРУНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2328718C2 |
Изобретение относится к области геофизической техники, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного .воздействия на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ. Целью изобретения является повьшение долговечности и улучшение условий эксплуатации. Источник сейсмических сигналов ударного типа содержит транспортное средство, на котором размещены груз с устройством его подъема и сбрасывания, вертикальная направляющая, расположенная в ней подвижная каретка, в которой противоположно друг другу размещены держатели с роликами, и устройство демпфирования колебаний вертикальной напраеляю- щей. Противоположные держатели установлены в каретке с воз ожностью перемещения относительно друг друга, а между ними расположены упругоэластич- ные элементы. Этим обеспечивается снижение ударных нагрузок на вертикальную направляющую во время подъема и сбрасывания груза при движении транспортного средства по сейсмопро- филю, что позволяет повысить долговечность работы. Размещение в каретке устройства регулирования предварительного поджатия упругоэластичных элементов позволяет улучшить условия эксплуатации данного источника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л (ЭО NU
W /// 7// /// / /// ///////// ////// ////////////////// ///
U.Z.1
/7 / 25А
Р«з.2
Видб
9иг.5
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1983 |
|
SU1120264A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Источник сейсмических сигналов ударного типа | 1984 |
|
SU1213453A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-07-07—Публикация
1987-01-05—Подача