Способ управления поворотом многоосного транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B62D15/00 

Описание патента на изобретение SU912581A1

(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ МНОГООСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при создании систем управления поворотом как отдельных многоосных транспортных средств, так и прицепов и полуприцепов с поворотными осями или колесами.

Известен способ управления поворотом многоосного транспортного средства, закючающийся в том, что одну, из осей заднего колесного хода поворачивают так, чтобы при круговом установившемся движении транспортного средства ее колеса двигались по заданной траектории движения колес одной из осей Переднего колесного хода, а остальные оси поворачивают так, чтобы центр поворота каждой .оси совпадал с, центром кругового установившегося движения 1 .

Недостатком данного способа управления является то, что при движении по деформируемым грунтам на повороте колеса заднего колесного хода прорезают дополнительную колею, что значительно увеличивает сопротивление движению транспортного средства.

Цель изобретения - уменьшение сопротивления движению по деформируемым грунтам на повороте.

Указанная цель достигается тем; что смещают каждую ось заднего хода относительно рамы в сторону заданной траектории на величину, равную смешению этой оси заданной траектории движения, причем смешение оси производят путем приложения к оси и дополнительной боковой силы,

10 величина которой пропорциональна боковому смешению оси от заданной траектории движения.

На фиг. 1 показана схема движения на повороте многоосного транспортного средства, в составе двухосного тягача и трехос15ного полуприцепа со всеми поворотными осями; на фиг. 2 - схема движения на повороте второй и третьей оси полуприцепа. Для многоосного транспортного средства (фиг. 1) передним колесным ходом является тягач 1 с передними поворотными колесами 2 и с задней неповоротной осью 3. Задним колесным ходом является колесный ход полуприцепа, который в данном случае состоит из. первой 4, второй 5 и тертьей 6 осей; поворотных относительно рамы 7 полуприцепа. Вторую ось 5 поворачивают относительно рамы 7 на угол, равный углу складывания тягача с полуприепом, что обеспечивает движение колес второй оси 5 по заданной траектории движения колес задней оси переднего колесного хода (тягача). Остальные колесные оси 4 и 6 поворачивают так, чтобы центр поворота каждой оси совпадал с центром О кругового установившегося движения. При этом угол поворота оси относительно рамы определяют из звисимости, полученной, например, для оси 6 из треугольников ОАВ и ОАСо, Полученных путем восстановления перпендикуляра О А tgiB i tg 5 -7rB g 5(l) где АВ равно половине базы полуприцепа (расстояния от оси 3 до оси 6). Одновременно с поворотом осей определяют расстояние от них до заданной траектории, по которой движется ось 5, и перемещают ось 6 к центру поворота пут.ем создания дополнительной боковой силы Pg от рамы 7 к оси 6, а ось 4 перемешают от центра поворота путем создания дополнительной боковой силы В, от рамы 7 к оси 4. При создании дополнительной боковой силы на ось 6 появляется угол бокового увода 6 эластичной шины, в результате чего ось 6, выполненная подвижной относительно рамы 7, перемещается в направлении к заданной траектории. Величину силы регулируют так, чтобы она была пропорциональна расстоянию от смещаемой оси до заданной траектории. Поэтому при равенстве нулю этого расстояния дополнительную боковую силу к оси не прикладывают, и колеса катятся по заданной траектории, чем обеспечивается наименьшее сопротивление движению автопоезда. Для определения расстояния от оси до заданной траектории рассмотрим треугольник OBQ . Если ось не смещалась ни в какую сторону, то ее расстояние до заданной траектории равно начальному расстоянию. Чтобы определить это расстояние соединим дугу окружности хордовой BD и рассмотрим треугольник BCoD (фиг. 2). В этом треугольнике В.СвО - Уб. а CoDB Ч- JL. Восстановим из точки О перпендикуляр ОЕ. Поскольку треугольник DOB равнобедренный, -ibps- и тогда ВОО EDO |, а угол CoDB f + -Ms и тогда DBQ, BCoD- CoDB . Из треугольника BCoD согласно теоремы синусов получаем формулу для ..определения начального расстояния () (2) Хо ВСрcos f яб - у Путем тождественных преобразований формулу (2) можнопредставить в следующих Хо ВСо sing -BCe cosy6tg(-) (3) Хо ВС, sin4+ BGoCosjTs tg () (4) Если ось смещена влево от нейтрального положения на величину GC Ах, то расстояние до заданной траектории равно X ДС XQ- Ах Таким образом, для определения расстояния от оси до заданной траектории замеряют угол поворота какой-либо оси колесного хода, определяют по одной из формул (2), (3) или (4) с учетом зависимости (1) начальное расстояние. Хо и замеряют смещение Ах оси от нейтрального положения относительно рамы полуприцепа. Тогда расстояние от оси до заданной траектории определяют как разность расстояний х Xj -A)f. При этом если принять, что угол поворота оси относительно рамы против часовой стрелки положителен (ось 3), а по часовой стрелке - отрицателен (оси 4, 5 и 6) и за положительное расстояние между смещаемой осью и осью, которая движется по заданной траектории (ось 5), принять расстояние к точке А, а за отрицательное - от точки А, то дополнительная боковая сила, прикладываемая к оси и смещению, вызываемое ею, имеет положительный знак, если направлены влево, и отрицательный знак - если направлены вправо. Тогда величину дополнительной боковой силы, например, на ось 6 необходимо регулировать согласно формулы Рб к (х„ - Лх)(5) где К - коэффициент пропорциональности. Для многоосного транспортного средства с поворотными колесами необходимо управлять аналогичным образом колесами не только каждой оси, но и отдельно левым и правым колесами одной оси, поскольку они поворачиваются на разные углы и на разном расстоянии находятся от заданной траектории. Технико-эконолхиЧеская , эффективность предлагаемого способа заключается в уменьшении сопротивлениядвижению по деформируемым грунтам на повороте многоосных транспортных средств, что улучшает проходимость подобных транспортных средств, снижает потребную мощность двигателя и расход топлива. Формула изобретения Способ управления поворотом многоосного транспортного средства заключающийся в том, что одну из осей заднего ко

Похожие патенты SU912581A1

название год авторы номер документа
Способ управления поворотом автотранспортного звена 1980
  • Васильев Борис Георгиевич
SU979192A1
ПРИЦЕП ДЛЯ АВТОПОЕЗДА 2001
  • Этли Кэрри
RU2282551C2
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 2010
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шийка Алексей Павлович
RU2423281C1
Способ управления задними колесами транспортного звена 1977
  • Васильев Борис Георгиевич
  • Пьянков Анатолий Андреевич
SU683942A1
АВТОПРИЦЕП С УПРАВЛЯЕМЫМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ МОСТОМ 2013
  • Сегар Жан-Батист
RU2616119C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА 2009
  • Цику Нальбий Махмудович
RU2440265C2
Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа 1987
  • Каверин Иван Владимирович
  • Комаров Сергей Павлович
SU1482848A1
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Слободчикова Юлия Викторовна
  • Строганова Оксана Юрьевна
RU2805576C1
Автопоезд 1976
  • Сминовский Валентин Михайлович
  • Курочкин Александр Сергеевич
SU640892A1
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа 2022
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Казаков Станислав Сергеевич
  • Строганова Оксана Юрьевна
  • Давыдова Виктория Витальевна
RU2791633C1

Реферат патента 1982 года Способ управления поворотом многоосного транспортного средства

Формула изобретения SU 912 581 A1

SU 912 581 A1

Авторы

Пьянков Анатолий Андреевич

Карпухин Юрий Иванович

Сурженко Борис Анатольевич

Васильев Борис Георгиевич

Даты

1982-03-15Публикация

1980-07-23Подача