1
Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим получение прерывистого сигнала для указателя поворотов автомобиля.
Известен прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный мультивибратор с времязадающими RC-цепочками, регулирующее ток электромагнитное реле с двумя обмотками и включающее реле, контакты которого включены в цепь питания сигнальных ламп 1.10
Недостатком такого устройства является сложность и низкая надежность работы.
Известен также прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный ключ, времязадающую RC-цепочку и электромагнитное реле, одна из обмоток которого включена последовательно через переключатель направления движения с сигнальными лампами указателя поворотов 2. Это техническое рещение является наиболее близким к изоб- 20 ретению.
Основным его недостатком является то, что его надежность и долговечность, опре- деляемые в основном износостойкостью контактной группы электромагнитного реле, неудовлетворительны, так как один из контактов служит для многократного включения к выключения рабочего тока сигнальных ламп. Схема прерывателя усложнена введением специального источника стабилизированного напряжения для питания RC-цепочки. Кроме того, включение прерывателя в схему указателя поворотов осуществляется посредством трех клемм, что усложняет монтаж реле, особенно на автомобилях, оборудованных стандратными указателями, в которых, как правило, используются тепловые реле с двумя клеммами. Недостатком этого прерывателя является также то, что при его установке в схему с заземленным положительным полюсом источника питания необходимо заменять тип транзистора.
Цель изобретения - повыщение надежности и срока службы прерывателя.
Указанная цель достигается тем, что RC-цепочка включена параллельно переходу коллектор-эмиттер транзистора, включенного последовательно с первой обмоткой электромагнитного реле, причем вторая обмотка этого реле соединена параллельно с
конденсатором времязадающей цепочки, а его замыкающий контакт включен между переключателем направления движения и баЗОЙ транзистора ключа.
На чертеже приведена приниципиальная электрическая схема предлагаемого прерывателя.
Прерыватель содержит транзистор , времязадающую RC-цепочку, состоящую из резистора 2 и конденсатора 3, и электромагнитное реле с обмотками 4 и 5 и контактом 6. КС-цепочка подключена между эмиттерным и коллекторным выводами транзистора и параллельно ее конденсатору включена основная обмотка 4 электромагнитного реле. Для обеспечения стабильного режима работы между эмиттером и базой транзистоpa может быть включен резистор (показан пунктиром), однако это не является обязательным в связи с кратковременным характером работы указателя поворотов. Клеммы 7 и 8 служат для включения прерывателя в схему указателя поворотов, который содержит предохранитель 9, установленный между незаземленным ПОЛЮСОР. бортового источника питания (на чертеже не показан ) и первой клеммой 7, и включенную между второй клеммой 8 и корпусом цепь управления и сигнализации, состоящую из переключателя 0 направления движения, сигнальных ламп 11 и контрольной лампы 12.
При установке переключателя 10 в одно из крайних положений конденсатор 3 заряжается через резистор 2, подмагничивающую обмотку 5 и одну из групп сигнальных ламп , причем зарядный ток, ограниченный в основном сопротивлением резистора 2, недостаточен для накаливания нитей сигнальных ламп и не влияет на магнитное поле электромагнитного реле. Когда напряжение на конденсаторе 3 достигает порогового уровня, электромагнитное реле срабатывает и контактом 6 подключает базу транзистора i к заземленному полюсу источника питания, который, открываясь, перходит в режим насыщения а поскольку сопротивление подмагничивающей обмотки 5 иремобрсжимо мало (0,0 : 0,15 Ом), все нанапряжение питания, кроме незначительного (менее 0,5 В) падения напряжения между эмиттером и коллектором, оказывается приложенным к сигнальным лампам 11 и они загораются полным накалом. Напряженность магнитного поля электромагнитного реле при открытом транзисторе 1 определиется суммарным действием основной и дополнительной обмоток 4 и 5.
После открывания транзистора 1 начинается разряд конденсатора 3 через транзистор 1 и резистор 2, что приводит к уменьшеиин) напряжения на основной обмотке 4 и уменьшению ее намагничивающей силы. В тот момент, когда суммарная намагничиваюп1аи сила обмоток 4 и 5 уменьшается до
величины, соответствующей отпусканию электромагнитного реле, его контакт 6 размыкается, транзистор 1 запирается, ток через сигнальные лампы 11 прекращается и они гаснут. Затем процесс будет повторяться, пока переключатель 10 не будет установлен в среднее положение.
Таким образом, транзистор 1 является электронным ключом, коммутирующим рабочий ток сигнальных ламп 11. Наряду с RC-цепочкой подмагничивающая обмотка 5 служипг для регулирования порога отпускания электромагнитного реле с целью обеспечения требуемой частоты и.скважности импульсов коллекторного тока. Благодаря изменению тока в этой обмотке неисправность одной из сигнальных ламп 11 вызывает изменение порога отпускания электромагнит ного реле, а следовательно, и частоты срабатывания прерывателя и частоты мигания контрольной лампы 12.
Предпочтительным вариантом реализации электромагнитного реле является геркон, на который намотаны высокоомная основная обмотка (обмотка напряжения) и низкоомная подмагничивающая обмотка (токовая обмотка).
Благодаря тому, что переключение рабочего тока сигнальных ламп осуществляется посредством ключа, присоединенного последовательно с ними к источнику питания, а контакт электромагнитного реле включен в слаботочную цепь управлеиия, обеспечивается повышение надежности и долговечности прерывателя. Включение RC-цепочки, к выходу которой присоединена основная обмотка электромагнитного реле, параллельно транзисторному ключу упрощает схему вследствие исключения источника стабилизированного напряжения.
Прерыватель универсален, так как он, в отличие от известного, может быть установлен на автотранспортные средства с любой полярностью заземленного полюса источника питания бортовой сети. Например, для установки в схему с заземленным положительным по,1юсом достаточно поменять местами концы подводящих проводов на клеммах прерывателя. Двухпроводная схема включения позволяет устанавливать его на существующие транспортные средства без изменения схемы электрооборудования.
Формула изобретения
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства, содержащий транзисторный ключ, времязадающую RC-цепочку и электромагнитное реле, одна из обмоток которого включена последовательно через переключатель направления движения с сигнальными лампами указателя поворотов, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности и срока службы, RC-цетючка включена параллельно переходу коллектор-эмиттер транзистора, включенного последовательно с первой обмоткой электромагнитного реле, причем вторая обмотка этого реле соединена параллельно с конденсатором времязадающей цепочки, а его замыкающий контакт включен между переключателем направления движения и базой транзистора ключа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Акцептованная заявка Великобригании № 1302835, кл. G 4 Q (В 60 Q 1/38 10.01.73.
2.Патент ФРГ № 1224170, кл. 63 С 69, 01.09.66 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU716891A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU931529A1 |
Формирователь спаренных импульсов | 1978 |
|
SU780171A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2030109C1 |
Коммутационное устройство | 1979 |
|
SU873299A1 |
Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU867725A1 |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКИ ЗАМКОВ ДВЕРЕЙ | 1992 |
|
RU2067657C1 |
Прерыватель указателя поворота | 1976 |
|
SU592641A1 |
Прерыватель указателя поворота транспортного средства | 1973 |
|
SU436761A1 |
Устройство для получения периодических световых сигналов | 1977 |
|
SU662393A1 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1977-10-10—Подача