Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам. Известен гусеничный движитель транспортного средства, содержащий звенья гусеничной цепи, соединенные поперечными роликами связанные с корпусом транспортного средства направляющие балки и полые, эластичные емкости, установленные между балками и роликами гусеничной цепи til. Такой движитель имеет ограниченны возможности по перемещению в различных средах, поскольку для него необходим механический привод перемещения гусеницы. Известен также гусеничный движитель транспортного средства, содержа щий связанные с корпусом направляющи балки, охваченные гусеничной цепью, несущей поперечные ролики, контактирующие с направляющими балками, полые эластичные емкости, размещенные между балками и гусеничной цепью И сообщенные с источником рабочего агента, и орган для сбора последнего С2. Такой движитель сложен по конст-; рукции и имеет ограниченные возможности из-за того, что требуются специальная система распределения рабочего агента по полым емкостям, а также устройство для повышения его давления и орган для его сбора. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей движителя. Это достигается тем, что на направляющих балках, выполнены продольные пазы, полые емкости выполнены в виде уложенных в пазы шлангов, на внутренние поверхности которых нанесен слой капиллярно-пористого материала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем, а указанные источник и орган для сбора рабочего агента представляют собой соответственно нагревательное и охладительное устройства.. При этом шланги выполнены замкнутыми, огибающими направляющие бал ки. Нагревательное и охладительное устройства, представляют собой тепло обменники, подключенные соответственно к горячему и холодному концам вихревой трубы, тангенциальный канал которой связан с компрессором транспортного средства. Кроме того, нагревательные и охлад11тельные устройства могут быть выполнены в виде термоэлектрических элементов, подключенных через ревер ные кок.Иутаторы к источнику электри ческой энергии транспортного средст ва. В других вариантах нагревательно устройство может быть выполнено в виде теплообменника, включенного в (онтур охлаждения силового агрегата транспортного средства, или в виде солнечного радиатора. Кроме того, нагревательное устройство может быт выполнено в виде контактирующего с грунтом участка шланга, а легкоиспаряющийся жидкий теплоноситель может представлять собой этиловый спирт. На фиг. 1 показан продольный разрез гусеничного движителя, на фиг. 2, 3 и 4 - поперечные разрезы вариантов выполнения движителей, на фиг. 5 10 - варианты .выполнени нагревательного и охладительного ус ройства. Гусеничный движитель содержит звенья 1 гусеничной цепи, соединенные поперечными роликами 2, связанные с корпусом 3 транспортного средства направляющие балки k, полые эластичные емкости 5, установленные между балками 4 и роликами 2 источник 6 рабочего агента 7 и орга 8 для сбора рабочего агента, которы заполняются емкости 5. Последние выполнены в виде шлангов 9, уложенных в продольных пазах 10 балок Ц, обеспечивающих гарантированный зазор 11 между внутренними поверхностями 12 и 13 этих шлангов при их пережимании роликами 2. На поверхности 12 и 13 этих шлангов 9 нанесен слой 1 капиллярно-пористо го ма териала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем- 15, который выполняет функцию рабочего 14 гента. .Источник 6 и орган 8 для сбора рабочего агента выполнены сответственно в виде нагревательного 16 и охладительного 17 устройств. Шланги 9 могут быть выполнены замкнутыми, огибающими балки Ц в виде бесконечной ленты 18, одна ветвь 19 которой, например нижняя, полностью заполнена эластичным капиллярно-пористым материалом 20. Устройства 16 и 17 представляют собой теплообменники 21 и 22, подключенные соответственно к горячему 23 и холодному 2Ц концам вихревой трубы 25, тангенциальный канал 26 которой связан с силовым компрессором транспортного средства. Устройства 16 и 17 могут быть выполнены в виде термоэлектрических элементов 27 и 28, подключенных через реверсивные коммутаторы 29 и 30 к силовому электрическому генератору 31 транспортного средства. В качестве устройства 16 может быть использован контактирующий с нагретым грунтом 32 участок шланга 9 при использовании движителя, например, на телеуправляемом бульдозере 33, предназнаХ|енном для сбора горячего шлака. Это устройство может представлять собой теплообменник 3, включенный в контур охлаждения основного силового агрегата 35 транспортного средства 36. Устройство 16 может быть выполнено также в виде солнечнЬго радиатора 37 при использовании движителя на транспортных аппаратах типа лунохода 38. Емкости 5 могут быть выполнены в виде нескольких уложенных параллельно друг другу шлангов 39 в продольных пазах 40. в качестве теплоносителя 15 может быть применен этиловый спирт с рабочим диапазоном температур от -30 до +130°С. Предлагаемый движитель может быть снабжен средствами для пережимания шлангов 9, установленными вблизи устройство 16 и 17. Под воздействием тепла устройства 16 теплоноситель 15, пропитывающий слой Т капиллярно-пористого материала, прилегающий к зоне нагрева, нагревается, закипает и, отнимая от ( устройства 16 скрытую теплоту преобразования, переходит в газообразную фазу, которая заполняет внутреннюю полость шлангов 9, образованную поверхностями 12 и 13. Под воздействием стока тепла, обеспечиваемого устройством 17, газообразная фаза теплоносителя 15 конденсируется и переходит в жидкую фазу, выпадающую на слой 1 капиллярно-пористого материала в зоне охлаждения. Благодаря непрерывному высыханию слоя И капиллярно-пористого метариала в зоне действия устройства 16 в этом слое существует градиент давления, обусловленный силами поверхностного натя жения в капиллярах и направленный вдоль слоя от зоны действия устройства 17 в зоне действия устройства 16. Это обеспечивает непрерывную транспортировку жидкой фазы теплоносителя 15 в зону действия последнего устройства. Благодаря непрерывной ,подаче теплоносителя 15 в зону действия устройства 1б и непрерывному сбору теплоносителя 15 в зоне действия устройства 17 во внутренней полости шлангов 9 существует градиент давления, направленный вдоль пазов 10 от зоны действия устройства 16 к зоне действия устройства 17. Это .обеспечивает непрерывную транспортировку газообразной фазы теплоносителя 15 в зону действия последнего устройства. Таким образом обеспечивается непрерывная циркуляция этого теплоносителя с изменением его агрегатного состояния. При этом в зоне пережимания шланга 9 поперечным роликом 2 и образования зазора 11 на этот ролик действует продольно давление, обусловленное создаваемым потоком газообразной фазы теплоносителя 15 скоростным напором, пропорци ональным квадрату скорости транспортировки газообразной фазы теплоносителя 15, и его плотностью,ролики 2 перекатываются вдоль балок 4 и гусеничная цепь перематывается, обеспечивая движение транспортного средства. Скорость двий(ения транспортного средства регулируется изменением тем пературы устройства 16. Направление движения транспортного средства изменяется переключением концов 23 и 2 трубы 25, переключением коммутаторов 29 и 30 элементов 27 и 28, срабатыванием средст для пережимания шлангов 9 и т.д., так как при этом направление транспортировки теплоносителя 15, а следовательно, и направление воздейст|вующих на ролики 2 сил давления меняются на противоположные. При полностью заполненной эластичным материалом ветви 19 движение роликов 2 обеспечивает принудительную транспортировку жидкой фазы теплоносителя 15 от зоны действия устройства 17 к зоне действия устройства 16. Предлагаемый движитель не требует использования систем управления источником рабочего агента и органом для его сбора, что повышает надежность его в работе и расширяет возможности его применения, в особенности при использовании нескольких параллельно работающих шлангов 39. Такой движитель обеспечивает утилизацию Низкопотенциальных внешних тепловых источников, что повышает термодинамическую эффективность транспортного средства в целом. Формула изобретения 1.Гусеничный движитель транспортного средства, содержащий связанные с корпусом направляющие балки, охваченные гусеничной цепью, несущей поперечные ролики, контактирующие с направляющими балками, полые эластичные емкости, размещенные между балками и гусеничной цепью и сообщенные с источником рабочего агента, и орган для сбора последнего, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, на направляющих балках выполнены продольные пазы, 17олые емкости выполнены в виде уложенных в пазы шлангов, на внутренние поверхности которых нанесен спой капиллярно-пористого материала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем, а указанные источник и орган для сбора рабочего агента представляет собой соответственно нагревательное и охладительное устройства. 2.Движитель по п. 1, о т л и чающи и с я тем, что шланги выполнены замкнутыми, огибающими направляющие балки. 3.Движитель по п. 1, отличающийся тем, что нагревательное и охладительное устройства
выполнены в виде теплообменников, подключенных соответственно к горячему и холодному концам вихревой трубы, тангенциальный канал которой связан с компрессором транспортного средства.
. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что нагревательное и охладительное устройства .выполнены в виде термоэлектрических элементов, подключенных через реверсные коммутаторы к источнику электрической эуергии транспортного средства.
5. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что Нагревательное устройство выполнено в виде теплообменника, включенного в контур охлаждения силового агрегата транспортного средства.
6. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что нагревательное устройство выполнено в виде солнечного радиатора.
7. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что нагревательное устройство выполнено в виде контактирующего с грунтом участка шланга.
8. Движитель по пп 1-7, о т л и чающийся тем, что легкоиспаряющийся жидкий теплоноситель представляет собой этиловый спирт. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 26892f, кл. В 62 D 57/00
от 10.0.70.
2.Авторское свидетельство СССР № 581131, кл. В 62 D 55/08,30.11.77.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Теплопередающее устройство | 1983 |
|
SU1151812A1 |
Плавучая платформа | 1980 |
|
SU935375A1 |
Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства | 1980 |
|
SU882784A1 |
Мультиагентный робототехнический поисково-спасательный комплекс | 2021 |
|
RU2773987C1 |
РОБОТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СБОРА, РАЗДЕЛЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ДОННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 2023 |
|
RU2815037C1 |
Устройство для пайки | 1980 |
|
SU946834A1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU1554250C |
Пневматическое устройство ударного действия | 1984 |
|
SU1221340A1 |
Устройство для пайки | 1980 |
|
SU933322A1 |
Волновой движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1812146A1 |
Nvc «vccl v вo «x м NVlK««Nкж
Фиг. 2
t9
20
иг. 3
J jJ Vi/ Vi. V
жхж fi . Х Фиг.б ICjLJci:: fff // Фиг. 7
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-10-21—Подача