(54) МНОГОКОЛОДОЧНЫЙ БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозам транспортных средств.
Известен многоколодочный барабанныЙ тормоз, содержащий, тормозной барабан, жестко соединенный со ступицей колеса транспортного средства, плаваюшие колодки, расположенные в. упорах суппорта, жестко закрепленного на невращающейся оси колеса, и механизм привода колодок 1. .
Недостаток этот устройства состоит в том, что значительная часть поверхности тормозного барабана по окружности занята приводом разведения колодок, а это умейьщает поверхности трения при торможении.
Цель изобретения - повышение коэффициента использования тормозной поверхности.
Указанная цель достигается тем, что в многоколодочном барабанном тормозе транспортного средства, содержащем тормозной барабан, жестко соединенный со ступицей колеса транспортного средства, плавающие колодки, расположенные в упорах суппорта, жестко закрепленного на невращающейся оси колёса, и механизм привода колодок, последний расположен по оси барабана на приводном штоке и выполнен в виде цельного многогранного клина, число граней которого равно числу колодок тормоза, и установленных на его гранях рабочих клиновидных элементов, при этом рабочие клиновидные
5 элементы установлены на клине с возможностью регулировочного перемещения вдоль граней последнего.
На фиг. 1 представлен многоколодочный (трехколодочный) тормоз, общий вид; на фиг. 2 - механизм привода колодок, разрез;
° на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2.
Многоколодочный барабанный тормоз
состоит из тормозного барабана 1, жестко
. -соединенного со ступицей колеса 2, жестко укрепленного на невращающейся оси колеса
15 суппорта 3, в цилиндрических отверстиях кронштейнов которого установлены ползуны 4, в прорезях которых уложены тормозные колодки 5, удерживаемые от смещения по окружности упорами 6 суппорта 3 и стягиваемые к центру пружинами 7. Механизм привода колодок включает в себя приводной шток 8, на котором расположен регулировочный клиновидный элемент 9 с числом граней, равным числу колодок. На каждой грани регулировочного элемента 9 расположены клиновидные пластины рабочего элемента 10, удерживаемые oj продольных смещений относительно привЪдного штока 8 в отверстих обоймы 11, соединенной резьбовым соединением 12 с приводным штоком. Для удержания регулировочного клиновидного элемента 9 на приводном штоке 8 и перемеьцения его относительно пластин рабочего элемента служат гайки 13 и контргайки 14. Поперек клиновидных пластин рабочего элемента 10 установлены ролики 15 в сепараторе 16, позволяюш,ем роликам перекатываться между пластинами рабочего элемента 10 и плоскостям-и ползунов 4. Наклонные плоскости пластин рабочего элемента 10, раздвигающие тормозные колодки- 5 радиально, имеют постоянный расчетный угол наклона, не изменяющийся при регулировке зазора регулировочным клиновидным элементом. Тормоз работает следующим образом. При торможении приводной щток 8 силовым механизмом перемещается вправо (фиг. 1), перемещая через резьбовое соединение 12 обойму 11 с рабочими клиновидными элементами 10. Одновременно с приводным щтоком 8 за счет гаек 13 и 14 перемещается и регулировочный клиновидный элемент 9, не смещаясь относительно пластин рабочего клиновидного элемента 10. Пластины рабочего элемента, перекатывая ролики 15, толкают радиально ползуны 4, а те в свою очередь - тормозные колодки с накладками, которые, выбирая зазор между тормозными поверхностями, прижимаются фрикционными накладками к внутренней цилиндрической поверхности тормозного барабана. Одновременно упоры суппорта удерживают колодки от проворачивания вместе с барабаном. Растормаживание происходит при движении приводного щтока 8 влево (фиг. 1). Клин выходит на более узкую свою часть между роликами, а пружины 7 стягивают колодки с накладками к центру, образуя зазор между накладками и барабаном. При регулировании зазора рабочий клиновидный элемент устанавливается в положение, соответствующее полному растормаживанию, т. е в крайнее левое (фиг. 1) расчетное положение. Вращением гайки 13 вдвигают регулировочный клиновидный элемент 9 между пластинами рабочего клиновидного элемента 10, раздвигая их до тех пор, пока колодки с накладками не прижмутся к поверхности тормозного барабана. После этого регулировочный клиновидный элемент расчетным количеством оборотов гайки в обратном направлении выводится из пластин рабочего клиновидного элемента, что создает необходимый эксплуатационный зазор между накладками и барабаном. После окончания регулировки зазора гайка 13 стопорится контргайкой 14. Размещение механизма привода колодок многоколодочного тормоза по оси барабана, оснащение тормоза плавающими колодками, зафиксированными от смещения вдоль оси тормозного барабана прорезями в ползунах, а от проворота вместе с барабаном упорами на суппорте, обеспечивает возможность наиболее рациональноио использования тормоз ной поверхности по окружности барабана (практически 100% длины окружности) и при минимальной щири}1е барабана, колодок и накладок не увеличивает допустимое удельное давление на тормозной поверхности накладок. Направление усилий на колодки многоколодочного тормоза от центра по радиусам позволяет более равномерно распределить эти усилия по всей поверхности тормозных накладок, т. е. наиболее эффективно использовать их площадь. А наиболее рациональное преобразование хода и усилия силового привода в рабочий ход и усилие колодок повыщает коэффициент полезного действия силового привода и эффективность работы тормоза в 1,5-2,0 раза. Фармула изобретения Многоколодочный барабанный тормоз транспортного средства, содержащий тормозной барабан, жестко соединенный со ступицей колеса:транспортного средства, плавающие колодки, расположенные в упорах суппорта, жестко закрепленного на невращающейся оси колеса, и механизм привода колодок, отличающийся тем, что, с целью повышения коэффициента использования тормозной поверхности, механизм привода колодок расположен по оси барабана на приводном щтоке и выполнен в виде цельного многогранного клина, число граней которого равно числу колодок тормоза, и установленных на его гранях рабочих клиновидных элементов, при этом рабочие клиновидные элементы установлены на клине с возможностью регулировочного перемещения вдоль граней последнего. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Патент США № 3599762, кл. 188-323, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2221944C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ С УПРАВЛЯЮЩИМ ПОЛЗУНОМ | 2009 |
|
RU2514604C2 |
Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа | 1984 |
|
SU1263934A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА | 2002 |
|
RU2281868C2 |
Колодочный тормоз | 1979 |
|
SU821814A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2015 |
|
RU2655818C1 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1751539A1 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 2009 |
|
RU2439390C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ | 1999 |
|
RU2156386C1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2008 |
|
RU2390449C2 |
Авторы
Даты
1982-04-15—Публикация
1980-01-14—Подача