I12 Изобретение относится к машиностроению, где может быть использовано в тормозных системах автомобилей, тракторов и тягачей. Целью изобретения является повьшшние эффективности торможения путем обеспечения самоусиления в процессе торможения и снижения усилия, необходимого для. управления тормозом. На фиг.1 изображена схема многоколодочного тормоза; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1. Многоколодочный тормоз содержит тормозной барабан 1, имеющий ось вращения; симметричные концентрично установленные тормозные колодки 2 с фрикционными накладками 3 и ребрами .k жесткости; разжимной диск 5, установленный под тормозными колодками 2 на неподвижном суппорте 6, вьтолненном в .виде опорного диска. Разжим ной диск 5 закреплен на последнем стопорном кольце 7 с возможностью окружного перемещения. Корпус 8 жест ко связан с суппортом 6. Поворотный элемент в виде кулака 9 соединен жестко с осью 10, установленной в суппорте 6с возможностью окружного перемещения и с возможностью взаимодействия с диском 5. Тормозные колод ки 2 стягивают пружины 11, опорные ролики 12 расположены симметрично на концах в ребрах 4 жёсткости тормознь1х колодок 2, управляющие ролики 13 .установлены на серединах тормозных колодок 2. По окружности неподвижного суппорта 6 под опорные ролики 12 тормозных колодок 2 вьшолнены рабочие поверхности 14, наклоненные в разные стороны друг к другу под углом об в виде двух частей, и расположены равномерно по две по периметру внешнего диаметра суппорта 6. По окружности последнего на серединах меж ду упомянутыми поверхностями вьтолне ны пазы 15 с возможностью размещения и поворота в них рабочих площадок 16 с рабочими поверхностями 17 разжимно го диска 5, контактирующими с управляющими роликами 13 колодок 2. Это вьтолнено для того, чтобы и опорные и управляющие ролики были установлены в одной плоскости под концентрично установленньпчи колодками. В разжимном диске 5 в середине между рабо чими поверхностями I7 вьтолнен паз с рабочей поверхностью 18. В нем разме щен поворотный кулак 9, контактирую1ИЙ с рабоче поверхностью 18. Осевое перемещение роликов 12, а, следовательно , и колодок 2 слева ограничивается разжимным диском 5 (фиг.2), а справа - кольцом 19, жестко связанным винтами 20 с суппортом 6. Длина рабочих поверхностей 14 (выполненных по любому профилю, например, в виде плоской, выпуклой и вогнутой поверхности) обозначена отрезком а-Ь, а длина рабочих поверхностей 17 (вьтолненных также по любому профилю) - отрезком m -п . При этом расстояние Oq меньше любого расстояния от центра О вращения до точки, принадпежащей отрезку а-Ь, а расстояние От меньше любого расстояния от центра вращения до точки, принадлежащей отрезку im -п . Многоколодочный тормоз работает следующим образом. В статическом положении, когда тормозной барабан 1 не вращается и усилие, поворачивающее ось 10 и поворотный кулак 9, не прилагается, стяжные пружины 11 удерживают колодки 2 в таком положении, чтобы между ними и тормозным барабаном сохранялся заданный рабочий зазор, причем этот зазор по всему периме.тру барабана 1 имеет одинаковую величину, так как концы тормозньпс колодок 2 через опорные ролики 12 опираются на симметрично и равномерно расположенные по окружности неподвижного суппорта 6 рабочие поверхности 14, и равен по меньшей мере глубине углублений под ролики. Поворотный кулак 9 и разжимной диск 5 находятся в крайних правых положениях, управляющие ролики 13 касаются рабочих поверхностей 17 разжимного диска в начале рабочего участка образующих m -п а опорные ролики 12 находятся во впадинах, образованных рабочими поверхностями 14 суппорта 6, т.е. оси вращения роликов в этом случае находятся на линиях, проходящих через точки О и а. Тормоз находится в расторможенном состоянии. в процессе торможения к оси 10 прилагается усилие, поворачивающее ось 10 против часовой стрелки. Жестко связанный с осью 10 кулак 9 поворачивается вокруг последней также против часовой стрелки (влево), воздействует на рабочую поверхность 18 разжимного диска 5, осуществляя пово-, 3 рот последнего влево вокруг центра О вращения. Так как рабочие поверхности 17 разжимного диска 5 расположень симметрично по окружности для взаимодействия с управляющими ролика ми 13, установленными ,на серединах .колодок 2, и расстояние On больше расстояния От ,, то с разворотом разжимного диска 5 влево последний перемещает управляющие ролики 13 и связанные с ним тормозные колодки 2 в радиальных направлениях к внутренней поверхности барабана 1. Таким образом колодки 2 перемещаются до соприкосновения своими накладками с барабаном 1. При этом накладки прижи маются к барабану одновременно и дав ления остаются равномерно распределенными по длине фрикционной накладки, так как концы колодок 2 опираются через ролики 12 на симметрично и равномерно расположенные по окружнос ти неподвижного суппорта 6 рабочие поверхности 14. Причем, если прикладьгоается от разжимного диска 5 через управляющие ролики 13 больщее управЛ5пощее усилие к тормозным колодкам 2, то последние с большей силой стре мятся повернуться вслед за вращающим ся вправо или влево тормозным бараба ном I. Следовательно, опорные ролики 12 также стремяться больше накатиться вправо или влевона поверхности 14 в .сторону точек Ь . Так как рас- . стояние ОЬ больше расстояния Оа , то в этом случае ролики, перекатываясь nfc поверхности 14, все больше прижимают без перекосов тормозные колодки 2 к тормозному барабану 1, в 9344 результате чего осуществляется эффект самоусиления тормоза и развивается больший тормозной момент, повьшающий эффективность тормоза при сравнительно небольшом управляющем воздействии. Величина самоусиления тормоза зависит от принятой величины наклона рабочих поверхностей 14 суппорта 6. При оттормаживании поворачивающее усилие не прикладьшается к оси 10, поэтому все детали колодочного тормоза возвращаются в исходное положение под действием стяжных пружин 11. Тормоз обладает высокой эффективностью, требует небольших управляю1ЩХ воздействий на органы управления при торможении, так как в нем снижаются радиальные силы, действующие на разжимной диск, исключаются вредные силы трения., реализуется эффект самоусиления тормоза и повьшается эффективность торможения. Кроме того, тормоз обладает простотой обслуживания, так как при замене деталей тормоза например, тормозных колодок или при их ремонте не надо снимать тормозной барабан 1 -с установленными на нем колесами транспортного средства. Достаточно в этом случае отвернуть винты 20, освободить кольцо 19 и беспрепятственно сделать демонтаж монтаж тормозных колодок 2. В некоторых случаях (в зависимости от компоновки тормозного барабана) можно снять стопорное кольцо 7 и разжимной диск 5 и произвести демонтаж - монтаж колодок. Причем все эти работы не требуют применения домкратов и других устройств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2221944C1 |
Колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1108270A1 |
Колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1707344A1 |
Многоколодочный барабанный тормоз транспортного средства | 1980 |
|
SU920291A1 |
Тормозное устройство с встроенным в него приводом для транспортных средств большой грузоподъемности | 1984 |
|
SU1190109A1 |
БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ | 1991 |
|
RU2006713C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ С УПРАВЛЯЮЩИМ ПОЛЗУНОМ | 2009 |
|
RU2514604C2 |
Барабанный тормоз с внутренними колодками | 1974 |
|
SU473869A1 |
Барабанный тормоз | 1984 |
|
SU1293392A1 |
ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ | 1997 |
|
RU2140588C1 |
МНОГОКОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ НОРМАЛЬНО РАЗОМКНУТОГО ТИПА, содержащий корпус, жестко связаиньй с корпусом неподвижный суппорт, подвижный тормозной рабан, установленные с рабочим зазором внутри барабана и подпружиненные друг относительно друга тормозные колодки с фрикционными накладками и управляющими роликами, размещенными на середине основания колодок с возможностью вращения относительно своих осей, силовой поворотный элемент и разжимной диск с равномерно размещенными по его периферии углублениями под управляющие ролики колодок, причем разжимной диск установлен концентрично относительно колодок с возможностью углового перемещения и взаимодействия с поворотным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем обеспечения самоусиления в процессе торможения, он снабжен опорными роликами, смонтированными на обоих концах основания каждой колодки, неподвижный суппорт вьшолнен в виде опорного диска с равномерно распределенными на его внешш нем диаметре углублениями под опор(Л С ные ролики и установлен концентрично относительно колодок, а на разжимном диске выполнен паз под силовой поворотный элемент, размещенный между, двумя его углублениями, причем углуб- 5 ления опорного и разжимного дисков расположены в одной плоскости, а рабочие поверхности углублений опорного диска наклонены под углом одна к другой и плавно сопряжены с внешним диаметром этого диска. СО :о :о j;
1972 |
|
SU410189A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1108270A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-10-15—Публикация
1984-10-30—Подача