1
Изобретение относится к электричес- КИМ машинам и предназначено дпя использования в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта при диагностировании электромашинных преобразователей, в частности для безразборного определения технического состояния скользящего кон-, такта агрегата.
Известен способ контроля скользящего контакта электродвигателем постоянного тока по падению напряжения между щетками и коллектором скользящего контакта
СП .
Недостаток способа - сложность и малая точность измерения переходного напряжения.
Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока путем стабилизации тока якоря, скорости вращения, измерения одного из параметров питания и оценки качества контакта по отклонению измеренного параметра от эталонного значения 23 .
Однако в указанном способе стабилизацию скорости осуществляют путем изменения напряжения питания, что усложняет реализацию способа.
Цель изобретения - упрощение реализации.
Для достижения поставленной цели стабилизируют напряжение питания двигателя, измеряют ток обмотки возбуждения-и по уменьшению его относительно эталонного значения судят о наличии дефектов в скользящем контакте.
В оборудовании различных технических объектов, например самолетов, используют электромашинные преобразователи постоянного напряжения в переменное типа ПО и ПТ, содержащие электродвигатель независимого возбуждения, частота вращения которого в процессе работы поддерживается постоянной автоматически путем изменения потока возбуждения (тока в управляющей обмотке) электродвигателя. Частота вращения электродвигателя и связана с его магнитным потоком ф след ющей зависимостью и-Д UK-3R где и - напряжение питания; переходное падение напряжения; 3 - ток якорной цепи; R - сопротивление якорной цепи элек тродвигателя| k - постоянный коэффициент. Появление механических дефектов скользящего контакта электродвигателя приводит к повышению переходного падения напряжения в нем. При этом, как видно из формулы, для достижения электродвигателем заданной частоты вращени (при постоянных токе и напряжении) требуется уменьшить магнитный поток, а значит и ток возбуждения, т.е. увеличе- ние переходного падения напряжения (воз никающее из-за наличия механических дефектов), неизбежно приведет к уменьщени (относительно эталонного) тока в обмотк возбуждения. Следовательно, измеряя ве- личину тока в обмотке возбуждения, необходимую для вращения электродвигателя с заданной частотой вращения (при посто янных токе якоря и напряжении питания), и сравнивая ее с эталонной для данного типа двигателя, можно производи-вь оценку переходного падения напряжения Б скользящем контакте, величина которого определяет техническое состояние электро двигателя. На чертеже представлена схема подключения к электромашинному преобразователю измерительных приборов, необходимых для реализации предлагаемого способа. Устройство содержит электромашинный преобразователь с электродвигателем 1 постоянного тока и генератором 2. Напряжение на двигателе 1 измеряется вольт метром 3, ток якоря - амперметром 4, а ток обмотки 5 возбуждения - ампермет ром 6. Между выходом генератора 2 и обмоткой 5 возбуждения включен регулятор. 7 частоты. Генератор 2 преобразователя (синхрон ный генератор с возбуждением от постоянных магнитов) вырабатывает напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения электродвигателя и кон тролируется частотомером. Сигнал, про- порциональный частоте вращения, поступа ет в регулятор 7 частоты, который осуществляет стабилизацию частоты вращени посредством изменения тока в обмотке 5 возбуждения электродвигателя 1. Величина тока контролируется амперметром 6 и является диагностическим параметром, поскольку уменьшение ее относительно эталонного значения (соответствующего исправному преобразователю) характеризует появление механических дефектов скользящего контакта электродвигателя. Использование в процессе диагностиро- . вания номинальных значений тока и напряжения питания обеспечивает номинальное значение частоты вращения и, кроме того, обеспечивает условие для работы с минимальным (или близким к нему) током возбуншения. Последнее позволяет получить линейную зависимость между ток-ом возбуждения и переходным падением напряжения, так как при малых токах возбуждения связь мелсду током и магнитным потоком можно считать линейной. Обеспечение номинального значения тока якоря достигается регулированием нагрузки генератора, что применительно к электромашинному преобразователю просто реализуется. /Для исключения, влияния изменения сопротивления обмоток на результат диагноза измерения контролируемых параметров целесообразно выполнять при установившемся тепловом режиме электродвигателя. Таким образом, использование в качес- тве контролируемого сигнала тока и управляющей обмотке возбуждения позволяет исключить необходимость регулирования напряжения питания в процессе диагностирования. Это упро.щает процесс диагностирования, поскольку в данном случае отпадает необходимость применения в качестве блока питания регулируемого источника напряжения, которые представляют собой сравнительно сложные устройства, особенно на значительные мощности (0,5 кВт и более-). Более того предлагаемый способ (все его операции) принципиально может быть реализован без демонтажа электромашинного преобразователя с объекта установки, например борта самолета, что дает возможность со-, кратить трудоемкость работ при выполнении диагностирования. . Таким образом, предлагаемый способ позволяет упростить процесс диагностиро-вания, что в свою очередь обуславливает снижение затрат на проведение диагностирования как за счет возможностиь использования более простых средств диагностирования, так и за счет сокращения трудоемкости диагностирования. Это дает возможность сократить простои на техническое обслуживание и повышает эффективность испопьзовш1ия контролируемых объектов например авиационных.
Формула изобретения
Способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока, 10 например, входящего в состав элёктромашинного преобразования, путем стабилизации тока якоря, скорости вращения, измерения одного из параметров питания и оценки качества контакта по отклонению 1$
Измеренного параметра от эталонного значения, отличающийся тем, что, с целью упрощения реализации способа, стабилизируют напряжение питания двигателя, измеряют ток обмотки возбуждения и по уменьщению его относительно эталонного значения судят о наличии дефектов в скользящем контакте.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 60950, кл. Н 02 К 15/ОО, 194О.
2.Авторское свидетельство СССР
М 6464О7, кл. Н 02 К 15/ОО, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля скользящего контакта электромашинного преобразователя с электродвигателем постоянного тока | 1982 |
|
SU1073714A1 |
Способ диагностирования электродвигателя постоянного тока | 1977 |
|
SU646407A1 |
Способ диагностирования электродвигателя с двумя обмотками последовательного возбуждения | 1981 |
|
SU1000952A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ЛОКОМОТИВОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2013 |
|
RU2540048C2 |
Способ контроля электрической машины | 1980 |
|
SU911385A1 |
Способ диагностирования электродвигателя с двумя обмотками последовательного возбуждения | 1983 |
|
SU1111110A1 |
Способ контроля многополюсных машин постоянного тока с волновой обмоткой якоря | 1980 |
|
SU918900A1 |
Электрическая машина с возбуждением от постоянных магнитов | 1987 |
|
SU1495940A1 |
Электромашинный преобразователь | 1986 |
|
SU1411908A1 |
Электропривод электромашинного преобразователя | 1984 |
|
SU1269233A1 |
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-05-21—Подача