I
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к вертикальным судоподъемникам.
Известен вертикальный судоподъемник, включающий погружную герметичную камеру с лотком для судна, снабженную узлом балластировки, содержащим балластные отсеки, и узлом удаления балласта, содержащим водоводы, и установленную с возможностью вертикального перемещения по направляющим, установленным в верхнем бьефе, причем лоток снабжен по торцам судопропускными затворами 1.
Недостаток известного вертикального судоподъемника - больщие энергозатраты.
Целью изобретения является снижение энергозатрат вертикального судоподъемника.
Поставленная цель достигается тем, что балластные отсеки установлены внутри герметичной камеры, узел балластировки содержит аэрационные трубы и воздуховоды, а узел удаления балласта содержит трубопроводы с задвижками, при этом одна группа балластных отсеков снабжена клапанами заполнения, расположена в верхней части герметичной камеры и сообщена через воздуховоды, выведенные своими концами выше уровня верхнего бьефа, с атмосферой, а другая группа балластных отсеков расположена в нижней части герметичной емкости, снабжена клапанами заполнения, сообщена аэрационными трубами с воздуховодами и связана посредством трубопроводов, снабженных задвижками, с верхней группой балластных отсеков и с водоводами, сообщенными с нижним бьефом.
Кроме того, водоводы и воздуховоды выполнены в виде телескопических труб.
На фиг. 1 изображен вертикальный судоподъемник, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, вид в плане.
Судоподъемник состоит из погружной герметичной камеры 1, примыкающей одним торцом к плотине 2 - границе водораздела между верхним и нижним бьефами. Камера фиксируется четырьмя направляющими, установленными в верхнем бьефе. Камера 1 снабжена лотком 4, заполненным водой, в котором размещается судно 5, К верхней части лотка 4 примыкают верхние балластные отсеки 6 узла балластировки, снабженные клапанами заполнения
7и трубопроводами 8. По обе стороны от лотка 4 смонтированы нижние балластные отсеки 9, снабженные трубопроводами 10 опорожнения с задвижками 11, имеющими механический привод 12. Балластные отсеки 9 имеют клапаны заполнения 13. Механизмы приводов задвижек располагаются
в незатопляемых отсеках 14. Трубопроводы
8и 10 оборудуются аэрационными трубами 15 и с помощью шарового шарнира 16 соединены с телескопическими трубами 17 (водоводами) узла удаления балласта. Трубы 17 соединены со сбросными водоводами 18, выходящими в нижний бьеф. Лоток 4 соединен с верхним бьефом телескопической щахтой 19, предназначенной для выхода людей, а верхний балластный отсек 6 - с телескопической трубой 20 узла балластировки, предназначенной для дренажа балластных отсеков. К телескопической трубе (воздуховоду) 20 примыкают аэрационные трубы 21, предназначенные для дренажа балластных отсеков 9, и аэрационные трубы 15. Шахты 19 и телескопические трубы
20 воздуховодов фиксируются в направляющих элементах, установленных на направляющих 3 посредством кронштейнов. Лоток 4 с обеих сторон закрывается герметическими шторными затворами 22. Примыкание лотка 4 к плотине 2 обеспечивается с помощью уплотнения З.С гверстие а для судов в теле плотины оборудуется затворами 24.
Судоподъемник работает следующим образом.
Камера 1 находится в нижнем положении. Лоток 4 примыкает к отверстию а в плотине 2. Затворы лотка 22 и отверстия 24 открыты, уплотнение 23 установлено по контуру отверстия а. Верхние балластные отсеки 6 заполнены водой, а нижние балластные отсеки 9 заполнены воздухом, клапаны 7 и 13 в отсеках 6 и 9 закрыты. Судно
5заходит из нижнего бьефа в лоток 4 и швартуется. Закрываются затворы 22 лотка и затворы 24 отверстия в теле плотины, снимается уплотнение 23. Через трубопроводы 8 сливается часть воды из верхних балластных отсеков 6. Вода поступает через телескопические трубы 17 водоводов и сбросные водоводы 18 в нижний бьеф. Камера 1 получает положительную плавучесть и движется по направляющим 3 вверх. выходе камеры 1 на поверхность бьефа слив воды из верхнего балластного отсека
6продолжается до тех пор, пока уровень воды в лотке 4 не совпадет с уровнем верхнего бьефа, что соответствует опорожнению отсеков 6. Камера 1 останавливается и фиксируется в направляющих 3. Затвор 22 с противоположного от плотины торца камеры открывается, и судно 5 выходит из лотка 4 в верхний бьеф. В лоток 4 заходит судно, шлюзуемое из верхнего бьефа в нижний, за ним закрывается затвор 22. Открываются клапаны 13 нижних балластных
отсеков 9, которые заполняются водой. Камера 1 погружается. Когда камера 1 погрузится под уровень верхнего бьефа, открываются клапаны 7 верхних балластных отсеков 6 и открываются задвижки 11 нижних балластных отсеков 9. Идет процесс заполнения водой верхних балластных отсеков 6 и слив воды из нижних балластных отсеков 9 в нижний бьеф. Процесс перебалластировки производится без нарушения общего режима погружения камеры в бьеф. Когда камера 1 погрузится и уровень воды в лотке 4 будет равен уровню воды в нижнем бьефе, вода заполняет верхние балластные отсеки 6, а олеки 9 заполняются воздухом После установки уплотнения 23 по контуру отверстия а открываются затворы 22 лотка и затворы отверстия а. Судно 5 выходит в нижний бьеф, а в лоток 4 заходит другое судно. Цикл повторяется.
Все операции по снятию уплотнений, открытию затворов для пропуска судов, задвижек и клапанов блокируются, а управление производится с центрального пульта, расположенного как в камере, так и на плотине. Вертикальный судоподъемник обладает пониженными энергозатратами при эксплуатации.
Формула изобретения
1.Вертикальный судоподъемник, включающий погружную герметичную камеру с лотком для судна, снабженную узлом балластировки, содержащим балластные отсеки, и узлом удаления балласта, содержащим водоводы, и установленную с возможностью вертикального перемещения по направляющим, установленным в верхнем бьефе, причем лоток снабжен по торцам судопропускными затворами, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат, балластные отсеки установлены внутри герметичной камеры, узел балластировки содержит аэрационные трубы и воздуховоды, а узел удаления балласта содержит трубопроводы с задвижками, при этом одна группа балластных отсеков снабжена клапанами заполнений, расположена в верхней части герметичной камеры и сообщена через воздуховоды, выведенные своими концами выше уровня верхнего бьефа, с атмосферой, а другая группа балластных отсеков расположена в нижней части герметичной емкости, снабжена клапанами заполнения, сообщена аэрационньши трубами с воздуховодами, и связана посредством трубопроводов, снабженных задвижками с верхней группой балластных отсеков и с водоводами, сообщенными с нижним бьефом.
2.Судоподъемник по п. 1, отличающийся тем, что водоводы и воздуховоды выполнены в виде телескопических труб.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 1115197, кл. 84 В 1/04, 12.10.61 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наклонный судоподъемник | 1983 |
|
SU1193232A1 |
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА | 2023 |
|
RU2821669C1 |
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА | 2019 |
|
RU2701298C1 |
Передвижной полушлюз продольного наклонного судоподъемника | 1973 |
|
SU552385A1 |
Плавучий судоподъемник | 1976 |
|
SU646002A1 |
ШЛЮЗ | 2006 |
|
RU2304660C1 |
ЗАТВОР СУДОПРОПУСКНОГО ОТВЕРСТИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2037009C1 |
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА | 2017 |
|
RU2661741C1 |
ШЛЮЗ | 2006 |
|
RU2307890C1 |
Наклонный судоподъемник | 1982 |
|
SU1057615A1 |
Авторы
Даты
1982-01-07—Публикация
1976-09-01—Подача