Фрикционное сцепление Советский патент 1982 года по МПК F16D13/75 B60K23/02 

Описание патента на изобретение SU931117A3

t

Изобретение относится к фрикцибВГным сцеплениям и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.

Извсетно фрикционное сцепление, содержащее маховик, крышку, ведомый : диск, нажимной диск, пружинное устройство, механизм выключения и регулировочный механизм, выполненный из двух соединенных резьбой элементов, один из которых установлен с возможностью перемещения по резьбе в осевом направлении посредством червячного привода для поддержания постоянного усилия прижатия, создаваемого пружинным устройством, и обеспечения компенсации износа ведомого диска l .

Недостатком известной конструкции является низкая надежность и малый срок службы.

, Цель изобретения - повышение надежности и срока службы.

Эта цель достигается тем, что регулировочное устройство установлено на нажимном диске и имеет храповой механизм,- связанный с упомянутым механизмом выключения посредством упругого средства и рычагов.

На Фиг.1 показано фрикционное cuenj леиие,разрез;на фиг.2 - вид А на .1; на фиг. 3 - вариант выполнения конструкции регулятора.

Фрикционное сцепление (фиг.1) смонтировано на маховике двигателя 1, посредством которго осуществляется подвод мощности к фрикционному сцеплению. Вал 2 является первичныг-i валом коробки передач и представляет собой выходной вал фрикционного сцепления.

щ

Фрикционное сцепление включает пружину 3, которая крепится к кольцевo 4y фланцу 4, образующеглУ чать маховика. Нажимной диск 5 состоит из детали 6, имеющей фрикционную поверхность 7, и детс1ли 8, имеющей взаимодействующую с пружиной поверхность 9. Детали 6 нажиглного диска соединены между собой по резьбе 10 так, что расстояние между фрикционной поверхностью 7 и взаимодействующей с пружиной поверхностью 9 можно регулировать.

Нажимной диск 5, вращаясь вместе с маховиком, имеет возможность перемещаться в осевом направлении посредством выступов 11, которые входят в соответствующие выемки на маховике, образуя соединение шлицевого типа. Диафрагменная пружина 12 установлена между кольцевым опорным выступо 13 пружины 3 и поверхностью 9 детали 8 нажимного диска 5. Диафрагменная пружина 12 обычно подает нажимной диск 5 к махоБИку 1, однако механизм выключения, содержащий ряд направлен ных внутрь пальцев 14 диафрагменной пружины, используется для того, чтобы снимать эту нагрузку. Втулка .15 механизма включения сце ления может свободно скользить по выходному валу 2, Когда втулка 15 отводится от маховика с помощью пальца 16 механизма выключения, связанного с подшипником 17 включения, Диафрагменная пружина отклоняется и создаваемое ею усилие снимается с нажимного диска 5. Сцепление выключается. Рассматриваемое сцепление является двухдисковым, так как оно содержит два ведомых диска 18 и 19. Кгикдый ведомый диск имеет обычную KOHCT рукцию и содерх ит ступицу 20, посаженную на шлицах выходного вала, и ряд спиральных пружин 21, посредство которых ступица свйзана с фрикционны ми накладками 22, закрепленными на наружной части ведомого диска. Промежуточный нажимной диск 23 располагается между двумя ведомыми дисками, имеет фрикционные поверхнос ти 24 и 25, взаимодействующие с накладками 22 ведомых дисков, и связан с маховиком с помощью выступов 26 аналогично нажимному диску 5. Деталь 8 нажимного диска 5 снабже на рядом реечных зубьев 27 (фиг.2), которые взаимодействуют с механизмом регулировки. Регулировочный механизм содержит установочный кронштейн 28, который крепится к детали 6 главного нажимного диска 5 и содержит два выступа 29, между которыми расположён поперечный вал 30 с жестко связанной; с ним червячной шестерней 31, находящейся в зацеплении с реечными зуб ями 27 детали 8. Кроме того, на вал 30 установлены храповое колесо 32, которое вращается вместе с валом,и главный рычаг 33 регулятора, содерж щий два выступа 34, с помощью котоptjx он может поворачиваться на вгшу Вспомогательный рычаг 35 регулятора соединен шарнирно с рычагом 33 посредством оси 36 и нагружен волосковой пружиной 37, которая подает его к упору 38 на рычаге 33. Ры чаг 33 имеет также собачку 39, кото рая посажена на пальце 40 и удержив ется в зацеплении с храповым колесо 32 под действием свободногоконца волосковой пружины 37. Внутренний K нёц рычага 35 входит в канавку 41 во втулке 15 механизма выключения фрикционного сце шения, в результате чего рычаг 35 может перемещаться при выключении муфты. Фрикционное сцепление работает во взаимодействии с тормозном выходного вала 2. Тормозок содержит два тормозных диска 42 и 43, которые насажены . на шлицах выходного вала и имеют фрикционные накладки 44 и 45. Диск 46 крепится к картеру коробки 47 передач и имеет возможность незначительно перемещаться в осевом направлении под действием пружины 48. Еще один диск 49 имеется на кольце подшипника 17 механизма выключения фрикционного сцепления. Тормозок выходного вала работает, когда сцепление полностью выключено, в результате чего тормозные диски 42 и 43 вместе с фрикционными,накладками 44 и 45 зажимаются между двумя находящимися неподвижно дисками 49 и 46, соответственно. Пружина 48 регулирует работу тормозка в небольшом диапазоне перемещения механизма выключения сцепления. После такого перемещение Тормозок работает в качестве ограничителя перемещения механизма выключения. Устройство работает следующим образом. По мере износа фрикционных накладок 22 толщина ведомых дисков 18 и 19 уменьшается. Это влечет за собой увеличение перемещения механизма выключения сцепления, фиксируемого с начала процесса выключения и до того момента, когда будет произведена его остановка с помощью тормозка выходного валаi В начаде процесса-выключения рычаг 35 поворачивается в направлении тормозка сцепления на оси 36 вращения, так как упругая сила пружины 37 недостаточна для того, чтобы повернуть рычаг 33 с рычагом 35 как одно целое, так как рычаг 33 соединен через собачку 39, храповое колесо 32 и .вал 30 с червячным колесом 31, а вращению червячного колеса 31 препятствует трение, возникающее в винтовой резьбе 10 между двумя детсшями 6 и 8 нажимного диска 5, как следствие нагрузки со стороны диафрагменной пружины. Однако по мере увеличения перемещения механизма выключения сцеплен.ия нагрузка со стороны диафрагменной пружины на нажимной диск уменьшается, уменьшается также и сила трения в резьбе 10, а следовательно, и сила сопротивления перемещению рычага 33. Рычаг 33 под действием пружины 37 поворачивается на валу 30, приводит во вращение через соответствующие, связанные с ним детали червячное колесо 31, которое поворачивает деталь 8 нажимного диска по отношению к детали 6 в направлении увеличения расстояния между фрикционной поверхностью 7 детали б и поверхностью 9 н детали 8, посредством которой послед няя взаимодействует с пружиной 12. Когда фрикционное сцепление включается вновь, рычаг 33 поворачивается в обратном направлении, в результате чего собачка 39 поворачивается относительно храпового колеса 32 и, если .износ фрикционных накладок был достаточно велик,перескакивает на один .храповой зуб. Таким образом происходит компен|Сация износа ведомых дисков. Такая конструкция обеспечивает постоянный диапазон работы диафрагменной пружины и исключает необходимость ис- . пользования отдельного регулятора дл то мозка выходного вала сцепления. Если трение в механизме недостаточ но, чтобы предупредить обратное вращение вала 30, то в этом случае можно использовать вторую собачку храпо вого колеса 32.. Представленный на фиг. 3 вариант выполнения регулятора отличается тем что рычаги 33 и 35 заменены одним рычагом 50 отдельно выполненная пл§ тинчатая пружина 51 удерживает собачку 39 в зацеплении с храповым колесом 32, рычаг 50 смещается в направлении механизма выключения сцепления под действием спиральной пружины 52, которая установлена между рычагом 50 и установочным кронштейном 53,к которому в свою очередь крепится еще одна пластинчатая пружина 54, вхо- :дящая в зацепление с храповым колесом 32, образуя вторую собачку. Вместо вхождения в канавку 44 рычаг 50 упирается в торцевую поверхность втулки 55 -механизма выключения сцепления. Основное различие в работе заключается в том, что рычаг 50 подается вслед за втулкой механизма выключения сцепления с помощью пружины. Формула изобретения Фрикционное сцепление, содержащее маховик, крышку, ведомый диск, нажим ной диск, пружинное устройство, механизм выключения и регулировочное устройство, выполненное из двух соединенных резьбой элементов, один из которых установлен с возможностью перемещения по резьбе в осевом направлении посредством червячного привода для поддержания постоянного усилия прижатия, создаваемого пружинным устройством, и обеспечения компенсации износа ведомого диска, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, регулировочное устройство установлено на нажимном диске и имеет храповой механизм, связанный с упомянутым механизмом выключения посредством упругого средст;ва и рычагов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США 3752286, кл. М192-11А, 1972 (прототип).

Похожие патенты SU931117A3

название год авторы номер документа
Узел выключения фрикционной муфты сцепления автомобиля 1980
  • Кристофер Пол Ди
SU1103804A3
Автоматическое регулировочное устройство 1989
  • Ричард Дэвид Кук
  • Чарльз Хиггинботтом
SU1838685A3
Узел фрикционной муфты 1977
  • Деннис Джордж Роулингс
SU649333A3
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ 1997
  • Лишенко Ю.Н.
  • Карамышев Н.Н.
RU2133677C1
Устройство для сборки крышки с опорными кольцами и диафрагменной пружиной фрикционной муфты сцепления 1976
  • Питер Фредерик Кроуфорд
  • Кеннет Филип Фэйрбразер
  • Уильям Эрнест Хаббард
  • Роберт Хайд
SU662027A3
Крышка фрикционной муфты сцепления автомобиля 1978
  • Рональд Деннис Карпентр
SU867287A3
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2015
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2603702C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2628016C1
Фрикционное сцепление для транспортного средства 1983
  • Ян Коммандер Мейкок
  • Дерек Ходсон
SU1577707A3
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2628349C1

Иллюстрации к изобретению SU 931 117 A3

Реферат патента 1982 года Фрикционное сцепление

Формула изобретения SU 931 117 A3

SU 931 117 A3

Авторы

Раймонд Хиггерсон

Джеффри Джон Хамприс

Айан Коммандер Мэйкок

Даты

1982-05-23Публикация

1977-03-24Подача