Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60Q1/38 

Описание патента на изобретение SU716891A1

t

Изобретение относится к области автотракторного электрооборудования и предназначено для получения мигающих световых сигналов в указателях поворота транспортного средства.

Известны электронные прерыватели, содержащие задатчик циклов, коммутирующий элемент которого периодически прерывает ток сигнальных ламп с помощью контактов исполнительного реле или бес- контактным способом, а зашиту от перегрузок обеспечивает блокирующий транзистор, включенный переходом коллекторэмиттер в цепь питания задатчика циклов ij. Недостатком таких прерывателей является затрудненное обнаружение факта короткого замыкания.

Известен также электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства, содержащий транзисторный за- датчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп

датчик перегрузки, включенный между источником питания и ЕЖОДОМ порогового транзистора 2 J.

Недостаток известного прерывателя состоит в том, что в реальных условиях затруднено обнаружение факта короткого замыкания в электропроводке или указателях поворота, особенно при блуждающем контакте с массой транспортного средства, поскольку при исчезновении короткого замыкания автоматически воо станавливается его работа.

Другим недостатком таких прерьтателей является то, что защита от перегрузок обеспечивается при токах, близких к току полного короткого замыкания. Однако при эксплуатации транспортного средства с прицепом из-за большой длины электроцепей встречаются случаи частичного короткого замыкания, при котором известные прерыватели не эффективны.

Целью изобретения является сигнализация и защита от токов перегрузки электронного прерывателя указателей по ворота транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что к транзистору задатчика циклов подключен тиристор, управляющий электрод которого соединен с коллектором порого вого транзистора. Кроме того, с целью защиты от пусковых токов сигнальньо1 ламп, между базой порогового транзисто ра и датчиком перегрузки может быть включена С-цепочка. Такая схема позволяет обеспечить на дежную сигнализацию о наличии короткого замыкания во внешней цепи и одновре менно с этим защитить электронный пре ; рыватель от токов перегрузки даже в ; случае частичного короткого зам1.1ка На чертеже приведена-приндипиальная электрическая схема предлагаемого пре рьшателя. Она содержит транзистор 1 П проводимости, p-ft-p проводимости транзисторы 2,3 и 4, электромагнитное реле 5 с замыкающим контактом 6, диод 7, тиристор 8, кокщенсаторы 9 и ,10, резисторы 11 - 18, датчик 19 пе регрузки, токовые реле 20 к 2.1 контро ля, пере1шючатель 22 направления сигнапьные лампы -23 - 26, 27 и 28 накаливания указателей поворота и контрольные лампы 29, 30 транспортного средства и его прицепа соответственно. Переход база-эмиттер транзистора 1 за- датчика циклов включен в диагональ мос та, образованного резисторами 11, 3.2, 13, 14, 15, а его коллектор соединен с базой составного транзистора 3,4. В коллекторную цепь составного транзистора 3,4 включена обмотка электромагнитного реле 5, замыкающий контакт 6 которого соединен последовательно с пере1шючателем 22 направления, обмот ками токовых реле 2О, 21 контроля и сигналь 1ыми лампами 23, 24, 27 (25, 26, 28). База транзистора 1 через цепь конденсатор 9 - резистор 13, а эмиттер - через цепь диод 7 - резистор 16 Связаны с выходом прерывателя. Катод тиристора 8 через резистор 17 соединен с эмиттером транзистора 1. Анод тиристора 8 связан с эмиттером транзистора 2 и положительным выводом источника питания. Управляющий электрод тиристора 8 соединен с К1эллектором транзистора 2. Датчик 19 перегрузки, включенный между источ.НИКОМ питания и входом порогового транзистора 2, соединен последователь- но с контактом 6 реле 5. Между бвгзой транзистора 2 и датчиком 19 пер€ грузки включена 5 С-цепочка конденсатор 10 - резистор 18 Датчиком перегрузки может служить измерительный ре- зистор, сопротивление перехода коллекторэмиттер транзистора мощности при бесконтактном коммутировании тока и т.д. Работа прерывателя происходит следующим образом. В исходном состоянии все транзисторы закрыты. При включении сигнальных ламп 23, 24, 27 (или 24, 25, 28) указателей поворота с помощью переключателя 22 направления параллельно резистору 14 подключается резистор 16, эмиттера транзистора 1 понижается, и транзистор 1, а.следовательно, и составной транзистор 3, 4 открываются. Реле 5 срабатывает и посредством своего замыкающего контакта 6. подает на сигнальные лампы напряжение источника питания. Конденсатор 9 оказывается подключенным одной из обкладок к положительному выводу источника питания и заряжается, вследствие чего транзисторы 1,3 и 4 удерживаются в проводящем состоянии. При этом эмиттер транзистора 1 подключен к делителю напряжения, образованному только резисторами 14, 15, поскольку резистор 16 не шунтирует резистор 14, благодаря выбранному направлению включения диода 7, а резистор 15 не щунтируется резистором 17, так как падение напряжения на датчике 19 перегрузки при нормальном токе сигнальных ламп мало и не может открыть пороговый транзистор 2, а следовательно, и тиристор 8. По окончании заряда конденсатора 9 транзисторы 1, 3 и 4 переходят в закрытое состояние. Обмотка реле 5 обесточивается, контакт 6 размыкается, и происходит разряд конденсатора 9, Далее цикл работы прерьшателя повторяется, В случае короткого замыкания в цепях сигнальных ламп сигнал, поступающий с датчика 19 перегрузки, открывает пороговый транзистор 2. Вслед за ним включается тиристор 8, и потенциал эмиттара транзистора 1 относительно его базы скачком повыщается, вызывая закрьшание транзисторов 1, 3 и 4 задатчика циклов. Поэтому прекращается циклическая работа исполнительного реле 5, а сигнальные лампы 23, 24, 27 (24, 25, 28) гаснут. Одновременно с этим перестают мигать обе конт- iрольные лампы 29 и ЗО, сигнализируя о появлении короткого замыкания в цепях .сигнальных ламп. В таком состоянии прерыватель может находиться сколь , угодно долго. Для возобновления работы прерьшателя необходимо принудительно выключить и вновь подать напряжение питания. При повторном включении, если короткое замыкание не устранено, прерьшатель снова автоматически выключается, реагируя на ток перегрузки в первом же цикле включения контактов 6 реле 5. Контроль ные лампы 29 и 30 однократно мигнут в этом случае и погаснут. Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности и увеличении срока службы электронного прерьтателя, благодаря использованию тирис тора, подключенного к зедатчику циклов и выполняющегр функции сигнализации и защиты от токов перегрузки. Формула изобретения 1. Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства. содержащий транзисторный задатчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп, датчик перегрузки, включенный между источником питания и входом порогового транзистора, отличающийся тем, что, с целью сигнализации и зашиты от токов перегрузки, к транзистору задатчика циклов подключен тиристор, управляющий .электрод которого соединен с коллектором порогового транзистора. 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью защиты, от пусковых токов сигнальных ламп, между базой порогового транзистора и датчиком перегрузки включена RC-цепочка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Петент США№ 3263119, кл. 315-77, 1966. 2.Патент Франции 2168621, кл. Н ОЗ К З/ОО, 1073 (прототип).

Похожие патенты SU716891A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства 1977
  • Колпакчи Михаил Феликсович
  • Варлыгин Анатолий Михайлович
  • Прашек Вячеслав Иосифович
SU867725A1
Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства 1978
  • Варлыгин Анатолий Михайлович
  • Колпакчи Михаил Феликсович
  • Брайт Геннадий Яковлевич
  • Рабинович Борис Григорьевич
SU867726A1
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА 1993
  • Рыжов Владимир Михайлович
RU2092340C1
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1977
  • Миронов Юрий Васильевич
  • Кольченко Владимир Сергеевич
SU943034A1
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства 1977
  • Стуканов Виктор Андреевич
  • Осокин Артур Георгиевич
SU765058A1
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1977
  • Кольченко Владимир Сергеевич
  • Миронов Юрий Васильевич
SU931529A1
Устройство для защиты статического преобразователя напряжения 1981
  • Абрамычев Александр Степанович
  • Крюков Виктор Аркадьевич
  • Петров Александр Васильевич
  • Шестаковский Евгений Георгиевич
  • Канавин Владислав Владимирович
SU1029313A1
РЕЛЕ ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Волков Степан Степанович
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Пузевич Евгений Николаевич
  • Сидоров Алексей Игоревич
  • Аминов Камиль Салаватович
  • Слободян Андрей Анатольевич
RU2728882C1
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Заводин Виталий Алексеевич
  • Зырянов Виктор Григорьевич
RU2030109C1
Устройство для получения периодических световых сигналов 1977
  • Якушев Владимир Алексеевич
  • Беляев Александр Семенович
SU662393A1

Иллюстрации к изобретению SU 716 891 A1

Реферат патента 1980 года Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства

Формула изобретения SU 716 891 A1

SU 716 891 A1

Авторы

Беляев Александр Семенович

Купеев Юрий Александрович

Шильников-Дмитриев Евгений Дмитриевич

Якушев Владимир Алексеевич

Даты

1980-02-25Публикация

1977-10-18Подача