Указатель изменения направления движения транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60Q1/38 

Описание патента на изобретение SU931529A1

(54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к сигнализации транспортных средств и может быть использовано, Б частности, для автомобиля с прицепом и без прицепа.

Известен указатель направления движения транспортного средства, содержа- 5 щий мультивибратор, выполненный на двух транзисторах, подключенный к нагрузке и одному из полюсов источника тока, другой полюс которого соединен через контактный переключатель с инвертором, вы- Q полненным на транзисторе 1.

Недостатком устройства является сильная зависимость частоты мигания сигнальных ламп от температуры окружающей среды. Эта зависимость, в основном, обус- ,5 ловлена шунтирующим влиянием пороговых элементов на времязадающне цепи, причем шунтирующий транзистор значительную часть периода находится в активном режиме.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является указатель изменения направления движения транспортного срредства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения и контактов исполнительного реле, причем точка соединения Переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор и конденсатор с времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером - с выходом делителя напряжения, а базой - с плюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговым элементом, соединенную с переключателем направления 2.

Недостатком устройства является низкая стабильность частоты в зависимости от температуры, так как сильная отрицательная обратная связь приводит к затягиванию процес сов включения и выключения транзистора порогового элемента. Шунтирующее влияние входного сопротивления порогового элемента, зависимого от температуры, отрицательно -сказывается на стабильности частоты. Кроме того, из-за несимметричности процессов заряда и разряда конденсатора наблюдается существенная нестабильность частоты при изменении величины питающего напряжения. Цель изобретения - повыщение стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений. Указанная цель достигается тем, что база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе. Цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания. На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - напряжение на входе порогового элемента устройства; совмещенное с напряжением порога. Указатель изменения направления движения транспортного средства включает в себя сигнальные лампы 1; узел 2 контроля исправности этих ламп, содержащий измерительный резистор 3, включенный параллельно контактам 4 исполнительного реле 5, и контрольную лампу 6; диод 7; пороговый элемент 8, соединенный выходом с исполнительным реле 5 через транзистор 9, а входом - с источником питания через времязадающие резисторы 10 и 11 и через конденсатор 12 - с переключателем 13 направления. Эмиттер транзистора порогового элемента 8 соединен с выходом делителя 14-15. Причем вход порогового элемента 8 соединен с конденсатором 12 и времязадающим резистором 1 f через диод 7, катодом соединенного с упомянутым конденсатором 12 и резистором 11, подключенным к источнику питания через транзисторный ключ 16, вход которого подключен к переключателю направления Движения. В исходном состоянии, когда контакты переключателя 13 направления разомкнуты, транзисторный ключ 16 открыт и потенциал базы транзистора порогового элемен та 8, определяемый делителем из времязадающих резисторов 10-11, примерно равный потенциалу эмиттера, определяемому делителем 14-15, и удерживает транзистор порогового элемента 8 в закрытом состоянии. Транзистор усилительного каскада также закрыт, обмотка исполнительного реле 5 обесточена и его контакты 4 разомкнуты. Конденсатор 12 заряжен до -напряжения, определяемого делителем 10-11 с одной стороны и делителем, образованным резистором и входным сопротивлением транзисторного ключа 15, с другой, т.е. примерно равного половине напряжения источника питания. При замыкании контактов переключателя направления на один из бортов транзисторный ключ 16 закрывается, конденсатор 12 через лампы 1 подключается к общему проводу источника питания на противоположной его обкладке, так как на входе порогового элемента 8 в первый момент времени устанавливается отрицательный потенциал, равный напряжению заряда конденсатора по произведенной коммутации. При этом транзистор порогового элемента 8 закрыт, транзистор 9 также закрыт, реле 5 обесточено и коммутирующие контакты 4 разомкнуты (фиг. 2). Далее конденсатор 12 начинает перезаряжаться по цепи: времязадающий резистор 10 - диод 7 - сигнальные лампы 1, причем напряжение на нем стремится к напряжению источника питания (фиг. 2) После того, как напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14-15, транзистор порогового элемента 8 откроется, откроет транзистор 9 усилительного каскада и обмотка электромагнитного реле 5 подключится последним к источнику питания. Коммутирующие контакты 4 замкнутся, открывая транзисторный ключ 16, подключая конденсатор 12 к источнику питания. Напряжение на входе порогового элемента 8 станет выще напряжения источника питания на величину напряжения на конденсаторе 12 в момент включения коммутирующих контактов 4. Под действием этого напряжения диод 7 закрывается, транзистор 8 остается включенным под действием тока базы, протекающим через резистор 10, а конденсатор 12 начинает разряжаться по цепи: контакты 4 - времязадающий резистор 11 - транзисторный ключ 16, прричем напряжение на конденсаторе стремится к напряжению источника питания. Таким образом, диод 7, закрываясь, отключает входное сопротивление порогового элемента 8 от времязадающих цепей. Как только напряжение на входе порогового элемента 8 достигнет напряжения порога, определяемого делителем 14-15, диод 7 открывается, а транзистор 8 закрывается, закрывая транзистор 9 усилительного каскада. Обмотка реле 5 обесточивается и контакты 4 размыкаются, закрывая транзисторный ключ 16 и подключая конденсатор 12 через сигнальные лампы 1 к общему проводу источника питания. Далее цикл работы устройства повторяется. Из приведенного выще анализа работы предлагаемого устройства следует, что все недостатки известного полностью устраняются - диод 7, закрываясь, устраняет шунтирующее влияние порогового элемента 8 на времязадающие цепи, что в свою очередь, дает возможность выбирать резисторы 14-15 сколь угодно малыми, устраняя тем самым отрицательную обратную связь порогового элемента. Тем самым достигается повышение температурной стабильности частоты. Кроме того, диод. 7 и ключевой транзистор 16, попеременно переключаясь, создают симметричные цепи разряда и заряда конденсатора 12, что, в свою очередь, повышает стабильность частоты работы устройства при изменении величины питающего напряжения. Стабильность работы устройства в широком диапазоне температур и напряжений особенно важна при работе последних на транспортных средствах. Формула изобретения 1. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий диод, контрольную лампу и схему контроля исправности сигнальных ламп, соединенных с источником питания посредством переключателя направления движения и контактов исполнительного реле, причем Точка соединения переключателя и контактов соединена с источником питания через резистор и конденсатор с -времязадающим резистором, пороговый элемент, транзистор которого коллектором соединен с исполнительным реле через усилительный каскад, эмиттером - с выходом делителя напряжения, а базой - с полюсом источника питания через второй времязадающий резистор, и цепь управления пороговьш элементом, соединенную с переключателем направления, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности частоты в широком диапазоне температур и напряжений, база транзистора порогового элемента соединена с конденсатором и первым времязадающим резистором через диод, анодом к базе. 2. Указатель по 1, отличающийся тем, что цепь управления пороговым элементом выполнена в виде транзисторного ключа, подключающего первый времязадающий резистор к минусу источника питания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 483724, кл. Н 01 Н 83/20, 28.11.72. 2 Авторское свидетельство СССР № 436761, кл. В 60 Q 1/38, 03.08.73 (прототип) .

Похожие патенты SU931529A1

название год авторы номер документа
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства 1977
  • Стуканов Виктор Андреевич
  • Осокин Артур Георгиевич
SU765058A1
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства 1977
  • Беляев Александр Семенович
  • Купеев Юрий Александрович
  • Шильников-Дмитриев Евгений Дмитриевич
  • Якушев Владимир Алексеевич
SU716891A1
Реле времени 1977
  • Никифоров Виктор Константинович
  • Сычев Александр Федорович
SU746764A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Алексеев Альберт Герасимович
  • Алексеев Виталий Альбертович
RU2343622C1
Многофазное реле минимального и максимального напряжения 1980
  • Перфильев Николай Степанович
  • Федоров Виталий Алексеевич
SU904069A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ ПО ТОКУ 1999
  • Дозоров С.Н.
  • Солдатченков В.Н.
  • Новиков А.А.
RU2179775C2
Устройство дистанционного управленияшАХТНыМи ВЕНТиляТОРАМи МЕСТНОгОпРОВЕТРиВАНия 1978
  • Компаниец Леонид Иванович
  • Алимов Валентин Григорьевич
  • Лисицын Анатолий Николаевич
  • Гнучев Юрий Михайлович
  • Химич Василий Васильевич
  • Дворников Анатолий Петрович
  • Киселева Людмила Ивановна
SU798319A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП 1991
  • Пригаров Владимир Витальевич
RU2047907C1
Прерыватель указателя поворота транспортного средства 1973
  • Беляев Александр Семенович
  • Розин Олег Александрович
  • Кондратьев Евгений Павлович
SU436761A1
Релейный коммутатор 1980
  • Акимов Виталий Петрович
SU921111A1

Иллюстрации к изобретению SU 931 529 A1

Реферат патента 1982 года Указатель изменения направления движения транспортного средства

Формула изобретения SU 931 529 A1

SU 931 529 A1

Авторы

Кольченко Владимир Сергеевич

Миронов Юрий Васильевич

Даты

1982-05-30Публикация

1977-10-26Подача