Устройство для решения задачи о коммивояжере Советский патент 1982 года по МПК G06G7/122 

Описание патента на изобретение SU932505A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для решения задачи о коммивояжере.

Известна электрическая модел-ь задачи о коммивояжере, содержащая цифровые модели ветвей и цифровые модели городов, соединенные согласно топологии реальной транспортной сети, причем исходный город разбивается на два (началыый и конечный города), что соответствует расщеплению исходного узла электрической модели на два узла П.

Недостатками такой модели являются чрезвычайная сложность ее реализации и необходимость проведения (п-2) повторных решений для получения маршрута коммивояжера.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для решения задачи о коммивояжере, представляюкидее собой электрическую сеть с расщепленными узлаш, выполненную соО КОММИВОЯЖЕРЕ

гласно топологии реальной транспортной сети, в каждую ветвь которой включена последовательно электрическая модель длины ветви .

Недостатками известного устройства являются требование точной установки равенства значений токов в уз- лах модели, большой объем аппаратуры (при числе узлов п число источников напряжений равно , а исtoточников тока - п), возможность образования неполных циклов, т.е. таких решений задачи, при которых путь коммивояжера не будет проходить через все узлы. Интуитивно-эвристи15ческий метод отключения ветвей, об- разукицих неполные циклы, не дает возможности получения точного результата решения, так как полный цикл при таком подходе образуется уже в

Я искаженной сети, не соответствующей исходной задаче.

изобретения - повышение точности решения задачи.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для решения задачи о коммивояжере, содержащее модели узяов и модели ветвей, причем каждый выход каждой модели узла соединен через модели ветвей со входами всех других моделей узлов, а каждая модель ветви состоит из последовательно включенных модели длины ветви и разделительного диода, в каждую модель узла между его входом и выходом дополнительно включены последовательно соединенные ограничительный резистор и регулируемый источник напряжения.

Кроме того, каждая модель длины ветви выполнена в виде цепочки последовательно включенных элементов с падаклцим участком вольт-амперной характеристики, например, газоразряд ных ламп, вход каждого из которых через последовательно включенные конденсатор и резистор соединен с его выходом. На чертеже представлена схема предлагаемого устройства. Устройство содержит модели узлов 11-4 транспортной сети, причем 5-8выходы моделей узлов, 9-12 - входы моделей узлов, разделительные диоды 13, регулируемые источники 14 напряжений, ограничительные резисторы 15, модели 16 (длины) ветвей. в виде последовательно включенных элементов с падающим участком вольтамперной характеристики, зашунти- рованных цепочками из последовательно включенных конденсатора и резистора. Работа схемы протекает следующим образом. При одновременном плавном изменении величины напряжений всех регулируемых источников 14 напряжения опр деляется момент, когда срабатывает оДна из возможных цепей с моделями 16 длины ветвей. Путь протекания тока опередит решение задачи коммивояжера в исходной транспортной сети Для индикации маршрута движения в каждую ветвь может быть включен индикатор тока, В качестве элемента с падающим участком вольт-амперной .«арактери- .стики, используемых в электрической модели длины ветви, могут применяться диоды в обратном включении, тиристоры, динисторы, газоразрядные приборы и др., причем количество таких

элементов определяет в некотором масштабе длину моделируемрй ветви.

Для доказательства единственности решения задачи о коммивояжере примем, что длина ветви моделируется цепью последовательно включенных газоразрядных приборов, количество которых пропорционально длине ветви. Допустим также, что в любой момент

времени напряжения регулируемых источников 14 в каждом узле сети равны Е|, Тогда суммарное напряжение, приложенное к любому полному контуру, проходящему через все п узлов,

будет равно , Е, и это напряжение будет деЬствовать на суммарное количество газоразрядных приборов срответствуюищх моделей ветвей. Тогда напряжение пробой в любом -i -м полном контуре определится как . R UsaHcMKH)Ur, Н) где К - суммарное количество газоразрядных приборов, включенных в ветвях J -го полного контура Очевидно, что при плавном изменении S Е первым пробьется контур, отвечающий условию ,. что соответствует решению задачи коммивояжера. Действительно, учитьюая, что К 5:т;: 5: l-ij) 1 Ujl 3 - соответственно длина ij-й ветви и количество газоразрядных приборов, ее моделирующих, на основании выражения . |1) можно сделать вывод о том, что при достижении равенства включается контур, являющийся решением задачи коммивояжера согласно формулы 21. Покажем условия невозникновения в схеме неполных контуров, не являющихся решением задачи о коммивояжере, для чего рассмотрим полньй контур с количеством газоразрядных приборов К и неполный контур с количеством газоразрядных приборов S. Учитывая, что суммарная ЭДС в полном контуре , где Е - ЭДС регулируемого источника в одном узле, а в неполном контуре )Е где l Jfjn-Z, где - целое число, условие образования только полного контура запишется в виде )E-i - Неравенство (5) удовлетворяется 8., (S ЧТО определяет требования к характ ристикам нелинейных элементов, используемых для решения задачи коммивояжера в сети заданного объема и длин ветвей. Таким образом, предлагаемое уст ройство повышает точность решения и позволяет практииески мгновенно получить истинный результат реше1ш Формула изобретения 1, Устройство для ранения задачи о коммивояжере, содержащее моде ли узлов и модели ветвей, причем каждый выход каждой модели узла со нен через модели ветвей с входами всех других моделей узлов, а кажда модель ветви состоит из последовательно включенных модели длины ветви и разделительного диода, отличающееся тем, что, с целью повышения точности решения задачи, в каждую модель узла между его входом и выходом дополнительно включены последовательно соединенные ограничительный резистор и регулируе№1й источник напряжения. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждая йодель длины ветви выполнена в виде цепочки последовательно включенных элементов с падагацим участком вольтамперной характеристики, например, газоразрядных ламп, вход каждого из которых через последовательно включенные ограничительный резистор и накопительный конденсатор, соединен . с его выходом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 230527, кл. G 06 G 7/122, 1967. 2.Моделирование задач исследования операций. Под ред. Витенбёрга. М., Энергия, 1978, с. 143 (прототип).

Похожие патенты SU932505A1

название год авторы номер документа
Аналоговая модель решения задачи о коммивояжере 1980
  • Федотов Лев Васильевич
SU930323A1
Устройство для решения задачи о коммивояжере 1983
  • Федотов Лев Васильевич
SU1188758A1
Устройство для определения кратчайшего пути на графах 1985
  • Федотов Лев Васильевич
  • Четверухин Борис Михайлович
  • Санников Юрий Иванович
  • Михайленко Владимир Иванович
SU1275480A1
Разностная модель ветви транспортной сети 1979
  • Федотов Лев Васильевич
  • Мирошниченко Борис Иванович
SU855672A1
Устройство для определения минимального пути в графе 1985
  • Федотов Лев Васильевич
  • Михайленко Владимир Иванович
  • Озирский Сергей Васильевич
SU1325517A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА 1968
  • Г. К. Шарашидзе
SU231903A1
Устройство для решения задачи коммивояжера 1983
  • Додонов Александр Геориевич
  • Щетинин Александр Михайлович
  • Белобабов Владимир Васильевич
  • Рябцев Виктор Иванович
  • Васильев Юрий Сергеевич
SU1095201A1
Устройство для решения экстремальных комбинаторных задач 1978
  • Бастриков Юрий Максимович
  • Гутенмахер Лев Израилевич
  • Янина Владимир Семенович
SU750502A1
Аналоговая модель определения и регистрации кратчайшего пути 1977
  • Федотов Лев Васильевич
  • Сергейчук Иван Михайлович
SU619938A1
АНАЛОГОВАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ 1973
  • Г. В. Карандаков, Л. В. Федотов А. И. Филимонов
SU408334A1

Иллюстрации к изобретению SU 932 505 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для решения задачи о коммивояжере

Формула изобретения SU 932 505 A1

SU 932 505 A1

Авторы

Федотов Лев Васильевич

Федотов Евгений Львович

Филиппович Людмила Всеволодовна

Четверухин Борис Михайлович

Денисенко Виктория Григорьевна

Мирошниченко Борис Иванович

Даты

1982-05-30Публикация

1980-07-11Подача