Устройство для использования энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02B37/02 

Описание патента на изобретение SU937744A1

Изобретение относится к двигателе- , строению, в частности к системам газотурбинного наддува ДВС, используемых преимущественно в силовых установках для транспортных средств.

Известны устройства для использования энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, преиму-; щественно в системе наддува, содержащие турбину, у которой сопловой аппарат разделен на секции, подключен-, ные к цилиндрам двигателя через индивидуальные каналы кЬ 1лектора, каждый из которых объединяет цилинщял с неперекрывакхцимися фазами выпуска },

Недостатком известных конструкций является то, что имеют место достёточно большие потери в индивидуальных каналах, подводящих газ к колесу турбины, и в зазорах между колесом турбины и языком корпуса турбины.

Известны также устройства для использования энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с уменьшенными потерями. При этом разделяющая индивидуальные каналы перегородка (язык) выггалнена с плав ным увеличением ее толщины по мере

приближения к выходной кромке и скругле ни ем по ел ед и ей 12

Однако в устройстве имеется недостаток, состоящий в неудовлетворительном согласовании турбины с двигателем Ш дедствие несоответствия секций соплового аппарата длине и объему каналов выпускного коллектора двигателя.

При установке турбокомпрессора

10 (Особенно на рйдных Двигателях) на двигателе внутреннего сгорания с импульсной системой наддува и ндивйдугшьные каналы выпускного KoJifleiif&pa от.пичаются длиной и, как следствие, 15 объеьюм. Это приводит к снижению эффективности системы газотурбинного наддува за счет изменения формы импульса и падения давления в отсеке коллектора с большим объемом.

20

Цель изобретения - повышение эффективности устройства для использования энергии отработавших газов.

Поставленная цель достигается тем, что проходные сечения секций сопловр 25го аппарата выполнены неравными, связанными с длиной каналов, коллектора следующим соотнсннением

гсА гДе а и в - коэффициенты, причем а+в 1 ; 1СА 2СА площади проходных сечений секций соплового аппарата;/ ViK объемы индивидуальных ка налов коллекторов. На чертеже представлена схема устройства. Устройство состоит из колеса 1 .турбины, приводимого во вращение отходящими газами двигателя. Газы под- водятся к колесу из корпуса турбины 2, Корпус турбины 2 импульсного типа имеет газоподводящие каналы 3 и 4, которые подводят газ к сопловому afiпарату 5 (лопаточному или безлопаточ ному) . Сопловой аппарат состоит из сек1Ц1й 6 и 7. Корпус 2 устанавливается непосредственно на выпускной коллектор, состоящий из индивидуальных канс1лов 8 и 9 коллектора, каждый из которых объединяет цилиндры с.непере крывающимися фазами выпуска и к котор рым подводятся отходяодае газы от дви гателя 10. Устройство работает следующим образом. Отходящие газы двигателя 10 посту пают, в индивидуальные каналы 8 и 9 выпускного коллектора. При этом инди видуальные каналы коллектора объединяют близкие по фазам выпуска цилинд ры, например, для 4-х цилиндрового д зеля 1-й и 3-й цилиндры и 2-й и 4-й цилиндры. Проходя через соответствующие индивидуальные каналы коллекто- ра, газ поступает в подводящие каналы 3 и 4 корпуса турбины 2, а затем. через (йоответствующие Ьекции б и 7 соплового аппарата - на рабочее коле со 1 турбины. В устройствах для использования энергии отработавших газов при импульсной системе наддува увеличение объема коллектора (или одного из индивидуальных его каналов) прйводи.т к С№И жению располагаемой энергии газа перед турбиной и, как следствие, к падению мощности турбины. Для получения максимальной эффективности уст ройства (при импульсной системе наддува) целесообразно выбирать минимальные объемы индивидуальных каналов выпускного коллектора 8 и 9. Однако (фиг.1) различные установки тур бокомпрессора приводят к такому конструктивному выполнению, когда длины и соответственно объемы индивидуальных каналов могут существенно отличаться один от другого. При увелаче.нии объема одного из каналов выпускного коллектора в этом канале имеет место большее падение давления и -снижение располагаемой эрергии газов пе- ред сопловым аппаратом, т.е. падение мощности турбины и давления наддува при сохранении насосных потерь на том же уровне. Возрастают также потери на перетечку газов между каналами из-за возникновения значительной дополнительной неравномерности давлений. Повышение эффективности устройства для использования энергии отработавших газов и двигателя в целом обеспечивается выравниванием давлений газа перед турбиной за счет согласования проходных сечений секций соплового аппарата и объемов индивидуальных. каналов коллектора разной длины. Установлено, что соотношение гсА где а и в - коэффициенты, причем , является оптимальным. При этом удельный расход топлива улучшается на 1,5-2%. Формула изобретения Устройство для использования энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания преимущественно в системе наддува, содержащее турбину, у которой сопловой аппарат разделен на секции, подключенные к цилиндрам двигателя через индивидуальные каналы коллектора, каждый из которых объединяет цилиндры с неперекрьшающимися фазами выпуска, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, проходные сечения секций соплового аппарата выполнены не-: равными, связанными с длиной каналов коллектора следующим соотношением llcA., где а и в - коэффициенты, причем г проходных сече- . НИИ секций соплового аппарата объемы индивидуальных каналов коллектора. Источники информации) принятые во внимание при экспертизе; 1.Симеон А.Э. и др. Турбонадцув высокооборотных дизелей. М., Машиностроение, 1976, с.З. 2.Авторское Ьвидетельство СССР 5669,42, кл. f 02 В 37/02,1976.

Похожие патенты SU937744A1

название год авторы номер документа
Радиальная турбина для наддува двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Шурипа Виталий Арсентьевич
SU1746008A2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Папкин Борис Аркадьевич
  • Неверов Всеволод Анатольевич
RU2715305C1
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ 1994
  • Шурипа В.А.
RU2107825C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Аболтин Элмар Владимирович
  • Ненашев Александр Сергеевич
  • Лямцев Борис Федорович
  • Виняр Виктор Ефимович
SU958674A1
Дизель с импульсным турбонаддувом 1985
  • Симсон Альфред Эдуардович
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Линник Андрей Валентинович
  • Кадневский Владимир Екусилевич
SU1268765A1
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ 1994
  • Шурипа В.А.
RU2109142C1
Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува 1976
  • Ломов Сергей Иванович
SU663866A1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания пятитактного раздельного выпуска газов, турбодвигатель и турбина (варианты) 2018
RU2718465C2
ОБМЕННИК ДАВЛЕНИЯ 1992
  • Ломов С.И.
RU2043544C1
СПОСОБ И ОПЫТОВАЯ СИСТЕМА С НЕЗАВИСИМЫМ ИСТОЧНИКОМ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ДВУХТАКТНЫХ ДВС 2022
  • Таранин Александр Геннадьевич
RU2786859C1

Иллюстрации к изобретению SU 937 744 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для использования энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 937 744 A1

SU 937 744 A1

Авторы

Азбель Александр Борисович

Белоусов Владимир Николаевич

Бутов Владимир Иванович

Даты

1982-06-23Публикация

1980-10-08Подача