Изобретение относится к нефтедобы че и касается устройств для термичес кого воздействия на битумные и нефтяные пласты с целью увеличения нефтеотдачи пластов. Известно нагревательное устройство, включающее секционную жаровую, трубу и корпус системы топливопитани и электрозажигания 1 . Основными недостатками зтого нагр вателя являются малый диапазон регулирования температур выходящих продуктов сгорания и небольшая развивае мая тепловая мощность. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является нагревательное устройство для термического воздействия на битумные и неф(гяные пласты, включающее корпус, селЬкционную жаровую трубу, топливораспыляющую форсунку со свечой электрозажигания 2. Недостатком устройства является, то, что в условиях битумных и нефтяных скважин, где давление закачки. теплоносителя составляет 1-20 МПа, работа при указанной температуре из-за интенсивного теплового излучения приводит к быстрому (порядка 10-20 мин) выходу из строя жаровой трубы и ее корпуса, а также к прогару стенок эксплуатационной колонны и нарушению целостности цементного кольца. Недостатком устройства является также отсутствие возможности использования менее дефицитного топлива (сырой нефти). Известно, что охлаждение высокотемпературной зоны достигается путем испарения или подогрева в ней воды. Однако подача воды непосредственно в камеру сгорания приводит к срыву горения в ней. Цель изобретения - увеличение долговечности устройства, повьипение эффективности подготовки парогаза, улучшение эффекта теплового воздействия на битумные и нефтяные пласты, снижение возможности термодеформирования эксплуатационной колонны и нарушения целостности цементного крльца. Цель достигается тем, что нагревательное устрюйство снабжено соединенным с нижней частью корпуса цилиндром с перфорированными основаниями, заполненным теплоемким наполнителем, причем в качестве последнего используют металлическую стружку
при значении коэффициента пористости от 0,6 до 0,8.
На чертеже показано устройство, осевой разрез.
Устройство включает корпус 1, жаровую трубу 2 с рядом радиальных отверстий и глухим фронтовым элементом 3, на котором размещены топливо-распыляющая форсунка 4 со свечой электрозажигания 5. Жаровая труба 2 соединена с корпусом 1 одной стороной штифтс1ми радиальной термокомпенсации 6, а другой - в посадочном гнезде сопла 7.
Топливо к форсунке 4 поступает п трубе 8, а электрический импулъс к свече электрозажигания 5 - по кабелю 9.
Выходы трубки 8 и кабеля 9 из внутренней полости устройства герметизируются сальником 10. К корпусу 1 жестко крепится цилиндр 11, внутренюю полость которого между перфорированными основаниями 12 заполняют теплоемким наполнителем 13. В «качестве наполнителя используют металлическую стружку 14 при значении коэффициента пористости от 0,6 до 0,8.
Значение коэффициента пористости устанавливают из следующих соображений. Воспламенение углеводородного топлива и его горения в пористой среде возможно при значении коэффициента пористости выше 0,3. Это справедливо только в случае взаимодействия только двух компонентов - воздуха и горючего. При добавлении в реакционную зону воды, вследствие интенсивного отвода тепла, при значении коэффициента пористости 0,3 уже нельзя организовать влажное горение, для этого необходимо увеличить значение коэффициента пористости до 0,6-0,8.
Устройство работает следующим образом.
Вначале смесь распыленного керосина или бензина с воздухом поджигается свечой зажигания 5. Затем в течение 10-15 мин горение в жаровой трубе 2 поддерживается в режиме с температурой продуктов сгорания 750950 С. За этот промежуток времени верхняя часть наполнителя 13 в цилиндре 11 разогревается до 400-500 С т. е. выше температуры самовоспламенения тяжелых топлив, и становится
источником принудительного воспламенения тяжелого топлива. Последнее воспламеняется при контакте с нагретой поверхностью наполнителя 13.
Следующие 10 - 15 мин формируется стабильная зона горения по длине цилиндра 11.
Далее производится подключение воздушной линии насоса, который расположен на поверхности и с помощью которого в цилиндр 11 подается вода. На входе в цилиндр концентрация воды в потоке воздуха составляет 0,013 м что соответствует режиму влажного горения, выполняемому при стехиометрическом соотношении топлива к воздуху.
Применение устройства позволяет увеличить его долговечность и повысить срок безремонтной эксплуатации скважины.
Формула изобретения
1.Нагревательное устройство для термического воздействия на битумные
и нефтяные пласты, включающее корпус секционную жаровую трубу, топливораспыляющую форсунку со свечой электрозажигания, отличающееся тем, что, с целью увеличения го долговечности, повышения эффективности подготовки парогаза, улучшения эффекта теплового воздействия на битумные и нефтяные пласты, снижения возможности термодеформирования эксплуатационной колонны и нарушения целост-ности цементного кольца, оно снабжено соединенным с нижней частью корпуса цилиндром с перфорированными основаниями, заполненным теплоемким наполнителем.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве теплоемкого наполнителя используют металлическую стружку при значении коэффициента пористости от 0,6 до 0,8.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 156512, кл. Е 21 В 43/24, 1962.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2496425,кл. Е 21 В 43/24 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Нагревательное устройство | 1977 |
|
SU791951A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ КАШЕВАРОВА ДЛЯ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1993 |
|
RU2098614C1 |
ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2287112C1 |
ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2289759C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА | 2016 |
|
RU2624682C1 |
СПОСОБ ПЕРФОРАЦИИ ОБСАЖЕННОЙ СКВАЖИНЫ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ГАЗОВОЙ СТРУЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2194847C2 |
Прямоточная камера сгорания газотурбинного двигателя | 2015 |
|
RU2626892C2 |
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 1997 |
|
RU2138739C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2289757C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВЕСНОГО УГЛЯ | 2000 |
|
RU2175666C1 |
Авторы
Даты
1982-01-23—Публикация
1980-03-31—Подача