Изобретение относится кмашинострое- нию и может найти применение на транр- портных средствах.
Известен колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, соединенный со ступицей колеса, опорный диск, тормозные колодки, расположенный между их концами привод. Шарнирно закрепленные колодки опираются на регулировочный винт и шарниры с резьбой. Регулировка зазора в данном тормозе происходит при вращении регулировочного винта. Несмотря на регулировку зазора между колодками давление на фрикционных поверхностях распредели- ется неравномерно из-за одностороннего приложения нагрузки на концы колодок, что приводит к неравномерному износу колодок и снижению надежности и долговечности тормоза.
Цель изобретения - повышение надежности работы и срока службы путем повышения равномерности распределения нагрузок на рабочих поверхностях.
Поставленная цель достигается тем, что в колодочном тормозе тормозные колодки
выполнены с дуговыми тормозными поверхностями по концам и дополнительными радиальными направляющими поверхно стями, которые контактируют с осью. Ось закреплена в опорном диске. Торцовые поверхности колодок входят в контакт с кулаком управления тормозом.
Выполнение колодок с тормозными дуговыми поверхностями по.концам в контак- те с поверхностью тормозного барабана при торможении образует клиновое сопряжение, что позволяет повысить эффективность торможения (увеличение величины тормозного момента при тех же габаритах) за счет получения приведенного коэффициента трения скольжения
fnP где f - коэффициент трения скольжения;
ft - угол расположения тормозных дуговых поверхностей на колодке.
В предлагаемом тормозе выполнение колодок с концевым выступом и радиальным пазом установленными на оси обеспечивает более равномерное распределение
сл
с
vj СЛ
СЛ С Ю
давлений по этим поверхностям за счет возможности радиального смещения колодок по оси при приложении нагрузки от кулака управления на торцовые поверхности колодок и прижатия тормозных дуговых поверхностей к тормозномубарабану.
Этот отличительный признак позволяет повысить долговечность тормоза за счет обеспечения постоянного равномерного прижатия тормозных поверхностей колодок к барабану независимо от износа фрикционных накладок при отсутствии дополнительного механизма регулирования зазора.
На фиг.1 изображен предлагаемый колодочный тормоз; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Колодочный тормоз состоит из тормозного барабана 1, опорного диска 2 с закрепленной осью 3, на которую установлены тормозные колодки 4 и 5 с дуговыми тормозными поверхностями, 6 и 7, закрепленными на них фрикционными накладками 8 и 9. Тормозные колодки 4 и 5 выполнены с выступом 10 на одной концевой части и радиальным пазом 11, а в другой концевой части -торцовые поверхности 12, входящие в контакт с купаком 13 и пружиной 14.
Тормоз работает следующим образом,
При воздействии на тормозную педаль рычаг 15 создает усилие на кулаке 13, раздвигая колодки до прижатия дуговыми тор- .мозными фрикционными накладками 8 и 9 к цилиндрической поверхности барабана 1. При этом за счет появления сил трения и сил нормального давления колодки 4 и 5 смещаются вверх пазом 11 по оси 3 и прижимаются фрикционными верхними накладками к поверхности барабана 1. Происходит торможение, при этом нагрузка на дуговых поверхностях 6 и 7 с фрикционными накладками 8 и 9 распределяется равномерно, а ось 3 воспринимает реактивный момент.
При прекращении торможения пружина 14 возвращает колодки 4 и 5 в исходное положение, прижимая пазом 11 в упор выступа 10 к оси 3. Прмэтом дуговые поверхности 6 и 7 с фрикционными накладками 8
и 9 устанавливаются концентрично поверхности барабана с радиальным зазором.
Расположение фрикционных дуговых поверхностей по концам колодок и возможностью их радиального смещения позволяют увеличить тормозной момент и обеспечить равномерность износа фрикционных накладок независимо от радиального зазора.
Преимущества предлагаемого тормоза заключаются в том, что он автоматически обеспечивает равномерность распределения нагрузки по тормозным поверхностям независимо от износа и зазора, что позволяет повысить его надежность и долговечность. Выполнение дуговых тормозных участков по концам колодок под углом / 45-20° позволяет получить клиновое сопряжение на дуговых поверхностях колодок
и барабана, что обеспечивает увеличение тормозного момента в 1,5-2 раза при тех же габаритах тормоза.
Формула изобретения
1. Барабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, установленные на опорном диске колодки с концевыми выступами, имеющими радиальные направляющие поверхности, и ось, контактирующую с указанными поверхностями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и срока службы путем повышения равномерности распределения нагрузок на рабочих поверхностях,
на выступах колодок выполнены дополнительные радиальные направляющие поверхности, контактирующие с осью и сопрягающиеся с первыми направляющими поверхностями с образованием радиальных пазов посредством выполненных на выступах опорных поверхностей, расположенных со стороны наружных поверхностей колодок, при этом колодки установлены с опорой на ось посредством опорных поверхностей.
2. Тормоз по п.1,отличающийся тем, что фрикционные поверхности колодок расположены на их концах.
га
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1985 |
|
SU1305465A1 |
БАРАБАННЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА | 2003 |
|
RU2302565C2 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2159878C1 |
Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа | 1984 |
|
SU1263934A1 |
Колодочный тормоз "эктор | 1979 |
|
SU903617A1 |
Колодка дискового тормоза | 2018 |
|
RU2710132C1 |
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1980 |
|
SU926402A1 |
Тормозное устройство с встроенным в него приводом для транспортных средств большой грузоподъемности | 1984 |
|
SU1190109A1 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 2017 |
|
RU2694419C2 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1636612A1 |
Использование: в барэбанно-колодоч- ных тормозах транспортных средств. Сущность изобретения: тормоз содержит установленные на опорном диске колодки с концевыми выступами. На последних имеются радиальные направляющие поверхности, сопрягающиеся между собой посредством опорных поверхностей с образованием радиальных пазов. Колодки установлены с опорой на ось посредством опорных поверхностей на концевых выступах. Фрикционные поверхнбсти колодок расположены на их концах. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Александров М.И | |||
Тормозные устройства | |||
М., 1985, с | |||
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1989-07-11—Подача