ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ Российский патент 1995 года по МПК F16C19/00 F16C43/06 

Описание патента на изобретение RU2036349C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей.

Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с желобами кольца и тела качения. Для сборки такого подшипника с максимально возможным числом тел качения на наружном и внутреннем кольцах с одной стороны раскрыты борты [1]
Основным недостатком подшипника такой конструкции является низкая надежность в работе при восприятии осевой нагрузки, так как в этом случае происходит быстрое выкрашивание металла с поверхностей дорожек качения в местах, где раскрыты борта.

Наиболее близким к предлагаемому является подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и расположенные между ними тела качения, причем наружное кольцо подшипника снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения и выполнено разрезным. Разрезное наружное кольцо обеспечивает сборку подшипника с максимально возможным количеством тел качения [2]
Однако разрез наружного кольца подшипника вызывает искажение геометрической формы дорожки качения, которое не устраняется и после установки подшипника в узел. В результате при работе подшипника такой конструкции происходит перераспределение рабочей нагрузки между телами качения, что приводит к повышенному шуму, вибрации и снижению надежности и долговечности подшипника.

Технический результат изобретения заключается в повышении надежности и грузоподъемности подшипника.

Для этого в подшипнике качения, содержащем цельное наружное и внутреннее с желобами кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения в виде поверхности вращения, образующая каждого тела качения выполнена радиусами, центры которых не лежат на оси вращения тела качения, при этом его наибольший размер соответствует радиусу сферы, который находится в пределах
R1-r1 ≅ 2rсф<R 1-r1+S где rсф радиус сферы, описанной вокруг тела качения;
R1 и r1 радиусы дорожек качения по дну желоба наружного и внутреннего колец соответственно;
qr начальный радиальный зазор;
S максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, а длина соответствует условию
a < l < 0,5(D2 d2), где l длина тела качения;
а большая ось площадки контакта тела качения с кольцом от рабочей нагрузки;
D2 и d2 диаметры бортов наружного и внутреннего колец соответственно.

Кроме того, периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец выполнены с кривизной, меньшей кривизны средней части профиля желоба, а подшипник качения снабжен установленным на борту по меньшей мере одного из колец направляющим кольцом тарельчатой формы.

Предлагаемые соотношения для rсф и l выбраны таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу подшипника и его свободную сборку. Наибольший размер тела качения, с одной стороны, не должен быть меньше R1 r1 так как в противном случае в подшипнике образуется увеличенный радиальный зазор, а с другой стороны, не должен превышать R1 r1 + S, иначе возможность свободной сборки подшипника затруднена. Длина тела качения должна обеспечивать полный контакт тела качения с кольцами и свободную их загрузку в межколечное пространство между бортами наружного и внутреннего колец. Это возможно, если длина тела качения находится в пределах
a < l < 0,5(D2 d2).

На фиг.1 изображен предлагаемый подшипник качения; на фиг.2-4 тела качения, варианты выполнения; на фиг.5 профиль желоба кольца подшипника; на фиг. 6 и 7 подшипник качения в процессе сборки.

Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 с желобами 3 и 4 кольца, тела качения 5, установленные между кольцами 1 и 2, и направляющее кольцо 6. Тела качения 5 в предлагаемом подшипнике могут быть выполнены в нескольких вариантах (фиг.2-4). Наиболее предпочтительным является вариант выполнения тел качения, изображенный на фиг.4. В этом случае образующая тел качения выполняется радиусами, большими или равными радиусу сферы, но со смещенными центрами кривизны относительно центра сферы. Такое тело качения имеет первоначальный контакт с желобами колец в 4-х точках и состоит из 2-х рабочих (контактирующих) зон и сепарирующей зоны, расположенной между рабочими. Периферийные участки 7 (фиг.5) профилей желобов 3 и 4 наружного 1 и внутреннего 2 колец выполняются с меньшей кривизной.

Кроме того, по дорожке качения наружного кольца выполнено плавное местное углубление, позволяющее телам качения поочередно освобождаться в процессе работы от рабочей нагрузки и тем самым исключить заклинивание подшипника.

Предлагаемый подшипник качения работает аналогично серийному.

Предлагаемый подшипник с телами качения по варианту, изображенному на фиг.4, имеет следующие преимущества:
во-первых, 4-точечный первоначальный контакт тела качения с желобами наружного и внутреннего колец позволяет повысить грузоподъемность подшипника на 60% а следовательно, и его долговечность;
во-вторых, наличие сепарирующей зоны уменьшает износ от взаимосепарирования тел качения и не приводит к увеличению радиального зазора, что также повышает долговечность подшипника;
в-третьих, первоначальный 4-точечный контакт тела качения с желобами наружного и внутреннего колец обеспечивает стабильное положение тела качения в процессе работы подшипника и его самоустановку при восприятии осевой нагрузки;
в-четвертых, выполнение периферийных участков профилей желобов наружного и внутреннего колец с меньшей кривизной ограничивает предельный угол контакта, величина которого растет с увеличением радиального зазора.

Предлагаемый подшипник качения отличается способом сборки.

Известен способ сборки подшипников качения, включающий центричную фиксацию наружного и внутреннего колец относительно друг друга и загрузку тел качения в межколечное пространство через раскрытый борт [1]
Однако для осуществления этого способа сборки подшипника требуется высокая точность фрезеровки пазов для обеспечения возможности замыкания тел качения в межколечном пространстве. Кроме того, сборка подшипника качения по этому способу невозможна без предварительного нагрева колец, а подшипники, собранные таким образом, не могут воспринимать осевую нагрузку в любом направлении и рекомендуются к применению только в тихоходных узлах с радиальными силами.

Известен также способ сборки подшипников качения, заключающийся в центричной фиксации колец относительно друг друга, разжатии наружного разрезного кольца, фиксации его в этом состоянии и загрузку тел качения в межколечное пространство через стыковой зазор [2]
Однако при разжатии наружного разрезного кольца подшипника возможно появление остаточных деформаций, а наружная нарушенная сплошность кольца может приводит к несовпадению беговых дорожек в месте разреза при монтаже в узел.

Предлагаемый способ сборки подшипников качения может быть реализован в двух вариантах и включает следующие операции: по первому варианту:
центричную фиксацию колец относительно друг друга;
загрузку максимально возможного количества тел качения в межколечное пространство между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
установку направляющего кольца; по второму варианту:
эксцентричную фиксацию колец относительно друг друга;
загрузку определенного числа тел качения в межколечную полость;
перемещение наружного или внутреннего кольца относительно друг друга до центричного расположения;
загрузку остальных тел качения в межколечную полость между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
установку направляющего кольца.

Отличительным признаком предлагаемого способа сборки по первому и второму вариантам является загрузка максимально возможного количества тел качения в межколечную полость между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90о;
Для осуществления этого способа необходимо наружное 1 и внутреннее 2 (фиг.6 и 7) кольца зафиксировать относительно друг друга и между бортами колец 1 и 2 загрузить поочередно тела качения 5 с последующим поворотом их на угол 90о. После этого необходимо установить направляющее кольцо.

Предлагаемый способ сборки повышает надежность подшипника в работе.

Похожие патенты RU2036349C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1989
  • Усов В.В.
  • Железняк Ю.Ф.
  • Серегин А.А.
RU1771253C
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2002
  • Серегин А.А.
  • Усов В.В.
  • Тимошенко А.Н.
  • Бутков Р.И.
RU2217288C2
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
Способ ремонта шарикоподшипника 1987
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Матегорин Валентин Николаевич
  • Душанин Леонид Ионович
SU1556856A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2004
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Псюкало Сергей Петрович
  • Калинин Александр Александрович
RU2278999C1
Подшипник качения и способ его сборки 1987
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Серегин Александр Анатольевич
SU1594306A1
Способ ремонта шарикоподшипника 1987
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Маренич Александр Яковлевич
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Душанин Леонид Ионович
  • Матегорин Валентин Николаевич
SU1466904A1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 1998
  • Усов В.В.
  • Серегин А.А.
  • Тимошенко А.Н.
RU2130372C1
Роликовый подшипник 2015
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2613549C1
ОДНОРЯДНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2021
  • Серёгин Александр Анатольевич
  • Степовой Дмитрий Владимирович
  • Кияшко Кирилл Константинович
  • Григорян Елизавета Камоевна
  • Прокопенко Сергей Сергеевич
RU2769229C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 036 349 C1

Реферат патента 1995 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ

Использование: в машиностроении в опорах валов и осей. Сущность: в подшипнике тела качения выполнены в виде поверхности вращения, вписанной в сферу с радиусом, определяемым соответствующим выражением, при этом их длина соответствует условию . Направляющее кольцо имеет форму, не препятствующую повороту тела качения на предельный угол контакта, например тарельчатую. Кроме того, периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец могут быть выполнены с меньшей кривизной, например прямолинейными. Для сборки подшипника производят загрузку максимально возможного количества тел качения в межклеточное пространство между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на угол 90°. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 036 349 C1

1. Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с желобами кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения в виде поверхности вращения, отличающийся тем, что образующая каждого тела качения выполнена радиусами, центры которых расположены вне оси вращения тела качения, при этом наибольший размер тела качения соответствует радиусу сферы rсф, определяемому из соотношения

где R1 и r1 радиусы дорожек качения по дну желоба наружного и внутреннего колец соответственно;
qr начальный радиальный зазор;
S максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки,
а длина l соответствует соотношению
a < l < 0,5(D2 d2),
где a большая ось площадки контакта тела качения с кольцом от рабочей нагрузки;
D2 и d2 диаметры бортов наружного и внутреннего колец соответственно.
2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что периферийные участки профилей желобов наружного и внутреннего колец выполнены кривизной, меньшей кривизны средней части профиля желоба, а подшипник качения снабжен установленным на борту по меньшей мере одного из колец направляющим кольцом тарельчатой формы. 3. Способ сборки подшипника качения, включающий фиксацию колец относительно друг друга и постановку тел качения, отличающийся тем, что загрузку максимально возможного количества тел качения в межколечное пространство осуществляют между бортами наружного и внутреннего колец с последующим поворотом их на 90o, а затем устанавливают направляющее кольцо. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что поворот качения на 90o после загрузки их в межколечное пространство осуществляют в зоне разгрузки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2036349C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Подшипник качения и способ его сборки 1987
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Серегин Александр Анатольевич
SU1594306A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 036 349 C1

Авторы

Усов В.В.

Серегин А.А.

Бедная И.В.

Даты

1995-05-27Публикация

1991-09-19Подача