Изобретение относится к области электрических машин и предназначено для использования в процессе эксплуатации и ремонте, в частности, для безразборного определения технического состояния скользящего контакта маломощных электродвигателей постоянного тока. Известен способ диагностирования скользящего контакта электродвигателя постоян-. ного тока, основанный на изоляции распределения переходного напряжения между щет ками и каждой из коллекторных пластин 1. Для реализации указанного способа необходима разборка электрической машины и установка дополнительных скользящих контактов, что усложняет процесс контроля и снижает надежность исследуемой электрической машины. Известен также способ диагностирования электродвигателя постоянного тока со скользящим контактом, основанный на оценке переходного напряжения в контакте, путем формирования и стабилизации сигнала, пропорционального скорости вращения, введения сигнала установки, равного номинальному значению напряжения питания, и измерения тока якорной цепи 2. Данный способ является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако указанный способ предполагает непосредственное измерение напряжения на скользящем контакте, что усложняет процесс диагностирования в электродвигателях, не нмеющих доступа к скользящему контакту Цель изобретения - упрощение процесса диагностирования. Для реализации указанной цели выделяют из тока якорной цепи постоянную и переменную составляющие, сигнал, пропорциональный скорости вращения, формируют из переменной составляющей тока якорной цепи, постоянную составляющую тока устанавливают равной ее номинальному значению, регулируя напряжение питания, сравнивают полученное значение напряжения с сигналом установки, и по их разнице судят о состоянии скользящего контакта. Известно, что скорость вращения электродвигателя связана с напряжением U питания следующей зависимостью: д.. l/-Ai;,,-IR где Л UK- переходное падение напряжения в скользяпхем контакте; I - ток якорной цепи электродвигателя; R - сопротивление якориой цепи электродвигателя;Ф -г-магнитный поток электродвигателя; .К - постоянный коэффициент. : Происходящее в процессе эксплуатации электродвигателя ухудшение состояния скользящего контакта, обусловленное появлением различных механических, дефектов .коллекторно-щелочного узла {биения, износ и подгар коллектора и т. п.), приводит к повыщению переходного падения напряжения в нем. При этом, как видно из формулы, для достижения электродвигателем заданной частоты вращения (при постоянном токе) требуется увеличить питающее напряжение, Измеряя величину питающего напряжения, необходимую для вращения электродвигателя с заданной частотой вращения (при постоянном токе), и, сравнивая ее с эталонным (для данного Jипa электродвигат я), производят оценку переходного падения напряжения и скользящем контакте, по величине которого судят о Техническом состоянии последнего. Используя в качестве сигнала частоты вращения частоту определенной гармонии пульсаций тока электродвигателя (которая кратна частоте вращения), .можно с высокой точностью контролировать заданную частоту вращения различных электродвигателей, в том числе с последовательным возбуждением и не имеющим доступа к вращающимся частям.. Чаще всего в качестве указанной гармонии выбирают коллекторную, зубцовую или полюсную, т. е. имеющую м аксимальную (для данного типа электродвигателя) амплитуду. Поскольку влияние дефектов скользящего контакта на увеличение падения напряжения в ней возрастает с увеличением частоты вращеиия, то в качестве заданной целесообразно выбирать максимально возможную (для даиного типа электродвигателя) частоту вращения. . Изобретение не предполагает разборки электродвигателем при проведении контроля параметров его скользящего контакта, что упрощает процесс диагностирования. Формула изобретения Способ диагностирования электродвигателя постоянного тока Со скользящим контактом, основанный на оценке переходного напряжения в контакте, путем формирования и стабилизации сигнала, пропорционального скорости вра1цения, введения сигнала установки, равного номииальному значению напряжения питания, и измерения тока якорной цепи, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса диагностирования, выделяют из тока Икорной цепи постоянную и переменную составляющие, сигнал, пропорциональный скорости вращения, формируют из переменной составляющей тока якорной цепи, постоянную составляющую тока устанавливают равной ее номинальному значению, регулируя напряжение питания, сравнивают полученное значение напряжения с сигналом установки, и по их разнице судят о состоянии скользящего контакта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Кулебакин В. С. Испытание электромашин и трансформаторов. ОНТИ, НКТП, М.Л., 1935, с. 489-490. 2 Авторское свидетельство СССР № 60950, кл. Н 02 К 15/00, 1940.
Авторы
Даты
1979-02-05—Публикация
1977-03-01—Подача