(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДОРОЖКИ КАЧЕНИЯ
КОЛЬЦА ШАРИКОПОДШИПНИКА И УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественноиспользовано для измерения положения дорожки качения колец шарикоподшипников.
Известен способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника, заключающийся в том, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого под шипника, относительно торца этого кольца П1.
Известно устройство для осуществления способа, содержащее смонтированные в корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шариками и сепаратором, размешенными с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, и индикатор 1j.
Однако известный способ и устройство для его осуществления обладают тем недостатком, что имеют низкую точность измерения положения дорожки качения кольца подшипника.
Цель изобретения - повышение точности измерения положения дорожки качения кольца подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испы туемого подшипника, относительно торца
10 этого кольца. Измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.
Кроме того, устройство содержит смонтированные в корпусе с базовыми торцом
15 для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шарики с сепаратором, размещенных с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, и индикатор. При этом большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца корпуса. На конической поверхности втулки вь1полнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей мере равен углу трения скольжения технологических шариков с дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника.
На фиг. 1 показана конструктивная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Устройство содержит смонтированные в корпусе 1 с базовым торцом 2 для установки наружного кольца 3 испытуемого подшипника поворотную втулку 4 с конической поверхностью 5, технологическими шариками 6 и сепаратором 7, размещенными с возможностью контакта с наружным кольцом 3 испытуемого подшипника и конической поверхностью 5 втулки 4, и индикатор 8.
На конической поверхности 5 втулки 4 выполнены равномерно расположенные лыски 9, количество которых равно количеству технологических шариков 6, а каждый, угол между плоскостью одной из лысок 9 и осью конической поверхности 5, по большей мере, равен углу трения скольжения технологических шариков 6 с дорожкой качения наружного кольца 3 испытуемого подшипника.
Способ осуществляется следующим образом.
Наружное кольцо 3 испытуемого подшипника устанавливают базовым торцом на базовый торец 2 корпуса 1. В крльцо вводят сепаратор 7 с технологическими шариками 6. К торцу сепаратора 7 подводят наконечник индикатора 8.
При повороте втулки 4 происходит радиальное и осевое перемещение шариков 6.
При заклинивании шариков 6 поворот втулки 4, радиальное и осевое перемещение щариков 6 прекратятся, после чего производят отсчет осевого перемещения шариков 6 от номинального положения. Номинальное положение шариков б устанавливают при помощи набора плоскопараллельных концевых мер длины, вводимых между шариками 6 и базовым торцом 2 корпуса 1.
Величину фактического положения дорожки качения (h) определяют как алгебраическую сумму размера длины набора плоскопараллельных концевых мер, радиуса
щарика 6 и величины отклонения стрелки индикатора 8 от номинального положения. Предлагаемый способ измерения положения дорожки качения относительно торца радиальноупорных колец шарикоподшипников обеспечивает по сравнению с известным способом повышение точности измерения, повышение производительности измерения, снижение себестоимости измерения, повышает качество и снижает себестоимость шарикоподшипников.
Формула изобретения
1.Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника, заключающийся в том, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника, относительно торца этого кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.
2.Устройство для осуществления спосо5 ба по п. 1, содержащее смонтированные в
корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологические щарики с сепаратором, размещенные с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, а также индикатор, отличающееся тем, что, большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца
J корпуса, при этом на конической поверхности втулки выполнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей
о мере равен углу трения скольжения технологических щариков с дорожкой качения на ружного кольца испытуемого подщипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Филатов А. В. и др. Средства и методы контроля размерных параметров прецизионных шарикоподшипников. НИИНавтопром, серия «Подшипниковая промышленность, М., 1966, с. 27-28 (прототип).
Авторы
Даты
1982-03-30—Публикация
1980-06-27—Подача