ющих поверхностей. Цель достигается тем,что на упругом разрезном кольце (УРК) 11 синхронизирующая поверхность (СП) 13 выполнена на внутреннем -диаметре . Сопряженная с ней СП 31 выполнена внешней на передаточном элементе 27. Конические нажимные поверхности 8 и 15 выполнены соответственно на зубчатой муфте 7 и реборде 17. УРК 11 выполнено с выступами. В ступице 1 неподвижно установлены сухари 35 и 36 с выступами между ними. Для фиксации муфты 7 во включен1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения син рсдонизатора и повьпиение его долговечности путем уменьшения удельных .нагрузок в контакте синхронизирующих поверхностей.
На фиг. 1 изображен синхронизатор в нейтральном положении; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - взаимное расположение элементов синхронизатора в момент синхронизации; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - взаимное расположение элементов синхронизатора при включении; передачи.
Синхронизатор содержит ступицу 1 выполненную с наружным зубчатым венцом 2 и осевыми пазами 3 и 4.Ступица 1 установлена на шлицах вала 5 и зафиксирована в осевом направлении стопорным кольцом 6. На ступице 1 установлена с возможностью осевого перемещения зубчатая муфта 7 с конусными нажимньши поверхностями 8 и 9 и кольцевой фиксирующей канавкой 10 в средней ее части.Разрезные упругие кольца 11 и 12 выполнены с внутренними синхронизирующими поверхностями 13 и 14, наружными конусными нажимными поверхностями 15 и 16, ребордами 17 и 18,выступами 19, 20 и 21 , 22, вырезами 23, 24
ном положении в ней выполнена коль- цев ая канавка 10. При осевом перемещении муфты 7 она охватывает УРК 11 . В результате взаимодействия сопряженных СП 13 и 31 соответственно УРК 1 1 и передаточного эл емента 27 УРК 11 затягивается. После окончания синхронизации угловых скоростей вала 5 и включаемой шестерни 29 муфта 7 входит в зацепление с последней. Разделение нажимных и синхронизирующих поверхностей позволяет уменьшить удельные нагрузки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
й
и 25,26 соответственно и установлены между ступицей 1 и передаточными элементами 27 и 28 шестерен 29 и 30 соответственно. Передаточные элементы 27 и 28 имеют наружные синхронизирующие поверхности 31 и 32 и зубья 33 и 34. Передаточный элемент 27 жестко соединен с шестерней 29, а передаточный элемент 28 выполнен заодно с шестерней 30. Сухари 35 и 36 образуют упоры для выступов 19, 20 и 21,22 разрезных упругих колец 11 и 12 соответственно и установлены в осевых пазах 4 и 5 ступицы 1 .
На конусные нажимные поверхности 8 и 9 зубчатой муфты 7 нанесено антифрикционное покрытие,а на наружные синхронизирующие поверхности 31 и 32 передаточных элементов 27 и 28 - фрикционное износостойкое покрытие.
Синхронизатор работает следующим образом.
При осевом перемещении зубчатой муфты 7 из нейтрального положения (фиг. 1) в положение включения передачи (фиг. 5) ее конусная нажимная поверхность 8 входит во взаимодействие с конусной нажимной поверхностью 15 реборды 17 разрезного упругого кольца 11.После того как зубчатая муфта 7 охватит наружную поверхность реборды 17, разрезное упругое кольцо 11 (фиг. 3)j,B свою очередь,СИН-. 5 хронизирующей поверхностью 13 охватывает синхронизирующую поверхность 31 передаточного элемента 27. Начинается процесс синхронизации (фиг. 3
0
5
0
31
и 4). Разрезное упругое кольцо 11, увлекаемое вращающейся относительно вала 5 синхронизирующей поверхностью 31 передаточного элемента 2 поворачивается относительно ступицы 1 до упора боковой поверхностью выступа 19 в сухарь 35 и затягивается вокруг синхронизирующей поверхности 31 передаточного элемента 27 до окон- чания синхронизации угловых скоростей вала 5 и включаемой шестерни 29. При этом идет осевое перемещение зубчатой муфты 7 в сторону шестерни 29 до ацепления ее зубьев с соеди- нительными зубьями 33 передаточного элемента 27. После перехода зубчатой муфты 7 в крайнее левое положение при включении передачи (фиг. 5) разрезное упругое кольцо 11 разжима- ется.его реборда 17 входит в кольцевую фиксирующую канавку 10 зубчатой муфты 7 и препятствует самопроизвольному выключению передачи.
Формула изобретения
1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу, закрепленную на валу, по меньшей мере один передаточ- ный элемент с синхронизирующей поверхностью, расположенный концентрич- но валу, зубчатую муфту, выполненную с фиксирующей канавкой в средней части и по меньшей мере с одной внутренней конической нажимной поверх- ностью и установленную на ступице, с возможностью осевого перемещения, по меньшей мере одно разрезное упругое кольцо с синхронизирующей поверхностью, сопрягающейся с синхронизирующей поверхностью передаточного элемента, и с наруж ой конической нажимной поверхностью,расположенной с воз
5 0
5
0
У82
можностью взаимодействия с внутренней конической поверхностью зубчатой муфты и размещения нажимной поверхности в фиксирующей канавке, по меньшей мере один упор, установленный с возможностью взаимодействия с упругим кольцом, отличающий- с я тем,что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения синхронизатора и повьш1ения его долговечности за счет уменьшения удельных нагрузок в контакте синхронизирующих поверхностей, синхронизирующая поверхность разрезного упругого кольца выполнена по внутреннему его диаметру,а передаточный элемент выполнен с наружной синхронизирующей поверхностью, упоры попарно закреплены в ступице на расстоянии один от другого в окружном направлении,на концах упругого разрезного кольца йыполнены выступы, размещенные между упорами с возможностью взаимодействия с ними.
2.Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем,что по меньшей мере на одной из сопряженных нажимных поверхностей выполнено антифрикционное покрытие.
3.Синхронизатор по п. 1, о т- личающийся тем,что по меньшей мере на одной из сопряженных синхронизирующих поверхностей выполнено фрикционное износостойкое покрытие .
4.Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем,что разрезное упругое кольцо выполнено с наружной ребордой, на которой расположена коническая нажимная поверхность.
3ff
35
фиг.З
. в-8
36
20
23
19
35
24
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Синхронизатор | 1988 |
|
SU1763743A1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 1991 |
|
RU2039890C1 |
СИНХРОНИЗАТОР (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2126499C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2343327C2 |
Тяговый привод локомотива | 1974 |
|
SU506532A1 |
СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU261184A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ИНЕРЦИОННОГО ТИПА | 2010 |
|
RU2427736C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения синхронизатора и повышение его долговечности за счет уменьшения удельных нагрузок в контакте синхронизиру(Л оо 4 41 СО 00 ю X 12 «ье/
//
фигЗ
Составитель И.Лукина Редактор А.Маковская Техред М.Дидык Корректор И.Муска
Заказ 4904/37Тираж 804Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
«.«ив,-- -.™.- -- ..-- - - - «w -
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Патент США № 2957564, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Синхронизатор для коробки передач | 1970 |
|
SU608487A3 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 2932373, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-03-18—Подача