Транспортное средство для проведения сейсмических исследований Советский патент 1982 года по МПК G01V1/04 

Описание патента на изобретение SU900234A1

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов, в частности к транспортным устройствам, несущим на себе хевзрывные источники сейсмических колебаний.

Известно транспортное средство несущее несколько невзрывных источников сейсмических сигналов, закрепленных на раме. Подъем и опускание излучателей осуществляется манипулирующим механизмом, имеющим три оси вращения, что позволяет осуществить контакт опорной поверхности источника с неровной поверхностью земли 1.

Однако достигаемый контакт источника с грунтом не позволяет возбудить интенсивные колебания, так как трудно добиться -, ровной площадки, равной площади опорной поверхности источника, на сравнительно неплотных грунтах и вообще невозможно добиться на мерзлых грунтах.

Известно также транспортное средство, несущее групповой вибратор и гидравлический или пневматический подъемный механизм, с помощью которого вибратор может опускаться на грунт.

Вибратор смонтирован на свободной стороне опоры в виде поворачиваю щейся рамы, шарнирно прикрепленной к шасси. Подъемный механизм помещен на некотором расстоянии от грунтово10го вибратора между шасси и поворачивающейся опорой 21.

Недостаток устройства заключается в том, что перед опусканием опорной плиты на грунт необходимо на про15филе подготовить горизонтальную пяо щадку, чтобы исключить уменьшение отношения сигнал/помеха из-за наложения на полезные составляющие вибрации 20 горизонтальной составляющей.

Для увеличения отношения cVirHajl/rto меха разработаны транспортные средства со стабилизированной системой подвески вибратора, в которых стабилизирую1дее устройство вклюмает радиальные стержни, шарнирно соединенные с излучакэщей плитой и вертикальной опорой. Стержни расположены в продольном и поперечном направлениях. Продольные стержни компенсируют перемещения опорной конструкции в горизонтальной плоскости и не накладывают заметных помех на вертикальные составляющие вибраций 3 Недостаток известных устройств заключается в том, что необходимо предварительно готовить на местности горизонтальную для установки излучателей Кроме того, эта подвеска не можетг устранить помехи при уклонах 15-30. Наиболее близкой к предлагаемой по технической . сущности и достигаемому эффекту является автономная пе0едвижная установка для возбуждения сейсмических колебаний, которая несет три группы излучателей с домкратами закрепленных шарнирно на шасси транспортного средства. Домкраты с излучателями размещены симметрично относительно центра тяжести транспортного средства. Это позволяет устанавливать его на профиле с максимальными уклонами, которые возможно преодолевать транспортному средству не опрокидываясь. Статическая нагрузка излучателей осуществляется за счет подъема транспортного средства на домкратах.. При этом управление каждой группы домкратов осуществляется через четырехпоэиционные золотниковое устройство, соединенное с нагнетающей и сливной магистралями транспортного средства . Недостаток известного устройства заключгется в том, что на уклонах с пространственным их расположением под излучателями, результирующий вектор нормальных сил трех групп излучателей отклонен от вертикали, что приводит к раскачиванию транспортног средства в горизонтальной плоскости созданию заметных помех, накладываемых на вертикальные составляющие виб ции. Цель изобретения - повышение производительности изыскательских работ на сложно пересеченном ре{1ьефе местности, на мерзлых, заснеженных грунтах и увеличение отношения сигнал/по меха. Поставленная цель достигается тем что в транспортном средстве для ведения сейсмичесих исследований, содержащем силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, гидравлическую систему, излучатели с индивидуальной .юдвеской, размещенные на раме симметрично относительно его це.нтра тяжести с возможностью перемещения по нормали к плоскости рамы, излучатели соединены с механизмом подвеса бесшарнирно и объединены в две группы, каждая из которых включает несколько образующих в пространстве выпуклый многоугольник излучателем, опорные плиты которых параллельны плоскости рамы, причем гидросистемы излучателей разных групп попарно соединены трубопроводами через кран так, что образованные пары излучателей расположены в вершинах выпусклого многоугольника. На фиг.1 изображено транспортное средство на рабочей точке местности, имеющей сложно пересеченный профиль вид сбоку, на фиг.2 - то же, в плане-, на фиг.З - установка транспортного средства на одной группе излучателей и обработка горизонтальных площадок другой группой излучателей; на фиг. - тоже, в плане-, на фиг.5 гидравлическая схема управления транспортным средством. Транспортное средство включает смонтированные на раме 1 силовую установку 2 для перемещения и установку 3 аккумулирования энергии, излучатели Ц с опорной поверхностью, выполненной в виде торцовой фрезы 5 с дополнительным приводом 6, Домкраты 7 с рамой 1 и излучатели 4 со штоками 8 домкратов соединены бесшарнирно, причем оси домкратов перпендикулярны к плоскости рамы 1, на которой закреплено не менее шести домкратов 7,9 - 13 с излучателями kflk 18, Распределители 19 и 20 золотниково-клапанного типа управляют соответс венно золотниками 21 23 и золотниками - 26, домкратами 7, Эй 10. Золотники могут иметь четыре по опускание. подъем. ложения вающее и нейтральное. Для объединения домкратов и излучателей в три группы и расположение этих групп симметрично относительно центра тяжести транспортного средства, подводящие и отводящие трубопроводы домкратов 7 и 13 соединены между собой трубопроводами, в которых установлен одноходовой кран 27, соответственно для домкратов 12 и 10 установлен кран 28, а для домкратов 9 и 11 - кран 29. Распределитель 20 своими золотниками 2 - 2б соответственно управдяет домкратами 9, 10 и 7. Распределитель 19 своими золотниками 21 - 23 при закрытых кранах 27 - 29 соответственно управ ляет домкратами 11 - 13, а при открытых кранах 27 - 29 и нейтральном положении золотников распределители 20 управляют тремя группами домкратов 11 и9 10и12;7и 13. Контроль за горизонтальной установкой транспортного средства осуще ствляется визуально с помощью креномера 30. Транспортное средство для проведения сейсмических исследований на сложно пересеченной местности с заснеженным и мерзлым грунтом работ ет следуюсцим образом. На рабочей точке исследования транспортное средство располагают н местности поперек наибольшего уклона. Затем распределителем 20 и его золотниками - 2б на неровности грунта опускают излучатели И, 15 и . С помощью домкратов 9 10 и 7 и креномера 30 транспортное средство поднимают над местностью и выс тавляют горизонтально. При горизонтальном расположении транспортного средства золотники 26 фиксируются в нейтральном положе нии. Затем опускают командами от зо лотников 21 - 23 вторую группу излучателей 16 - 18 на поверхность грун та, золотники ставят в плавающее положение, и подают команду на приводы торцовых фрез излучателей 16 18. Создав горизонтальные площадки лод излучателями, фиксируют золотни ки 21 - 23 в нейтральном положении. Для получения горизонтальных площадок под излучателями k, 15 и золотники - 26 переводят в пла вающее положение, опирают транспорт ное средство на излучатели 16 - 18. Проверяют по креномеру его горизонтальность, подают команды на приводы торцовых фрез излучателей 1, 15 и и, создав горизонтальные площадки под излучателями, золотники 25, 2б и переводят в нейтральное положение. После получения под излучателями двух групп Ц, и 15 и- 16 - 18 горизонтальных площадок переключают одноходовые краны 27 - 23 в положение открыт, объединяя излучатели в три группы, которые расположены симметрично относительно центра, тяжести транспортного средства и которыми производится управление одним из распределителей 19 или 20. Применение предлагаемого изобретения позволит снизить уровень помех и увеличить отношение сигнал/ помеха. Формула изобретения Транспортное средство для проввдения сейсмических исследований, содержащее силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, гидравлическую систему, излучатели с индивидуальной подвеской, размещенные на раме симметрично относительно его центра тяжести с возможностью перемещения по нормали к плоскости рамы, отличающееся тем, что с целью повышения производительности изыскательных работ на сложно пересеченном рельефе местности, на мерзлых, заснеженных грунтах и повышения сигнал/помеха, излучатели соединены с механизмом подвеса бесшарнирно и объединены в две группы, каждая из которых включает несколько образующих в пространстве выпуклый многоугольник излучателей, опорные плиты которых параллельны плоскости рамы, причем гидросистемы излучателей разных групп попарно соединены трубопроводом через кран так, что образованные пары излучателей расположены в вершинах выпуклого многоугольника. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США tf 3550719, кл. 181-05, опубликЛ970. 2.Патент США № 011923, кл.181-114, опублик,1977. 3.Патент США № 3690 02, кл. 181-5, опублик.1972. Ц, Авторское свидетельство СССР по заявке f 2731б8/ /5, кл. G 01 V 1/00, 05. (прототип)..

Похожие патенты SU900234A1

название год авторы номер документа
Способ установки на профиле излучателей сейсмических колебаний 1980
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Анкудинов Евгений Петрович
SU890304A1
Автономная передвижная установка для возбуждения сейсмических колебаний 1983
  • Тырков Сергей Стефанович
  • Лутошкин Владимир Анатольевич
SU1125565A1
Источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя 1990
  • Кошелев Николай Васильевич
  • Борисевич Владимир Александрович
SU1793401A1
Автономная передвижная установкадля ВОзбуждЕНия СЕйСМичЕСКиХ КОлЕ-бАНий 1979
  • Анкудинов Евгений Петрович
  • Кальченко Борис Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Ходоревский Михаил Григорьевич
SU811172A1
Источник сейсмических колебаний 1984
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Галуцких Анатолий Данилович
  • Глушков Михаил Игнатьевич
  • Клейменов Виктор Павлович
SU1272294A1
Источник сейсмических волн 1989
  • Денисов Юрий Терентьевич
  • Борисевич Владимир Александрович
SU1728819A1
ПОДВЕСКА СЕЙСМИЧЕСКОГО ВИБРАТОРА 1996
  • Кулаков В.Ф.
  • Зуев А.А.
RU2107311C1
ВИБРАТОР СЕЙСМИЧЕСКИЙ МОБИЛЬНЫЙ 2006
  • Бугаец Александр Иванович
  • Кравченко Алексей Федорович
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Чиликов Станислав Михайлович
RU2316793C1
Источник сейсмических сигналов 1983
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Третяк Виктор Михайлович
  • Глушков Михаил Игнатьевич
SU1122992A1
Источник сейсмических колебаний 1989
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Сибгатулин Виктор Газизович
SU1714548A1

Иллюстрации к изобретению SU 900 234 A1

Реферат патента 1982 года Транспортное средство для проведения сейсмических исследований

Формула изобретения SU 900 234 A1

Фмг.З

SU 900 234 A1

Авторы

Нечуйвитер Леонид Иванович

Кальченко Борис Иванович

Глушков Михаил Игнатьевич

Даты

1982-01-23Публикация

1980-03-24Подача