1
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к коробкам передач.
Известно устройство управления переключением коробки передач транспортного средства, содержащее зубчатую муфту, имеющую сухари и блокирующие кольца с пазами, установленную на валу коробки передач, и зубчатые венцы с конической поверхностью, каждый из которых соединен с соответствующей шестерней коробки передач 1 .
Недостатком устройства является трудность включения путем передачи, поскольку для разворота блокирующего кольца нисщей передачи при остановленном автомобиле нужно повернуть вместе с включаемой щестерней промежуточный вал коробки передач и детали сцепления, преодолев при этом значительные усилия, поскольку момент инерции вращаемых деталей, моменты трения в контакте поворачиваемых деталей и прежде всего, «момент ведения сцепления сравнительно велики. При низких температурах из-за загустевания смазки, включить нисщую синхронизированную передачу весьма трудно, а при залипании дисков, а также их короблении - зачастую невозможно.
Цель изобретения - облегчение включения передачи при остановленном транспортном средстве с обеспечением унификации блокирующих колец.
Эта цель достигается тем, что на каждом сухаре выполнен выступ для взаимодействия с пазом соответствующего блокирующего кольца, при этом высота выступа равна половине разности щирины паза блокирующего кольца и ширины сухаря в тан10генциальном направлении.
На фиг. 1 показано устройство управления переключением коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, положение синхронизируемых элементом уст15ройства на режиме их замедления.
На валу 1 (фиг. 1) установлены шестерни 2 и 3, имеющие зубчатые венцы 4 и 5 с коническими поверхностями 6 и 7. Между зубчатыми венцами 4 и 5 расположена соединенная с валом 1 ступица 8 -с зубьями 9 (фиг. 2), на которых установлена зубчатая муфта 10, взаимодействующая с шариковыми фиксаторами 11. На зубчатой муфте 10 установлены блоки-кольца 12 и 13 с коническими поверхностями 14 и 15 и сухари 16, взаимодействующие с муфтой 10 через шариковый фяксатор 1 l.vБлокирующие кольца 12 и 13 выполнены с пазами 17 и 18 имеющими ширину 19 и 20 соответственно. Сухари 16 имеют ширину 21. На каждом сухаре 16 выполнен выступ 22 для взаимодействия с пазом 18 блокирующего кольца 13. Высота 23 выступа 22 равна половине разности ширины 20 паза 18 блокирующего кольца и 21 сухаря 16 в тангенциальном направлении. Устройство работает следующим образом. При включении низшей передачи из нейтрального положения при остановленном транспортном средстве водитель перемещает муфту 10 в сторону блокирующего кольца 13, которая при этом смещает сухарь 16 до упора в это кольцо. При дальнейщем перемещении муфты 10 последняя перемещает блокирующее кольцо 13 до контакта его конической поверхности 15 с конической поверхностью 7 зубчатого венца 5. Из-за взаимодействия поверхностей 15 и 7 блокирующее кольцо 13 повернуто в сторону вращения шестерни 2 (по стрелке Б) При этом паз 18 входит в контакт с выступом 22 сухаря 16. В этом положении (фиг. 3) зубья зубчатой муфты 10 и блокирующего кольца 23, вследствие наличия выступа 22 расположены так, что зубья 9 зубчатой муфты 10 ориентированы напротив впадин зубьев блокирующего кольца 13. Такое положение облегчает введение зубьев 9 зубчатой муфты 10 в зацепление с зубьями зубчатого венца 5, что в свою очередь облегчает включение низшей передачи при остановленном транспортном средстве. Данное устройство унифицирует блокирующие кольца, что упрощает обеспечение запчастями при износе наиболее изнашиваемой детали, каким является блокирующее кольцо синхронизатора. При этом надежность коробки передач в целом повышается. Формула изобретения Устройство управления переключением коробки передач транспортного средства, содержащее зубчатую муфту, имеющую сухари и блокирующие кольца с пазами, установленную на валу коробки передач, и зубчатые венцы с конической поверхностью, каждый из которых соединен с соответствующей шестерней коробки передач, отличающееся тем, что, с целью облегчения включения передачи при остановленном транспортном средстве с обеспечением унификации блокирующих колец, на каждом сухаре выполнен выступ для взаимодействия с пазом соответствующего блокирующего кольца, при этом высота выступа равна половине разности ширины паза блокирующего кольца и ширины сухаря в тангенциальном направлении. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3270848, кл. 192-53, опублик. 1966.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2195590C1 |
СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU261184A1 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1991 |
|
SU1798558A1 |
Синхронизатор | 1986 |
|
SU1344982A1 |
Синхронизатор коробки передач | 1976 |
|
SU573639A1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 1991 |
|
RU2039890C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837576A1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1977-06-27—Подача