Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения без ограничения по скорости вращения.
Известен подшипник качения [1], содержащий кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения.
Недостатком известной конструкции является то, что при осевом нагружении подшипника по мере его вращения, тела качения оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что вызывает быстрый износ и выход его из строя.
Известен подшипник качения [2] преимущественно тихоходных опорно-поворотных устройств, принятый за прототип, содержащий наружное и внутреннее кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения. Местное углубление дорожки качения позволяет телам качения поочередно освобождаться от рабочей контактной нагрузки и тем самым исключить заклинивание подшипника.
Недостатком такой конструкции подшипника является то, что местное углубление произвольной формы, выполненное на ограниченном участке дорожки качения, не может обеспечить постепенную разгрузку и нагрузку тел качения, особенно при высоких скоростях вращения. В результате при работе подшипника с большим числом оборотов одного или обоих колец в углублении будут иметь место удары, что приведет к снижению его долговечности. Кроме того, при высоких скоростях вращения в подшипнике возникают значительные центробежные силы, которые дополнительно способствуют заклиниванию тел качения. Соответственно средство разгрузки должно обеспечить разгрузку тел качения не только от рабочей нагрузки, но и от центробежных сил. В известном подшипнике углубление выполнено применительно к тихоходным опорным устройствам и не может обеспечить полную разгрузку тел качения.
Технический результат изобретения заключается в повышении быстроходности подшипника. Для этого в подшипнике качения, содержащем наружное кольца, которое снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения, внутреннее кольцо и расположенные между ними тела качения, углубление дорожки качения выполнено в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением
где b - свободный член, b=05•D1+S;
a - коэффициент,
показатель степени,
D1 - диаметр дорожки качения наружного кольца;
S - максимальная глубина углубления;
ϕ - длина углубления по длине окружности дорожки качения.
Величина свободного члена "b" принимается из условия разгрузка тела качения от рабочей нагрузки и центробежной силы. Следовательно,
b = 0,5 • D1 + S,
где S > δн+δв;
δн и δв - упругая деформация в контакте тела качения соответственно с наружным и внутренним кольцами от действия рабочей нагрузки и центробежной силы.
Значение коэффициента "a" определяется из следующих условий. Во-первых, в местах сопряжения поверхности разгрузочной зоны с поверхностью дорожки значения функций, описывающих указанные поверхности, должны быть равны. Сечением дорожки качения является окружность, описываемая уравнением
Тогда из первого условия получаем уравнение
Во-вторых, для разгрузки тел качения от центробежных сил необходимо, чтобы при входе тела качения в зону разгрузки, оно двигалось по касательной к окружности дорожки качения. В этом случае центробежная сила будет равна нулю, так как она возникает тогда, когда тело движется по криволинейной траектории.
Из второго условия следует, что первые производные функций, описывающих поверхности дорожки качения и разгрузочной зоны, также должны быть равны в местах сопряжения. Кроме того, равенство первых производных позволяет обеспечить плавный переход поверхности дорожки качения в поверхность зоны разгрузки. Следовательно, получаем второе уравнение:
Решая совместно уравнение (1) и (2) при получаем, что
При этом показатель степени однозначно зависит от длины разгрузочной зоны и определяется
Четность показателя степени обеспечивает симметричность разгрузочной зоны.
Задаваясь значением длины разгрузочной зоны, можно получить уравнение кривой, которая получается в сечении поверхности углубления, т.е. определить его форму.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения.
На фиг. 2 изображено сечение наружного кольца предлагаемого подшипника.
Подшипник качения содержит наружное 1 кольцо, на дорожке качения которого выполнено средство разгрузки 2 в виде углубления дорожки качения, сечением которого является кривая, описываемая уравнением
внутреннее 3 кольцо и расположенные между кольцами 1 и 3 тела качения 4.
Работает предлагаемый подшипник качения следующим образом. При вращении подшипника каждое тело качения 4 за каждый пробег по дорожке качения наружного кольца 1 входит в зону разгрузки 2 и освобождается от рабочей контактной нагрузки и центробежной силы. Вход тела качения 4 в углубление 2 происходит постепенно, т.е. тело качение на каком-то участке углубления разгружается, а затем на другом участке оно становится свободным. Причем вход тела качения в разгрузочную зону осуществляется по касательной к окружности дорожки качения. При этом направление движения тела качения 4 не меняется и центробежная сила исчезает. Дальнейшее движение тела качения 4 в зоне углубления 2 приводит к его разгрузке от рабочей нагрузки.
Использование предлагаемого технического решения позволит повысить быстроходность подшипника с разгрузочной зоной и открывает возможность применять их в узлах общего машиностроения без ограничения по скорости вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Бейзельман Р.Д., Цыпкин Б.В., Перель Л.Я. Подшипники качения: Справочник. Издание шестое исправленное и дополненное. - М.: Машиностроение, 1975 - аналог.
2. Авт.св. СССР N 1099130, F 16 C 19/00, 1984 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 1998 |
|
RU2130372C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2004 |
|
RU2278999C1 |
СКРЕБКОВЫЙ ЭЛЕВАТОР ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА | 1997 |
|
RU2130706C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ РАБОЧИХ МАШИН | 1999 |
|
RU2178157C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2365798C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ РАБОЧИХ МАШИН | 1996 |
|
RU2115902C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 2001 |
|
RU2189298C1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН СМЕСИТЕЛЯ-РАЗБРАСЫВАТЕЛЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ | 2001 |
|
RU2202163C1 |
ПИТАТЕЛЬ-СМЕСИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2147289C1 |
РОТАЦИОННЫЙ ПЛАСТИНЧАТЫЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС | 2001 |
|
RU2201532C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения. Сущность изобретения заключается в том, что подшипник качения содержит внутренние и наружное кольца и расположенные между ними тела качения. Наружное кольцо снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения. Углубление дорожки качения представляет собой поверхность сечением, которой является кривая, описываемая уравнением, выражение которого представлено в описании данного изобретениях. Технический результат изобретения заключается в повышении быстроходности подшипника. 2 ил.
Подшипник качения, содержащий наружное кольцо, которое снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения, внутреннее кольцо и расположенные между ними тела качения, отличающийся тем, что углубление дорожки качения выполнено с поверхностью, сечением которой является кривая, описываемая уравнением
где b - свободный член, b = 0,5 • D1 + s;
a - коэффициент,
показатель степени,
D1 - диаметр дорожки качения наружного кольца;
s - максимальная глубина углубления;
ϕ - длина углубления по длине окружности дорожки качения.
Подшипник качения | 1980 |
|
SU1099130A1 |
Бейзельман Р.Д | |||
и др | |||
Подшипники качения: Справочник | |||
- М.: Машиностроение, 1975, с.75 | |||
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1966 |
|
SU224965A1 |
Подшипник качения | 1973 |
|
SU461254A1 |
Подшипник качения | 1975 |
|
SU581886A3 |
Маслоотделитель для холодильнойуСТАНОВКи | 1978 |
|
SU832271A1 |
Подшипник качения | 1980 |
|
SU872827A1 |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1996-05-05—Подача