Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретнее к конструкциям индивидуальных брызговиков и брызговиков для последовательно расположенных, колес транспортного средства. Наиболее близок к предлагаемому брызгов транспортного средства, содержащий установленный над колесами жесткий каркас с вертикальными торцовыми щитками, упором и окнами, расположенными над колесами и закрытыми эластичными накладками, связанными с одной стороны с упругими элементами, а с другой - с карка сом, жестко соединенным посредством кронштейнов с рамой транспортного средства {1. У этой конструкции недостаточно высокие защитные свойства, надежность и долговечност а при загрязнении колес ухудшается динамик движения. Цель изобретения - улучшение защитных свойств брызговика, повышение надежности и долговечности, а также снижение величины тормозного момента взаимодействии колеса с накидкой. Поставленная цель достигается тем, что накладки выполнены из жесткого материала и прикреплены к каркасу посредством поперечного горизонтального шарнира. При этом упругие элементы установлены в вертикальной плоскости и свободным концом связаны с каркасом. Кроме того, накладки сопряжены внутренними концами внахлест; при этом первая из них расположена по ходу движения транспортного средства под последующей, а каждый упругий элемент выполнен в виде пружины сжатия. На фиг. 1 изображен брызговик транспортного средства, виб сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 изображена накладка; на фиг. 4 изображен узел крепления накладок к упругому элементу. Над колесами 1, 2 установлен жесткий каркас 3, жестко соединенный посредством кронштейнов 4-6 с рамой 7 транспортного средства. К кронщтейну 4 (или к каркасу) присоединена посредством поперечного горизонтального шарнира 8 жесткая накладка 9, 3. 9 закрывающая окно в каркасе 3 над колесом 1. К кронштейну 6 (нли к каркасу) присоединена посредством поперечного горизонтального шарннра 10 жесткая накладка 11, закры вающая ОКНО в каркасе 3 над колесом 1. К каркасу 3 (или к кронштейнам 4, 6) прикреплены вертикальные щитки 12, 13. из накладок 9, 11 вьшолнена преимущественно по радиусу R, в продольном сечении, причем RH R где радиус колеса, а центр кривизны рабочей поверхност колеса расположен выше центра кривизны внутренней поверхноста накладки. Конец 14 накладки 9, противоположный шарниру 8, вы полнен с пазами 15, удлиненными в продольном направлении. Конец накладки И, противо положный шарниру 10, вьшолнен также с пазами 15. Концы 14 и 16 расположены горизонтально к своим плоскостям и прилегают друг к другу внахлест, причем конец 14 расположен под концом 16. Нижней плоскост конец 14 прилегает к ограничителю 17, жестк соединенному с кронштейном 5 через вертикальный стержень 18 и шарнир 19, ось которого расположена поперечно продольной оси транспортного средства и горизонтально. В своей верхней части стержень 18 имеет упор 20. Между концом 16 и упором 20 последовательно установлены шайбы 21 и упругий элемент 22, работающий на сжатие, например пружина сжатия. О Количество упругих элементов 22 рекомен дуется выбирать свьпие одного, шайбу 21 желательно изготовлять из антифрикционного материала, наклаот и предпочтительно изготовлять из алюминиевого сплава. Возможны конструктивные варианты, отличные от описанного. В частности, возможен вариант с одним колесом 1 и одной накладкой 9 (индиввдуальный брызговик)- Такое устройство отличается лишь отсутствием элементов 6, 10, 11. При достаточной длине пазов 15 19 может быть заменен непоггвижным креплением стержня 18 к кронштейну 5. Между концами 14 и 16 может быть установлена антифрикционная прокладка (не показана). Устройство работает следующим образом. При движении транспортного средства по неровностям его колеса 1, 2 могут перемещаться вверх. При этом колесо, например, колесо 1, упирается в накладку 9. Вследстви разности кривизны накладки и контакт происходит 40 иезиачитольной плошали. Наклп.чка 9 поворпчивается на шарнире 8, сжимая Глемент 22 и увлекая w со&.-Й иич-.чл.чку И. Иос.шшяя поворлчипается на iJi:ipn4|vj il. При .cociKOM креплении .:гер ня 18 к кронштейну 5 и удлиненных пазах 15 накладки могут перемещаться относительно шайбы 21, при наличии шарнира 19 стержень 18 может наклоняться, компенсируя продольные перемещения накладок. После прекращения действия колеса 1 иа накладку 9 последняя возвращается в исходное положение вместе с накладкой 11 под действием упругого элемента 22 до упора в ограничитель 17. При взаимодействии колеса 2 с накладкой 11 перемещения накладки 9 не происходит. Описанная конструкция брызговика позволяет улучшить его защитные свойства, снизить величину тормозного момента па колесе, возникающего при его взаимодействии с накладкой, а также повысить надежность и долговечность устройства. Кроме того, выполнение накладки из жесткого материала с продольным сечением, выполненным по радиусу и охватывающим колесо, позволяет концы накладки максимально приблизи гь к рабочей поверхности колеса, достигая тем самым улучшения грязеулавливания. Выполнение накладки жесткой, с кривизной в продольном сечении, превышающей кривизну рабочей поверхности колеса, обусловливает уменьшение площади пятна контакта колеса с накладкой при их взаимодействии и, следовательно, уменьшение вредного тормозного момента на колесе, а также реактивного момента на брызговике. Последнее обстоятельство влечет за собой снижение динамических нагрузок на элементь брызговика, в том числе на упругий элемент, крепление накладки к каркасу и саму накладку. Уменьшение площади пятна контакта приводит и к менее интенсивному износу накладки и рабочей поверхности колеса. Таким образом, повышаются надежность и долговечность устройства. Упругий элемент работает на- сжатие, что повышает работоспособность устройсгва, изменение длины упругого элемента соизмеримо с ходом колеса. Уменьшение зазора между накладками (в случае индивидуального брызговика между накладкой и каркасом) ведет к более эффективному грязеулавливанию. Благодаря связи общего для двух последовательно расположенных накладок элемента с предыдущей накладкой через последующую накладку последняя при взаимодействии пре.дыдущего колеса с предыдущей накладкой также приподнимается, подготавливая се к втрече последующего колеса с препятствие.м. Тем самым удается либо полностью устранить взаимодействие последующего колеса с соответствующей накладкой, либо уменьшить цинамичсские нагрузки. 59 Формула изобретения 1. Брызговик транспортного средства, содержащий установленный над колесами жестки каркас с вертикальными торцовыми щитками, упором и окнами, располагаемыми над колесами и закрытыми накладками, связанными с одной стороны с упругими элементами, а с другой - с каркасом, жестко соединенным посредством кронштейнов с рамой транспорткого средства, отличающийся тем, что, с целью улучшения защитных свойств брызговика, повышения его надежности и долговечности, а также снижения величины тормозного момента при взаимодействии колеса с накладкой, накладки вьшолнёны из
)Ш Фаг.1 Жесткого материала и прикреплены к каркасу посредством поперечного горизонтального шарнира, при этом упругие здементы установлены в вертикалыюй плоскости и свободным концом связаны с каркасом. 2. Брызговик по п. 1, о т л к ч а ю щ и и с я тем, что накладки сопряжены в внутренними концами внахлест, при этом первая из них расположена по ходу движения транспортного средства под последующей, а каждый упругий элемент в ыполнен в ввде пружины сжатия. Источники информации, принятые во внимание при-экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 463574, кл. В 62 D 25/16, 1971 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Брызговик транспортного средства | 1980 |
|
SU874439A1 |
Брызговик транспортного средства | 1980 |
|
SU935362A1 |
Брызговик последовательно расположенных колес транспортного средства | 1988 |
|
SU1512846A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЩИТОК ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА И УЗЕЛ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ТАКОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЩИТОК | 2003 |
|
RU2317453C2 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (АТС) | 2020 |
|
RU2750941C1 |
ЗАЩИТНАЯ КРЫШКА ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА И ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ТАКУЮ ЗАЩИТНУЮ КРЫШКУ | 2003 |
|
RU2317454C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2008 |
|
RU2390449C2 |
ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ТРУБЕЦКОГО | 2020 |
|
RU2749467C1 |
СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ КОЛЕСНОЙ НИШИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2271298C1 |
КРЕПЛЕНИЕ ТОРМОЗНОЙ НАКЛАДКИ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ТОРМОЗНАЯ НАКЛАДКА, ДУГА КРЕПЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК | 2016 |
|
RU2719608C2 |
(рагЗ
20 22
/У
f7
Фиг Л
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1980-01-25—Подача