Устройство для управления бесконтактным двигателем постоянного тока Советский патент 1982 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU904136A1

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления бесконтактными электродвигателями постоянного тока.

Известно, что для повышения энергетических показателей в бесконтактных электродвигателях постоянного тока необходимо добиваться максимального приближения формы фаз.ного тока к форме фазной индукции 1 .

Известно устройство для управления бесконтактным двигателем постоянного тока, содержащее коммутатор, к которому подключен двигатель, датчик тока в цепи питания коммутатора и блок релейного включения питания двигателя, к которому подсоединен датчик тока. Посредством релейной обратной связи по току поддерживается его среднее значение на заданном уровне в пределах угла коммутации, что приводит к прямоугольной форме фазного тока. При этом ток на частоте регулирования пульсирует между

заданным верхним и нижним значе,ниями 21 .

Однако этому устройству присущи значительные трудности, связанные с регулированием величины тока, так как при этом необходимо пропорционально изменять верхнее и нижнее значение тока, т.е. уровень включения и отключения реле. При этом релей ный метод регулирования с задан10ной амплитудой пульсаций тока при- водит к изменению частоты переключения реле в функции скорости вращения и нагрузки двигателя. Таким образом, при определенном сочетании

15 скорости вращения и нагрузки потребная частота переключения реле будет превышать частотные возможности элементов, осуществляющих переключение, что вызовет выход их из строя. Увеличивая амплитуду пульсаций- тока на . частоте регулирования, можно устранить это явление, однако такой путь приводит к дополнительным поте3904рям в электрической машине во всех режимах ее работы. Кроме того, форма фазного тока может быть только прямоугольной. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления бескотактнь1М двигателем постоянного тока, выполненным на основе т-фазной электрической машины, содержащее коммутатор, подключенный к указанной электрической машине, управляющие входы которого связаны с выходами датчика положения ротора и через бло сравнения - с выходом задатчика фазного тока, датчик фазной ЭДС электрической машины, выход которого подключен к интегратору 3. Недостатками известного устройства являются низкие энергетические по казатели из-за несовпадения формы фазного тока и формы фазной индукции. Особенно это характерно для электрической машины с большой кратностью п ускового тока. Цель и.зобретения - повышение энер гетических показателей, преимущественно для электрической машины с большой кратностью пускового тока, путем максимального приближения формы фазного .тока в форме фазной ЭДС. Поставленная цель достигается тем что в устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоян ного тока введен блок вычитания, вхо ды которого подключены к выходам дат чика фазной ЭДС и интегратора, а выход является выходом датчика фазного тока. На чертеже представлена Ьлок-схема предлагаемого.устройства. Устройство выполнено на базе т-фазной электрической машины 1 и содержит коммутатор 2, подключенный к электрической машине, управляющие входы которого подключены к датчику 3 положения ротора, а также к задатчику А фазного тока через блок 5 сравнения. Датчик 6 фазной ЭДС элект рической машины выходом подключен к интегратору 7 и к блоку 8 вычитания, к которой подключен выход интегратора 7- Выход блока 8 вычитания связан через усилитель 9 с блоком 5 сравнения, причем выходной сигнал усилителя 9 является сигналом обратной связи по току. Устройство работает следующим образом. Ток в фазах электрической машины из-за влияния противо-ЭДС вращения имеет пульсирующую форму рога тока. Это видно из выражения для тока при опущении нулевой индуктивности фазыUn - EmMsinoC R ср где и (оС) - ток Фазы в функции угла поворота ротора; Un - напряжение питания фазы; Ry((J) - максимальное значение противо-ЭДС вращения в функции угловой скорости; RO, - активное сопротивление Из выражения (1) видно, что .ток имеет наибольшее значение на краях угла коммутации и наименьшее в центре, что противоречит требованию наилучшего взаимодействия тока якоря с потоком индукторац так как момент, развиваемый машиной, определяется для элементарного тока как lj3(oC). B(cC)doC , (2) где MI - элементарный момент для проводника; К - коэффициент пропорциональности;г - радиус взаимодействия; В(оС) - индукция в зоне приводника в функции угла поворота ротора; Т - период коммутации. Следовательно,при углах поворота ротора, соответствующих наименьшему току фазы, индукция и противо-ЭДС наибольшие, а при углах, соответствующих наибольшему току фазы, - наименьшие. Это приводит к снижению результирующего момента при заданном среднем токе. Учет индуктивности фазы приводит к изменению в соотношении между передним и задним броском тока на угле коммутации сдвигу фазы тока относительно фазы ЭДС, усугубляя невыгодные энергетические соотношения. Для устранения этих эффектов целесообразно приближение формы фазного тока к форме фазной ЭДС и совпадение фаз тока и ЭДС. Для этой цели в устройстве выделяется сигнал фазной ЭДС определяется среднее значение этого сигнала и из него вычитается мгновенное значение, т.е. формируется сигнал коррекции фазного тока электрической машины для произвольной скорости вращения. После со ответствующего усиления сигнал коррекции сравнивается (вычитание) с сигналом задатчика среднего тока фа Зы, формируемым в соответствии с потребным моментом. Разница между сигналом задатчика тока и датчиком тока (сигналом коррекции) определяет выходную форму фазного тока. Из структурной схемы для установившейся скорости следует Uij-q( I E sinoCdoC- E sinoC)K - E...S n оС i R где и и сигнал, поступающий с датчика тока; коэффициент усиления усили теля 10; коэффициент усиления коммутатора ; мгновенное значение тока в фазе; период интегрирования, соответствующий углу коммута ции oCie (для однополупериод ного фазного коммутатора (tf 120°). Если произвести указанные действия (интегрирование, раскрытие скобок) и привести выражение к нормиро ванному виду (по отношению к напряжению источника питания U), то получимK3-qB KC -C 5ln«C(qKr1) Г, С) где К, коэффициент запо нения импульса, соответствующий среднему напряже нию, подаваемому на фазу двигател С - коэффициент инте грирования, зави сящий от схемы коммутатора и угл коммутации (для однополупериодного фазного коммутатора В 0,827 120); У |1 i относительное зна -1г 1; чение мгновенного тока в фазе (по отношению к току короткого замыкания) ; - относительное значение максимальной противо-ЭДС вращения. Если подобрать коэффициенты усиления К и q такими, что qK 1, то получим выражение, аналогичное для коллекторного двигателя Кз - В,С Г ; (5) где соответствует среднему значению ЭДС вращения, т.е. скорости двигателя. Пульсации тока на частоте вращения, как и в коллекторной машине будут отсутствовать,а КПД будет определяться выражением jC n,i Ч При q ц 1 можно получить форму фазного тока, приближающуюся к синусоидальной, т.е. еще более повысить энергетические показатели. Однако при этом в определенных условиях будет сказываться влияние индуктивности фазной обмотки (и цепи в целом) на сдвиг фазы тока от ЭДС вращения, тем больше, чем больше отношение Г Тдё , - период широтно-импульсной модуляции; Cj электромагнитная постоянная времени коммутируемой цепи. Использование предлагаемого устройства для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока, особенно с электрической машиной с большой кратностью пускового тока, обеспечивает повышение КПД и момента. Это приводит при реализации к повь1шению удельных энергетических показателей системы в целом. Особенно это важно при реализации интегральногибридных бесконтактных электродвигателей постоянного тока, у которых устройство управления и электрическая машина конструктивно могут быть объединены. Формула изобретения Устройство для управления бесконтактным двигателем постоянного тока, выполненным на основе т-фазной электрической.машины, содержащее коммутатор, подключенный к указанной

лектрической машине, управляющие входы которого связаны с выходами датчика положения ротора и через блок сравнения - с выходом задатмика фазного тока, датчик фазной ЭДС электрической машины, выход которого подключен к интегратору, отличающееся тем, что, с целью повышения энергетических показателей путем приближения формы фазного тока к форме фазной ЭДС, введен блок вычитания, входы которогр подключены к выходам датчика фазной ЭДС и .интегратора, а выход связан с блоком сравнения.

Источники.информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Конев Ю,И, Принципы миниатюризации бесколлекторкых электродвигателей. ЭТвА. Вып. 9, 1977, с. 3-7.

2.Конев Ю.И., Розно Ю.Н., Бочкарев О.Е. Свойства бесколлекторного двигателя при питании его от трехфазного источника тока. ЭТвА. Вып. 9,

1977, с. 208-214.

3.Система питания и управления быстродействующим приводом с синхронным магнитоэлектрическим двигателем. Отчет МЭИ. Гос. регистрация

№ , 1976, с. 8.

Похожие патенты SU904136A1

название год авторы номер документа
Управляемый вентильный электродвигатель 1988
  • Гончаров Сергей Сергеевич
  • Хахулин Александр Борисович
SU1693706A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2012
  • Говоров Николай Сергеевич
  • Кутузов Владимир Кузьмич
  • Кутузов Сергей Владимирович
RU2482596C1
Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока 1981
  • Конев Юрий Иванович
  • Овсянников Олег Святославович
  • Розно Юрий Николаевич
  • Юрченко Александр Игоревич
SU1020951A1
Устройство для моделирования бесконтактного двигателя постоянного тока 1980
  • Агеев Владимир Егорович
  • Федорова Галина Фоминична
  • Михайлов Владимир Сильверстович
SU1035618A1
Вентильный электродвигатель 1983
  • Легостаев Николай Степанович
  • Мишин Вадим Николаевич
SU1136267A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Бычков М.Г.
RU2182743C1
Вентильный двигатель 1983
  • Дубенский Георгий Александрович
  • Прудков Александр Михайлович
SU1130970A1
Электропривод с асинхронным двигателем с фазным ротором 1982
  • Сонин Юрий Петрович
  • Гуляев Игорь Васильевич
  • Тургенев Игорь Владимирович
SU1083320A1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Провоторов Георгий Федорович
  • Щеголеватых Александр Сергеевич
RU2365025C1
Бесконтактный асинхронизированный вентильный электродвигатель 1987
  • Сонин Юрий Петрович
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Юшков Сергей Анатольевич
  • Прусаков Юрий Иванович
  • Гуляев Игорь Васильевич
SU1561163A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления бесконтактным двигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 904 136 A1

SU 904 136 A1

Авторы

Конев Юрий Иванович

Овсянников Олег Святославович

Розно Юрий Николаевич

Даты

1982-02-07Публикация

1980-03-21Подача