t
Изобретение относится к области автотракторного электрооборудования и предназначено для получения мигающих световых сигналов в указателях поворота транспортного средства.
Известны электронные прерыватели, содержащие задатчик циклов, коммутирующий элемент которого периодически прерывает ток сигнальных ламп с помощью контактов исполнительного реле или бес- контактным способом, а зашиту от перегрузок обеспечивает блокирующий транзистор, включенный переходом коллекторэмиттер в цепь питания задатчика циклов ij. Недостатком таких прерывателей является затрудненное обнаружение факта короткого замыкания.
Известен также электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства, содержащий транзисторный за- датчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп
датчик перегрузки, включенный между источником питания и ЕЖОДОМ порогового транзистора 2 J.
Недостаток известного прерывателя состоит в том, что в реальных условиях затруднено обнаружение факта короткого замыкания в электропроводке или указателях поворота, особенно при блуждающем контакте с массой транспортного средства, поскольку при исчезновении короткого замыкания автоматически воо станавливается его работа.
Другим недостатком таких прерьтателей является то, что защита от перегрузок обеспечивается при токах, близких к току полного короткого замыкания. Однако при эксплуатации транспортного средства с прицепом из-за большой длины электроцепей встречаются случаи частичного короткого замыкания, при котором известные прерыватели не эффективны.
Целью изобретения является сигнализация и защита от токов перегрузки электронного прерывателя указателей по ворота транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что к транзистору задатчика циклов подключен тиристор, управляющий электрод которого соединен с коллектором порого вого транзистора. Кроме того, с целью защиты от пусковых токов сигнальньо1 ламп, между базой порогового транзисто ра и датчиком перегрузки может быть включена С-цепочка. Такая схема позволяет обеспечить на дежную сигнализацию о наличии короткого замыкания во внешней цепи и одновре менно с этим защитить электронный пре ; рыватель от токов перегрузки даже в ; случае частичного короткого зам1.1ка На чертеже приведена-приндипиальная электрическая схема предлагаемого пре рьшателя. Она содержит транзистор 1 П проводимости, p-ft-p проводимости транзисторы 2,3 и 4, электромагнитное реле 5 с замыкающим контактом 6, диод 7, тиристор 8, кокщенсаторы 9 и ,10, резисторы 11 - 18, датчик 19 пе регрузки, токовые реле 20 к 2.1 контро ля, пере1шючатель 22 направления сигнапьные лампы -23 - 26, 27 и 28 накаливания указателей поворота и контрольные лампы 29, 30 транспортного средства и его прицепа соответственно. Переход база-эмиттер транзистора 1 за- датчика циклов включен в диагональ мос та, образованного резисторами 11, 3.2, 13, 14, 15, а его коллектор соединен с базой составного транзистора 3,4. В коллекторную цепь составного транзистора 3,4 включена обмотка электромагнитного реле 5, замыкающий контакт 6 которого соединен последовательно с пере1шючателем 22 направления, обмот ками токовых реле 2О, 21 контроля и сигналь 1ыми лампами 23, 24, 27 (25, 26, 28). База транзистора 1 через цепь конденсатор 9 - резистор 13, а эмиттер - через цепь диод 7 - резистор 16 Связаны с выходом прерывателя. Катод тиристора 8 через резистор 17 соединен с эмиттером транзистора 1. Анод тиристора 8 связан с эмиттером транзистора 2 и положительным выводом источника питания. Управляющий электрод тиристора 8 соединен с К1эллектором транзистора 2. Датчик 19 перегрузки, включенный между источ.НИКОМ питания и входом порогового транзистора 2, соединен последователь- но с контактом 6 реле 5. Между бвгзой транзистора 2 и датчиком 19 пер€ грузки включена 5 С-цепочка конденсатор 10 - резистор 18 Датчиком перегрузки может служить измерительный ре- зистор, сопротивление перехода коллекторэмиттер транзистора мощности при бесконтактном коммутировании тока и т.д. Работа прерывателя происходит следующим образом. В исходном состоянии все транзисторы закрыты. При включении сигнальных ламп 23, 24, 27 (или 24, 25, 28) указателей поворота с помощью переключателя 22 направления параллельно резистору 14 подключается резистор 16, эмиттера транзистора 1 понижается, и транзистор 1, а.следовательно, и составной транзистор 3, 4 открываются. Реле 5 срабатывает и посредством своего замыкающего контакта 6. подает на сигнальные лампы напряжение источника питания. Конденсатор 9 оказывается подключенным одной из обкладок к положительному выводу источника питания и заряжается, вследствие чего транзисторы 1,3 и 4 удерживаются в проводящем состоянии. При этом эмиттер транзистора 1 подключен к делителю напряжения, образованному только резисторами 14, 15, поскольку резистор 16 не шунтирует резистор 14, благодаря выбранному направлению включения диода 7, а резистор 15 не щунтируется резистором 17, так как падение напряжения на датчике 19 перегрузки при нормальном токе сигнальных ламп мало и не может открыть пороговый транзистор 2, а следовательно, и тиристор 8. По окончании заряда конденсатора 9 транзисторы 1, 3 и 4 переходят в закрытое состояние. Обмотка реле 5 обесточивается, контакт 6 размыкается, и происходит разряд конденсатора 9, Далее цикл работы прерьшателя повторяется, В случае короткого замыкания в цепях сигнальных ламп сигнал, поступающий с датчика 19 перегрузки, открывает пороговый транзистор 2. Вслед за ним включается тиристор 8, и потенциал эмиттара транзистора 1 относительно его базы скачком повыщается, вызывая закрьшание транзисторов 1, 3 и 4 задатчика циклов. Поэтому прекращается циклическая работа исполнительного реле 5, а сигнальные лампы 23, 24, 27 (24, 25, 28) гаснут. Одновременно с этим перестают мигать обе конт- iрольные лампы 29 и ЗО, сигнализируя о появлении короткого замыкания в цепях .сигнальных ламп. В таком состоянии прерыватель может находиться сколь , угодно долго. Для возобновления работы прерьшателя необходимо принудительно выключить и вновь подать напряжение питания. При повторном включении, если короткое замыкание не устранено, прерьшатель снова автоматически выключается, реагируя на ток перегрузки в первом же цикле включения контактов 6 реле 5. Контроль ные лампы 29 и 30 однократно мигнут в этом случае и погаснут. Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности и увеличении срока службы электронного прерьтателя, благодаря использованию тирис тора, подключенного к зедатчику циклов и выполняющегр функции сигнализации и защиты от токов перегрузки. Формула изобретения 1. Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства. содержащий транзисторный задатчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп, датчик перегрузки, включенный между источником питания и входом порогового транзистора, отличающийся тем, что, с целью сигнализации и зашиты от токов перегрузки, к транзистору задатчика циклов подключен тиристор, управляющий .электрод которого соединен с коллектором порогового транзистора. 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью защиты, от пусковых токов сигнальных ламп, между базой порогового транзистора и датчиком перегрузки включена RC-цепочка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Петент США№ 3263119, кл. 315-77, 1966. 2.Патент Франции 2168621, кл. Н ОЗ К З/ОО, 1073 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU867725A1 |
Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства | 1978 |
|
SU867726A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА | 1993 |
|
RU2092340C1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU943034A1 |
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства | 1977 |
|
SU765058A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU931529A1 |
Устройство для защиты статического преобразователя напряжения | 1981 |
|
SU1029313A1 |
РЕЛЕ ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2728882C1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2030109C1 |
Устройство для получения периодических световых сигналов | 1977 |
|
SU662393A1 |
Авторы
Даты
1980-02-25—Публикация
1977-10-18—Подача