Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления Советский патент 1982 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU917030A1

(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДОРОЖКИ КАЧЕНИЯ

КОЛЬЦА ШАРИКОПОДШИПНИКА И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

1

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественноиспользовано для измерения положения дорожки качения колец шарикоподшипников.

Известен способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника, заключающийся в том, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого под шипника, относительно торца этого кольца П1.

Известно устройство для осуществления способа, содержащее смонтированные в корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шариками и сепаратором, размешенными с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, и индикатор 1j.

Однако известный способ и устройство для его осуществления обладают тем недостатком, что имеют низкую точность измерения положения дорожки качения кольца подшипника.

Цель изобретения - повышение точности измерения положения дорожки качения кольца подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испы туемого подшипника, относительно торца

10 этого кольца. Измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.

Кроме того, устройство содержит смонтированные в корпусе с базовыми торцом

15 для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шарики с сепаратором, размещенных с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, и индикатор. При этом большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца корпуса. На конической поверхности втулки вь1полнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей мере равен углу трения скольжения технологических шариков с дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника.

На фиг. 1 показана конструктивная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Устройство содержит смонтированные в корпусе 1 с базовым торцом 2 для установки наружного кольца 3 испытуемого подшипника поворотную втулку 4 с конической поверхностью 5, технологическими шариками 6 и сепаратором 7, размещенными с возможностью контакта с наружным кольцом 3 испытуемого подшипника и конической поверхностью 5 втулки 4, и индикатор 8.

На конической поверхности 5 втулки 4 выполнены равномерно расположенные лыски 9, количество которых равно количеству технологических шариков 6, а каждый, угол между плоскостью одной из лысок 9 и осью конической поверхности 5, по большей мере, равен углу трения скольжения технологических шариков 6 с дорожкой качения наружного кольца 3 испытуемого подшипника.

Способ осуществляется следующим образом.

Наружное кольцо 3 испытуемого подшипника устанавливают базовым торцом на базовый торец 2 корпуса 1. В крльцо вводят сепаратор 7 с технологическими шариками 6. К торцу сепаратора 7 подводят наконечник индикатора 8.

При повороте втулки 4 происходит радиальное и осевое перемещение шариков 6.

При заклинивании шариков 6 поворот втулки 4, радиальное и осевое перемещение щариков 6 прекратятся, после чего производят отсчет осевого перемещения шариков 6 от номинального положения. Номинальное положение шариков б устанавливают при помощи набора плоскопараллельных концевых мер длины, вводимых между шариками 6 и базовым торцом 2 корпуса 1.

Величину фактического положения дорожки качения (h) определяют как алгебраическую сумму размера длины набора плоскопараллельных концевых мер, радиуса

щарика 6 и величины отклонения стрелки индикатора 8 от номинального положения. Предлагаемый способ измерения положения дорожки качения относительно торца радиальноупорных колец шарикоподшипников обеспечивает по сравнению с известным способом повышение точности измерения, повышение производительности измерения, снижение себестоимости измерения, повышает качество и снижает себестоимость шарикоподшипников.

Формула изобретения

1.Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника, заключающийся в том, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника, относительно торца этого кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.

2.Устройство для осуществления спосо5 ба по п. 1, содержащее смонтированные в

корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологические щарики с сепаратором, размещенные с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, а также индикатор, отличающееся тем, что, большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца

J корпуса, при этом на конической поверхности втулки выполнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей

о мере равен углу трения скольжения технологических щариков с дорожкой качения на ружного кольца испытуемого подщипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Филатов А. В. и др. Средства и методы контроля размерных параметров прецизионных шарикоподшипников. НИИНавтопром, серия «Подшипниковая промышленность, М., 1966, с. 27-28 (прототип).

Похожие патенты SU917030A1

название год авторы номер документа
Комбинированный инструмент 1984
  • Матвеев Алексей Григорьевич
  • Блюмкин Лев Борисович
  • Сорокин Анатолий Иванович
SU1337241A1
Образцовая мера для аттестации и настройки приборов для измерения радиального зазора подшипников 1982
  • Алексеев Вячеслав Иванович
  • Зверев Игорь Дмитриевич
SU1044953A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2187785C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2194891C2
Способ обработки дорожек качения колец подшипников шариками 1982
  • Казанцев Евгений Леонидович
  • Смирнов Владимир Александрович
  • Галанов Николай Семенович
SU1065156A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1997
  • Матросов В.А.
RU2148738C1
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ ОТКЛОНЕНИЯ УГЛА КОНТАКТА ОТ НОМИНАЛЬНОГО 2002
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
RU2232310C2
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО ДОПУСКА УГЛА КОНТАКТА В ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2001
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2244857C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2010
  • Карасев Виктор Афанасьевич
  • Ножницкий Юрий Александрович
  • Петров Николай Иванович
RU2432560C1
Способ контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных подшипников 1989
  • Жевелев Моисей Ильич
  • Ложкина Елена Федоровна
SU1696934A1

Иллюстрации к изобретению SU 917 030 A1

Реферат патента 1982 года Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления

Формула изобретения SU 917 030 A1

SU 917 030 A1

Авторы

Алексеев Вячеслав Иванович

Даты

1982-03-30Публикация

1980-06-27Подача