1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиальным шарикоподшипникам, и предназначено для использования при постоянной по направлению нагрузки, одном вращающемся и одном неподвижном кольцах в подшипниковых узлах различных устройств, например, в редукторах,электродвигателях, коробках передач автомобилей, тракторов, станков и т.д.
Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с телами качения между ними 13.
Недостатками известного подшипника являются пониженные динамическая грузопод1- емность и предельная быстроходность из-за соответственно недостаточного количества тел качения в подшипнике и повышенного трения шариков о боковые поверхности желобов. Увеличить число тел качения не позволяет ограниченная величина угла заполнения.
Цель изобретения - повышение динамической грузоподъемности и предельной быстроходности подшипника при его работе с постоянной по направлению нагрузкой и одном вращающемся кольце.
Указанная цель достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с телами качения между ними, профиль поперечного сечения дорожки качения одного из колец выполнен с переменной глубиной.
На фиг. 1 изображен подшипник качения, на фиг. 2 - то же, разрез
10 на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Подшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, тела качения (шарики) 3. Кольца 1 и 2 имеют вы-; полненные по радиусу дорожки качения
15 4. При этом дорожка качения наружного кольца 1, которое при работе подшипника является неподвижным, имеет переменную глубину h по длине кольца, максимальная глубина дорожки качения
20 соответствует .глубине Дорожки качения стандартного подшипника. Достигается это тем, что отверстие радиуса .R в наружном кольце 1 выполнено со смещением 6 относительно оси дорожки качения. Наружное кольцо 1 уста25новлено таким образом, что максимальная глубина h дорожки .качения 4 соответствует зоне наиболее нагруженного тела качения 3. При этом кольцо 1 фиксируется в подшипниковом узле от
30
проворачивания. Положение кольца 1 соответствует направленной вертикально вниз нагрузке Р (фиг. 2}.
При работе подшипника внутреннее кольцо 2 вращается с некоторой угловой скоростью UJ , а шарики 3 перекатываются по дорожкам качения (нижняя часть желобов) колец 1 и 2. Действующая на подшипник нагрузка воспринимается шариками 3 и дорожками качения колец 1 и 2. При этом зоной нагружения неподвижного кольца 1 является его нижняя половина.
Увеличение грузоподъемности достигается за счет наличия у подшипника предлагаемой конструкции по сравнению с известной большего угла заполнения. Это обеспечивается за счет возможности при с.борке подшипника сместить внутреннее кольцо 2 относительно наружного кольца 1 на большую величину, чем у известного, что позволяет установить в подшипнике предлагаемой конструкции большее количество шариков или увеличить их диаметр. Увеличение предельной быстроходности предлагаемого подшипника достигается за счет переменной глубины дорожки качения 5 наружного
кольца, что снижает трение шариков 3 и обеспечивает лучшую подачу смазки к ним.
Технико-экономический эффект предлагаемого подшипника по сравнению с известным заключается в увеличении его дина14шческой грузоподъемности и, как следствие, при прочих равных условиях в повышении его долговечности.
Формула изобретения
Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с телами
15 качения между ними, отличающийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности и повышения быстроходности, профиль поперечного сечения дорожки качения одного
20 из колец выполнен с переменной глубиной .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Бейзельман Р.Д. и др. Подшипники качения. Справочник. Машгиз, 1975, с. 42 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ТРЁХКОЛЕЧНОЙ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ И ПОДВЕС БЫСТРОХОДНОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2224146C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2350920C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2422793C1 |
Шариковый подшипник шарошки бурового инструмента | 2020 |
|
RU2750892C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2005926C1 |
Радиально-упорный шарикоподшипник | 1975 |
|
SU616449A1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1996 |
|
RU2128298C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2350919C1 |
Роликовый подшипник | 2015 |
|
RU2613549C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2036349C1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-03-19—Подача