(54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к сигнализации транспортных средств и может быть использовано, Б частности, для автомобиля с прицепом и без прицепа.
Известен указатель направления движения транспортного средства, содержа- 5 щий мультивибратор, выполненный на двух транзисторах, подключенный к нагрузке и одному из полюсов источника тока, другой полюс которого соединен через контактный переключатель с инвертором, вы- Q полненным на транзисторе 1.
Недостатком устройства является сильная зависимость частоты мигания сигнальных ламп от температуры окружающей среды. Эта зависимость, в основном, обус- ,5 ловлена шунтирующим влиянием пороговых элементов на времязадающне цепи, причем шунтирующий транзистор значительную часть периода находится в активном режиме.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является указатель изменения направления движения транспортного срредства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения и контактов исполнительного реле, причем точка соединения Переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор и конденсатор с времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером - с выходом делителя напряжения, а базой - с плюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговым элементом, соединенную с переключателем направления 2.
Недостатком устройства является низкая стабильность частоты в зависимости от температуры, так как сильная отрицательная обратная связь приводит к затягиванию процес сов включения и выключения транзистора порогового элемента. Шунтирующее влияние входного сопротивления порогового элемента, зависимого от температуры, отрицательно -сказывается на стабильности частоты. Кроме того, из-за несимметричности процессов заряда и разряда конденсатора наблюдается существенная нестабильность частоты при изменении величины питающего напряжения. Цель изобретения - повыщение стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений. Указанная цель достигается тем, что база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе. Цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания. На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - напряжение на входе порогового элемента устройства; совмещенное с напряжением порога. Указатель изменения направления движения транспортного средства включает в себя сигнальные лампы 1; узел 2 контроля исправности этих ламп, содержащий измерительный резистор 3, включенный параллельно контактам 4 исполнительного реле 5, и контрольную лампу 6; диод 7; пороговый элемент 8, соединенный выходом с исполнительным реле 5 через транзистор 9, а входом - с источником питания через времязадающие резисторы 10 и 11 и через конденсатор 12 - с переключателем 13 направления. Эмиттер транзистора порогового элемента 8 соединен с выходом делителя 14-15. Причем вход порогового элемента 8 соединен с конденсатором 12 и времязадающим резистором 1 f через диод 7, катодом соединенного с упомянутым конденсатором 12 и резистором 11, подключенным к источнику питания через транзисторный ключ 16, вход которого подключен к переключателю направления Движения. В исходном состоянии, когда контакты переключателя 13 направления разомкнуты, транзисторный ключ 16 открыт и потенциал базы транзистора порогового элемен та 8, определяемый делителем из времязадающих резисторов 10-11, примерно равный потенциалу эмиттера, определяемому делителем 14-15, и удерживает транзистор порогового элемента 8 в закрытом состоянии. Транзистор усилительного каскада также закрыт, обмотка исполнительного реле 5 обесточена и его контакты 4 разомкнуты. Конденсатор 12 заряжен до -напряжения, определяемого делителем 10-11 с одной стороны и делителем, образованным резистором и входным сопротивлением транзисторного ключа 15, с другой, т.е. примерно равного половине напряжения источника питания. При замыкании контактов переключателя направления на один из бортов транзисторный ключ 16 закрывается, конденсатор 12 через лампы 1 подключается к общему проводу источника питания на противоположной его обкладке, так как на входе порогового элемента 8 в первый момент времени устанавливается отрицательный потенциал, равный напряжению заряда конденсатора по произведенной коммутации. При этом транзистор порогового элемента 8 закрыт, транзистор 9 также закрыт, реле 5 обесточено и коммутирующие контакты 4 разомкнуты (фиг. 2). Далее конденсатор 12 начинает перезаряжаться по цепи: времязадающий резистор 10 - диод 7 - сигнальные лампы 1, причем напряжение на нем стремится к напряжению источника питания (фиг. 2) После того, как напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14-15, транзистор порогового элемента 8 откроется, откроет транзистор 9 усилительного каскада и обмотка электромагнитного реле 5 подключится последним к источнику питания. Коммутирующие контакты 4 замкнутся, открывая транзисторный ключ 16, подключая конденсатор 12 к источнику питания. Напряжение на входе порогового элемента 8 станет выще напряжения источника питания на величину напряжения на конденсаторе 12 в момент включения коммутирующих контактов 4. Под действием этого напряжения диод 7 закрывается, транзистор 8 остается включенным под действием тока базы, протекающим через резистор 10, а конденсатор 12 начинает разряжаться по цепи: контакты 4 - времязадающий резистор 11 - транзисторный ключ 16, прричем напряжение на конденсаторе стремится к напряжению источника питания. Таким образом, диод 7, закрываясь, отключает входное сопротивление порогового элемента 8 от времязадающих цепей. Как только напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14-15, диод 7 открывается, а транзистор 8 закрывается, закрывая транзистор 9 усилительного каскада. Обмотка реле 5 обесточивается и контакты 4 размыкаются, закрывая транзисторный ключ 16 и подключая конденсатор 12 через сигнальные лампы 1 к общему проводу источника питания. Далее цикл работы устройства повторяется. Из приведенного выще анализа работы предлагаемого устройства следует, что все недостатки известного полностью устраняются - диод 7, закрываясь, устраняет шунтирующее влияние порогового элемента 8 на времязадающие цепи, что в свою очередь, дает возможность выбирать резисторы 14-15 сколь угодно малыми, устраняя тем самым отрицательную обратную связь порогового элемента. Тем самым достигается повышение температурной стабильности частоты. Кроме того, диод. 7 и ключевой транзистор 16, попеременно переключаясь, создают симметричные цепи разряда и заряда конденсатора 12, что, в свою очередь, повышает стабильность частоты работы устройства при изменении величины питающего напряжения. Стабильность работы устройства в широком диапазоне температур и напряжений особенно важна при работе последних на транспортных средствах. Формула изобретения 1. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения и контактов исполнительного реле, причем Точка соединения переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор и конденсатор с -времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером - с выходом делителя напряжения, а базой - с полюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговьш элементом, соединенную с переключателем направления, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений, база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе. 2. Указатель по 1, отличающийся тем, что цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 483724, кл. Н 01 Н 83/20, 28.11.72. 2 Авторское свидетельство СССР № 436761, кл. В 60 Q 1/38, 03.08.73 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства | 1977 |
|
SU765058A1 |
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU716891A1 |
Реле времени | 1977 |
|
SU746764A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
Многофазное реле минимального и максимального напряжения | 1980 |
|
SU904069A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ ПО ТОКУ | 1999 |
|
RU2179775C2 |
Устройство дистанционного управленияшАХТНыМи ВЕНТиляТОРАМи МЕСТНОгОпРОВЕТРиВАНия | 1978 |
|
SU798319A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП | 1991 |
|
RU2047907C1 |
Прерыватель указателя поворота транспортного средства | 1973 |
|
SU436761A1 |
Релейный коммутатор | 1980 |
|
SU921111A1 |
Авторы
Даты
1982-05-30—Публикация
1977-10-26—Подача