Способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока Советский патент 1982 года по МПК G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU903778A1

1

Изобретение относится к электричес- КИМ машинам и предназначено дпя использования в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта при диагностировании электромашинных преобразователей, в частности для безразборного определения технического состояния скользящего кон-, такта агрегата.

Известен способ контроля скользящего контакта электродвигателем постоянного тока по падению напряжения между щетками и коллектором скользящего контакта

СП .

Недостаток способа - сложность и малая точность измерения переходного напряжения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока путем стабилизации тока якоря, скорости вращения, измерения одного из параметров питания и оценки качества контакта по отклонению измеренного параметра от эталонного значения 23 .

Однако в указанном способе стабилизацию скорости осуществляют путем изменения напряжения питания, что усложняет реализацию способа.

Цель изобретения - упрощение реализации.

Для достижения поставленной цели стабилизируют напряжение питания двигателя, измеряют ток обмотки возбуждения-и по уменьшению его относительно эталонного значения судят о наличии дефектов в скользящем контакте.

В оборудовании различных технических объектов, например самолетов, используют электромашинные преобразователи постоянного напряжения в переменное типа ПО и ПТ, содержащие электродвигатель независимого возбуждения, частота вращения которого в процессе работы поддерживается постоянной автоматически путем изменения потока возбуждения (тока в управляющей обмотке) электродвигателя. Частота вращения электродвигателя и связана с его магнитным потоком ф след ющей зависимостью и-Д UK-3R где и - напряжение питания; переходное падение напряжения; 3 - ток якорной цепи; R - сопротивление якорной цепи элек тродвигателя| k - постоянный коэффициент. Появление механических дефектов скользящего контакта электродвигателя приводит к повышению переходного падения напряжения в нем. При этом, как видно из формулы, для достижения электродвигателем заданной частоты вращени (при постоянных токе и напряжении) требуется уменьшить магнитный поток, а значит и ток возбуждения, т.е. увеличе- ние переходного падения напряжения (воз никающее из-за наличия механических дефектов), неизбежно приведет к уменьщени (относительно эталонного) тока в обмотк возбуждения. Следовательно, измеряя ве- личину тока в обмотке возбуждения, необходимую для вращения электродвигателя с заданной частотой вращения (при посто янных токе якоря и напряжении питания), и сравнивая ее с эталонной для данного типа двигателя, можно производи-вь оценку переходного падения напряжения Б скользящем контакте, величина которого определяет техническое состояние электро двигателя. На чертеже представлена схема подключения к электромашинному преобразователю измерительных приборов, необходимых для реализации предлагаемого способа. Устройство содержит электромашинный преобразователь с электродвигателем 1 постоянного тока и генератором 2. Напряжение на двигателе 1 измеряется вольт метром 3, ток якоря - амперметром 4, а ток обмотки 5 возбуждения - ампермет ром 6. Между выходом генератора 2 и обмоткой 5 возбуждения включен регулятор. 7 частоты. Генератор 2 преобразователя (синхрон ный генератор с возбуждением от постоянных магнитов) вырабатывает напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения электродвигателя и кон тролируется частотомером. Сигнал, про- порциональный частоте вращения, поступа ет в регулятор 7 частоты, который осуществляет стабилизацию частоты вращени посредством изменения тока в обмотке 5 возбуждения электродвигателя 1. Величина тока контролируется амперметром 6 и является диагностическим параметром, поскольку уменьшение ее относительно эталонного значения (соответствующего исправному преобразователю) характеризует появление механических дефектов скользящего контакта электродвигателя. Использование в процессе диагностиро- . вания номинальных значений тока и напряжения питания обеспечивает номинальное значение частоты вращения и, кроме того, обеспечивает условие для работы с минимальным (или близким к нему) током возбуншения. Последнее позволяет получить линейную зависимость между ток-ом возбуждения и переходным падением напряжения, так как при малых токах возбуждения связь мелсду током и магнитным потоком можно считать линейной. Обеспечение номинального значения тока якоря достигается регулированием нагрузки генератора, что применительно к электромашинному преобразователю просто реализуется. /Для исключения, влияния изменения сопротивления обмоток на результат диагноза измерения контролируемых параметров целесообразно выполнять при установившемся тепловом режиме электродвигателя. Таким образом, использование в качес- тве контролируемого сигнала тока и управляющей обмотке возбуждения позволяет исключить необходимость регулирования напряжения питания в процессе диагностирования. Это упро.щает процесс диагностирования, поскольку в данном случае отпадает необходимость применения в качестве блока питания регулируемого источника напряжения, которые представляют собой сравнительно сложные устройства, особенно на значительные мощности (0,5 кВт и более-). Более того предлагаемый способ (все его операции) принципиально может быть реализован без демонтажа электромашинного преобразователя с объекта установки, например борта самолета, что дает возможность со-, кратить трудоемкость работ при выполнении диагностирования. . Таким образом, предлагаемый способ позволяет упростить процесс диагностиро-вания, что в свою очередь обуславливает снижение затрат на проведение диагностирования как за счет возможностиь использования более простых средств диагностирования, так и за счет сокращения трудоемкости диагностирования. Это дает возможность сократить простои на техническое обслуживание и повышает эффективность испопьзовш1ия контролируемых объектов например авиационных.

Формула изобретения

Способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока, 10 например, входящего в состав элёктромашинного преобразования, путем стабилизации тока якоря, скорости вращения, измерения одного из параметров питания и оценки качества контакта по отклонению 1$

Измеренного параметра от эталонного значения, отличающийся тем, что, с целью упрощения реализации способа, стабилизируют напряжение питания двигателя, измеряют ток обмотки возбуждения и по уменьщению его относительно эталонного значения судят о наличии дефектов в скользящем контакте.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 60950, кл. Н 02 К 15/ОО, 194О.

2.Авторское свидетельство СССР

М 6464О7, кл. Н 02 К 15/ОО, 1977.

Похожие патенты SU903778A1

название год авторы номер документа
Способ контроля скользящего контакта электромашинного преобразователя с электродвигателем постоянного тока 1982
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Серебряков Альберт Дмитриевич
SU1073714A1
Способ диагностирования электродвигателя постоянного тока 1977
  • Потапов Владимир Николаевич
SU646407A1
Способ диагностирования электродвигателя с двумя обмотками последовательного возбуждения 1981
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1000952A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ЛОКОМОТИВОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2013
  • Макаренко Николай Григорьевич
  • Рощупкин Дмитрий Сергеевич
  • Мехедов Владимир Константинович
RU2540048C2
Способ контроля электрической машины 1980
  • Потапов Владимир Николаевич
SU911385A1
Способ диагностирования электродвигателя с двумя обмотками последовательного возбуждения 1983
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1111110A1
Способ контроля многополюсных машин постоянного тока с волновой обмоткой якоря 1980
  • Попов Марк Петрович
  • Курилов Владимир Иванович
SU918900A1
Электрическая машина с возбуждением от постоянных магнитов 1987
  • Резников Станислав Борисович
  • Иванников Юрий Андреевич
  • Бочаров Владимир Владимирович
  • Калугин Владислав Николаевич
SU1495940A1
Электромашинный преобразователь 1986
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Инешин Аркадий Павлович
  • Купер Владимир Адольфович
SU1411908A1
Электропривод электромашинного преобразователя 1984
  • Инешин Аркадий Павлович
SU1269233A1

Иллюстрации к изобретению SU 903 778 A1

Реферат патента 1982 года Способ контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 903 778 A1

SU 903 778 A1

Авторы

Потапов Владимир Николаевич

Даты

1982-02-07Публикация

1980-05-21Подача