Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а в частности к системшл рулевого управления тран спортных средств. Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, размещенную в нем рейку, установленную в подшипниках с возможностью перемещения в осевом направле НИИ и поворота относительно оси и ки нематически связанную с управляемыми колесами и посредством геликоидальных зубьев, расположенных на ней, - с шестерней, соединенной с ру левым колесом, и механизм поворота рейки относительно ее оси (1. Недостатком известного механизма является то, что в нем не предусматривается возможность изменения пе редаточного отношения по углу поворо та рулевого колеса. Цель изобретения - устранение отмеченного недостатка, а именно обеспечение переменного передаточного отношения рулевого механизма., Поставленная цель достигается тем, что механизм поворота выполнен в виде профилированной канавки, выполненной на рейке, и толкателя, ус тановленного в корпусе с возможностью взаимодействия с упомянутой профилированной канавкой, причем последняя выполнена с центральной зоной, в которой ее ось параллельна оси рейки, и с двумя концевыми зонами с изогнутой осевой линией, расположенными кососимметрично относительно центральной зоны, а геликоидальные зубья выполнены по окружности рейки с возможностью зацепления с зубьями шестерни при повороте рейки. На чертеже изображен рулевой механизм транспортного средства, продольный разрез. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус 1 с размеj eHHOK в нем рейкой 2, установленной в подшипниках 3 с возможностью перемеадаиия в осевом направлении и поворота относительно оси. Рейка 2 посредством тяги 4 кинематически связана с управляемыми колесами и посредством геликоидальных зубьев 5, расположенных на ней, - с шестерней 6, соединенной с рулевым колесом. Шестерня 6 установлена в корпусе в подшипниках 7. В корпусе 1 смонтирован механизм изменения передаточного отношения, выполненный в виде профили-
рованной канавки 8, выполненной н рейке, и толкателя 9, установленного в корпусе 1 с возможностью взаимдействия с профилированной канавкой 8. Профилированная канавка 8 имеет центральную зону Ю, в которой ось канавки параллельна оси рейки и две концевые зоны Ц с изогнутой осевой ринией канавки, расположенные кососимметрично отгюсительно центральной зоны. Геликоидальное зацепление выполнено с возкожностыо кинематической связи зубьев шестерни 6 и рейки 2 при повороте последней.
При перемещении рейки 2 относительно корпуса 1, до тех пор, пока толкатель 9 взаимодействует с центра.льной зоной 10 профилированной канавки 8, рейка 2 не поворачивается относительно корпуса I, в соответствии с чем передаточное отьюшенке не изменяется.
Однако после того как рейка 2 переместится относительно корпуса 1 на такое расстояние, при котором толкатель 9 будет Sзаимодействовать с профилированной канавкой 3 районе концевых зон 11, рейка начнет поворачиваться относительнр.корпуса 1, в результате чего перемен.ное передаточное отношение ,будег изменяться.
Данная ко-Нвтрукция механизма поворота обеспечит возможность получения переменнЬгр гг Редаточнсго отно R и vi я р у,п е в о fQ f ме X а и и 3 м а .
Формула изобретения
Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, размещенную в нем рейку, установленную в подишпниках с возможностью перемещения в осевом направлении и поворота относительно осй и кинематически связанную с управляемыми колесами и посредством геликоидальных зубьев,
расположенных на ней, - с шестерней, соединенной с рулевым колесом, и механизм поворота рейки относительно ее оси, отличающийся тем, что, с целью обеспечения переменного
передаточного отношения, механизм поворота выполнен в виде профилиро. ванной канавки, ви--:олненной на рейке, и толкателя, установленного в корпусе с возможностью взаимодействия с профилированной канавкой, причем последняя выполнена с центральной зоной, в которой ее ось параллельна оси рейки, и с двумя концевыми зонами с изогнутой осевой линией, расположенными кососимметрично относительно це-нтральной зоны, а геликоидальные зубья выполнены по окружности рейки с возг 1ожностью зацепления с зубьями шестерни при повороте рейки. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе I. Лысов М.И, Рулевые управления автомобилей. М,, Машиностроение, 1972, с. 25 (прототип).
Авторы
Даты
1982-01-23—Публикация
1978-05-24—Подача