Источник сейсмических сигналов Советский патент 1985 года по МПК G01V1/147 

Описание патента на изобретение SU1167559A1

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт с целью разведки на нефть и газ.

Известно устройство для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт, включающее транспортное средство с платформой, блок управления, взаимодействующий, с грунтом исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма и направляющее устройство, выполненное в виде связанной с одной стороны с исполнительным механизмом, а с другой - с устройством подъема-опускания подвижной каретки, размещенной в вертикальной направляющей, неподвижно смонтированной на платформе транспортного средства I.

Недостатком этого устройства является невозможность работы во время движения, транспортного средства. Наличие жесткого направляющего устройства и жесткая связь подвижной каретки с исполнительным механизмом исключает возможность перемещения источника в момент контакта исполнительного мехагизма с грунтом.

Наиболее близким техническим рещением к предлагаемому является источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с размещенной в смон тированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой, соединенной с исполнительным механизмом 2.

Недостатком этого устройства является сложность конструкции из-за необходимости монтажа вертикальной направляющей на платформе транспортного средства с помощью узла, обеспечивающего ей возможность движения, а также из-за наличия механизма перемещения этой направляющей в исходное положение, которые повышают металлоемкость источника и трудоемкость его изготовления. Кроме того, для приведения в движение механизма перемещения необходим источник питания и управляющее его работой устройство, что также усложняет конструкцию источника сейсмических сигналов.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с расмещенной в смонтированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой, соединенный с исполнительным механизмом, подвижная каретка и исполнительный механизм образуют пару трения и сопряжены по плоскости наклоненной к горизонту под острым углом, больщим угла трения, с возможностью относительного перемещения в направлении движения транспортного средства.

На фиг. 1 изображен источник сейсмических сигналов в момент соприкосновения исполнительного механизма с грунтом, общий вид; на фиг. 2 - исполнительный механизм.

„ Источник сейсмических сигналов содержит транспортное средство 1, блок 2 управления, исполнительный механизм 3 (подающий груз), устройство подъема-опускания 4 исполнительного механизма 3, подвижную каретку 5, связанную с одной стороны с исполнительным механизмом 3, а с другой - тросом 6 с устройством подъема-опускания 4, и размещенную в вертикальной направляющей 7, которая неподвижно закреплена на транспортном средстве 1. Для уменьщения силы трения подвижная каретка 5 снабжена парой качения 8. Источник снабжен путевым выключателем 9, установленным на вертикальной направляющей 7. Исполнительный механизм 3 и подвижная каретка 5 образуют трущуюся пару, например, в виде

5 соединения «ласточкин хвост, образованного наклоненными к горизонту направляющими 10 и П. На исполнительном механизме 3 закреплен ограничитель 12. Угол наклона 13 направляющих 10 и 11 к горизонту является острым, превышающим угол трения между исполнительным механизмом 3 и подвижной кареткой 5.

Источник сейсмических сигналов работает следующим образом.

В исходном состоянии исполнительный

5 механизм 3 находится в верхней положении вместе с подвижной кареткой 5 и удерживается устройством подъема-опускания 4 с помощью троса 6, а транспортное средство 1 перемещается вперед. По сигналу с блока 2 управления срабатывает устройство подъема

опускания 4, трос 6 освобождается, и исполнительный механизм 3 падает вниз, увлекая за собой подвижную каретку 5, которая перемещается вдоль вертикальной направляющей 7 на парах качения 8. При

5 ударе исполнительного механизма 3 о грунт возбуждается сейсмический сигнал. После падения исполнительный механизм 3 остается на грунте, а транспортное средство 1 продолжает перемещение вперед. При этом направляющая 11 перемещается .вместе с

0 транспортным средством 1, увлекаемая соединенной-с ней подвижной кареткой 5, которая размещена в вертикальной направляю щей 7, неподвижно смонтированной на транспортном средстве, а исполнительный механизм 3 остается неподвижным, взаимодействуя с грунтом. Направляющая 11 одновременно с перемещением транспортного средства 1 вперед скользит по направляющей 10, опуская подвижную каретку 5 вдоль

вертикальной направляющей 7. По команде с блока 2 управления (илн от путевого выключателя 9, если подвижная каретка 5 вошла во взаимодействия с ним до команды с блока 2 управления) включается устройство подъема-опускания 4, которое с помощью троса 6 поднимает исполнительный механизм 3 вверх. Во время подъема исполнительный I механизм 3 под действием скатывающей силы (составляющей силы его тяжести, направленной вдоль направляю щих 10 и 11, см. фиг. 2) перемещается по направляющей 11, ограничитель 12 упирается в подвижную каретку 5 и исполнительный механизм 3 занимает первоначальное положение.

Длг: того, чтобы исполнительный механизм 3 переместился по направляющей 11 необходимо, чтобы действующая на него скатывающая сила была больще силы трения, препяютвующей скатыванию. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы острый угол наклона направляющих 10 и 11 к горизонту был больше угла трения между ними. После того, как исполнительный механизм 3 займет первоначальное положения и будет поднят в крайнее верхнее положение, источник готов к следующему воздействию.

Применение предлагаемого,изобретения позволит исключить ряд сложных узлов в источниках сейсмически}( сигналов с падающими грузами и упростить их конструкцию.

Похожие патенты SU1167559A1

название год авторы номер документа
Источник сейсмических сигналов 1980
  • Шагинян Альберт Семенович
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Свинин Александр Иванович
  • Теплицкий Владимир Аркадьевич
  • Эпшицкий Ефим Аронович
SU894638A1
Источник сейсмических сигналов ударного типа 1983
  • Шагинян Альберт Семенович
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Свинин Александр Иванович
  • Эпшицкий Ефим Аронович
  • Насыбулин Евгений Хакимович
  • Теплицкий Владимир Аркадьевич
SU1120264A1
Источник сейсмических сигналов ударного типа 1987
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Давиденко Николай Иванович
  • Свинин Александр Иванович
  • Насыбулин Евгений Хакимович
  • Эпшицкий Ефим Аронович
  • Оменцов Феликс Исаакович
SU1408400A1
Источник сейсмических сигналов 1982
  • Шагинян Альберт Семенович
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Переплетчиков Валерий Матвеевич
SU1073721A1
Источник сейсмических сигналов ударного типа 1984
  • Свинин Александр Иванович
  • Эпшицкий Ефим Аронович
  • Насыбулин Евгений Хакимович
SU1213453A1
Источник сейсмических сигналов 1983
  • Кондратенко Георгий Григорьевич
  • Макогон Анатолий Иванович
SU1111113A1
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА 2002
  • Кошелев Н.В.
  • Яковлев Н.М.
  • Сивков Н.Р.
  • Краев А.Г.
RU2246740C2
Источник сейсмических волн 1989
  • Денисов Юрий Терентьевич
  • Борисевич Владимир Александрович
SU1728819A1
Источник сейсмических сигналов ударного типа 1988
  • Насыбулин Евгений Хакимович
  • Эпшицкий Ефим Аронович
  • Оменцов Феликс Исаакович
  • Романовский Анатолий Гиршевич
SU1557538A1
Устройство для стабилизации горизонтального положения платформы транспортного средства 1981
  • Нечуйвитер Леонид Ивонович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Галуцких Анатолий Данилович
  • Сибгатулин Виктор Газизович
SU1009817A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 167 559 A1

Реферат патента 1985 года Источник сейсмических сигналов

ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий транспортное средство, исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма, связанное с размещенной в смонтированной на транспортном средстве вертикальной направляющей подвижной кареткой соединенной с исполнительным механизмом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, подвижная каретка и исполнительный механизм образуют пару трения и сопряжены по плоскости, наклоненной к горизонту под острым углом, большим угла трения, с возможностью относительного перемещения в направлении движения транспортного средства. (Л а: ел 01 со Х Фиг. 1

Формула изобретения SU 1 167 559 A1

10

/

фиг. Z

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1167559A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ И АППАРАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ 1924
  • Т. Эван
SU3600A1
Клапанное парораспределение для паровозов 1924
  • М. Тиллер
  • Р. Руффер
SU782A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Источник сейсмических сигналов 1980
  • Шагинян Альберт Семенович
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич
  • Свинин Александр Иванович
  • Теплицкий Владимир Аркадьевич
  • Эпшицкий Ефим Аронович
SU894638A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 167 559 A1

Авторы

Шагинян Альберт Семенович

Асан-Джалалов Алексей Георгиевич

Пантелеев Валерий Алексеевич

Кабишев Владимир Николаевич

Давиденко Николай Иванович

Свинин Александр Иванович

Даты

1985-07-15Публикация

1983-12-07Подача