Уплотнение вращающегося вала Советский патент 1982 года по МПК F16J15/32 

Описание патента на изобретение SU934104A1

(54) УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Похожие патенты SU934104A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения эксцентриситета вращающегося вала 1974
  • Новиков Виктор Аронович
  • Жуков Иаков Исаакиевич
SU744158A1
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2004
  • Герасимов В.С.
  • Медведев Л.Ф.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Семеновых А.С.
  • Шуцкий С.Ю.
RU2262005C1
Устройство для выталкивания червяка из корпуса червячного пресса 1977
  • Писчик Виктор Прокофьевич
SU713696A1
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ВИНТОВОГО СКВАЖИННОГО НАСОСА 2000
  • Рослов В.А.
  • Козлов М.Т.
  • Котин А.П.
RU2201528C2
Уплотнение вращающегося вала 1977
  • Тростянецкий Давид Семенович
SU611062A1
РОТОРНАЯ ГИДРО-ПНЕВМОМАШИНА 2015
  • Иванов Евгений Геннадьевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2627753C2
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО С ФУНКЦИЯМИ КОМПЕНСАТОРА ТЕМПЕРАТУРНОГО РАСШИРЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 2000
  • Григашкин Г.А.
  • Варламов С.Е.
RU2177571C1
Торцовое уплотнение 1981
  • Вяльцев Николай Васильевич
  • Селивра Александр Алексеевич
SU1013672A1
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ПАКЕРА 2012
  • Нагуманов Марат Мирсатович
  • Шибеев Иван Васильевич
RU2495228C1
Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления 1984
  • Филимонов Вениамин Викторович
SU1182222A1

Иллюстрации к изобретению SU 934 104 A1

Реферат патента 1982 года Уплотнение вращающегося вала

Формула изобретения SU 934 104 A1

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнительным устройствам манжетного типа, и может быть применено для герметизации вращающихся валов различных узлов и агрегатов.

Известны уплотнения с подвижным в 5 осевом направлении уплотнительным элементом, фиксация положения которого в корпусе осуществляется с помощью установочных щайб 1.

,. .10

Однако для перестановки манжеты на

новое место в таком уплотнении требуется полная разборка узла, что связано с увеличением трудоемкости обслуживания.

Наиболее близким к предлагаемому по is технической сущности является уплотнение вращающегося вала, содержащее уплотнительный элемент в виде подвижной в аксиальном направлении манжеты, контактирующей с щейкой вала и фиксируемой относительно корпуса расположенным в нем устройством, включающим установленную в расточке корпуса втулку с закрепленным в ней в радиальном направлении щтифтом, свободным концом входящим в направляющий паз

корпуса, и фиксирующий положение щтифта относительно корпуса элемент 2.

Для перемещения манжеты на новое место в таком уплотнении разборка узла не требуется, однако необходимо приложение больщих осевых усилий, в особенности для крупногабаритных манжет.

Больщое расстояние между фиксированными положениями манжеты, определяемое диаметром щтифта, требует увеличения габаритов уплотнительного устройства, или ограничивает количество возможных перестановок манжеты из-за чего не полностью используется рабочая поверхность щейки вала.

Кроме того, при перемещении манжеты на новое место по мере диаметрального износа уменьщается натяг ее уплотняющей кромки, что ведет к ухудщению герметизации узла.

Цель изобретения - облегчение обслуживания и уменьщение размеров уплотнительного узлав осевом направлении и повыщение надежности уплотнения.

Указанная цель достигается тем, что в уплотнении направляющий паз выполнен по винтовой линии, а фиксирующий элемент выполнен в виде гайки, навернутой на резьбовой участок штифта, выступающая изпбд гайки часть которого выполнена цилиндрической. Между торцовыми поверхностями манжеты и втулки установлена разделительная шайба. На фиг. 1 изображено уплотнение в сборе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид В на фиг. 1. Уплотнение состоит из подвижной в аксиальном направлении манжеты 1, которая установлена в корпусе 2 и контактирует своей рабочей кромкой с конической (которая может быть и цилиндрической) шейкой 3 вала 4. К торцу манжеты 1 прилегает через разделительную шайбу 5 втулка 6, установленная в расточке корпуса 2. Втулка выполнена с возможностью проворачивания и перемещения вдоль оси в расточке корпуса. Во втулке в радиальном направлении жестко закреплен один конец штифта 7. Свободный конец штифта входит в направляющий выточенный по винтовой линии паз 8 корпуса 2 и содержит резьбовой участок 9, на который навернута фиксирующая втулку относительно корпуса гайка 10, и выступающую из-под гайки 10 цилиндрическую часть 11. На торцовой поверхности корпуса по ходу винтовой линии нанесены риски 12, обозначающие угловое перемещение щтифта 7, и соответственно осевое перемещение втулки 6 и манжеты 1. При работе уплотнения в месте соприкосновения манжеты 1 с шейкой 3 вала 4 постоянно вырабатывается канавка, из-за чего герметичность уплотнения нарушается. Для восстановления работоспособности уплотнения манжету передвигают на новое неизношенное место. Для этого торцовый ключ 13 надевают на гайку 10 и выступающую изпод гайки цилиндрическую часть 11 щтифта 7. Ослабляют затяжку гайки и перемещают торцовым ключом штифт 7 по направляющему пазу 8 корпуса 2 на определенное расстояние (например на одно деление рисок 12). При этом происходит поворот втулки 6 и одновременное перемещение ее в осевом направлении пропорционально углу наклона винтовой линии, по которой выполнен направляющий паз 8. Перемещаясь, втулка 6 через разделительную щайбу 5 передвигает и манжету на новый участок щейки вала. При этом разделительная шайба 5 предохраняет торцовую поверхность манжеты от задиров при проворачивании втулки. Затем гайку 10 затягивают, фиксируя щтифт 7 с втулкой 6 и соответственно манжету 1 в новом положении. Таким образом, при перемещении манжеты на новое место компенсируется износ щейки вала, благодаря чему восстанавливается герметичность уплотнения. Применение предложенного уплотнения позволяет значительно облегчить перемещение манжеты на новое место, так как система «паз-штифт в данном случае работает подобно винтовому механизму, а благодаря плавному бесступенчатому перемещению манжеты обеспечивается более полное использование рабочей поверхности шейки вала, уменьшение осевых размеров уплотнительного узла, а также повышается надежность уплотнения. Формула изобретения 1.Уплотнение вращающегося вала, содержащее уплотнительный элемент в виде подвижной в аксиальном направлении манжеты, контактирующей- с щейкой вала и фиксируемой относительно корпуса расположенным в нем устройством, включающим установленную в расточке корпуса втулку с закрепленным в ней в радиальном направлении штифтом, свободным концом входящим в направляющий паз корпуса, и фиксирующий положение щтифта относительно корпуса элемента, отличающееся тем, что, с целью облегчения обслуживания, уменьшения размеров унлотнительного узла в осевом направлении и повыщения надежности уплотнения, направляющий паз выполнен по винтовой линии, а фиксирующий элемент выполнен в виде гайки, навернутой на резьбовой участок Щтифта, выступающая из-под гайки часть которого выполнена цилиндрической. 2.Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что между торцовыми поверхностями манжеты и втулки установлена разделительная шайба. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 493580, кл. F 16J 15/32, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР № 611062, кл. F 16 J 15/32, 1978.

SU 934 104 A1

Авторы

Сурков Геннадий Петрович

Даты

1982-06-07Публикация

1980-11-17Подача