Изобретение относится к электротех нике, а именно к системам управления электроприводами постоянного тока,и может быть использовано в подъемнотранспортном оборудовании, например, в манипуляторах. Известен электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока с датчиками токов якоря и возбуждения, соединенный с тиристо ным преобразователем, и регулятор скорости 1- . Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является электропривод постоянного тока, соi держащий двигатель постоянного тока с датчиками токов якоря и возбуждения , соединенный с нереверсивным тиристорным преобразователем, регулятор скорости, электромагнитный тор моз, последовательно соединенный с катушкой управления и схемой управления тормозом Т2 . Недостатком известных электроприводов является то, что они не обеспечивают плавности отработки заданных скоростей движения в широком диапазоне значений тормозных и активных моментов на валу двигателя и не обеспечивают безопасности работы при обрыве цепи питания электродвигателя . Цель изобретения - устранение указанных недостатков, т. е. обеспечение плавности отработки скорости движения в широком диапазоне тормозных и активных моментов на валу двиг теля и повышение безопасности работы., Поставленная цель достигается тем, что в электропривод дополнительно ьредены преобразователи значений toков якоря и возбуждения, два задатчика вр1емени и логические схемы ИЛИ и ЗИ, причем входы преобразователей значенкй токов якоря и возбуждения подключены соответственно к датчикам токов якоря и возбуждения, их выходы подключены к двум входам схемы ЗИ, третий вход которой подключен к выходу одного из задатчиков времени, вход которого подключен к регулятору скорости, выход схемы ЗИ подключен к входу схемы управления тормозом, при этом катушка управления тормозом подключена к входу второго задатчика времени, выход которого соединен с входом схемы ИЛИ, другой вход которой подключен к выходу регулятора скорости, а выход схемы ИЛИ соединен с тиристорным преобразователем. На чертеже приведена блок-схема электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, нереверсивный тиристорный преобразователь 2, регулятор 3 скорости. Датчики t и 5 тока якоря и обмотки возбуждения двигателя, эле тромагнитный .тормоз 6 с катушкой 7 у равления, схему. 8 управления тормозом, преобразователи 9 и 10 значений тока якоря и тока обмотки возбуждени соответственно в уровни логической единицы, логические схемы ИЛИ 11 и ЗИ 12 и два задатчика 13 и Н времени. Вход преобразователя 9 тока якоря электродвигате;1я 1 в уровень логичес кой единицы подключен к датчику А тока якоря, вход преобразователя 10 тока обмотки возбуждения электродвиг теля 1 в уровень логической единицы подключен к датчику 5 тока обмотки возбуждения, а выходы преобразователей 9 и 10 подключены к двум входам логической схемы ЗИ 12, третий вход которой подключен к выходу задатчика 13 времени,вход которого подключен к регу лятору 3 скорости, а выход логической схемы ЗИ 12 подключен к входу схемы управления тормоза 8. Вход задатчика 1 времени подключен к катушке 7 управления тормоза 6, а выход этого задатчика подключен к входу логической схемы ИЛИ 11, второй вход схемы подключен к выходу регулятора 3 скорости, а выход ее подключен к нереве сивному тиристорному преобразователю 2. Электропривод работает следующим образом. В случае обрыва в цепях питания электродвигателя 1 пропадают сигналы на входах преобразователей 9 и 10, что ведет к изменению выходных уровней преобразователей с уровня логической единицы на уровень логического нуля и приводит к изменению логического уровня на выходе схемы ЗИ 12. В результате этого срабатывает схема 8 управления и включается тормоз, предотвращая тем самым падение груза. После срабатывания тормоза с некоторым запаздыванием, определяемым задЗтчиком Ц времени, через схему ИЛИ 11, выключается тиристорный преобразователь 2. При работе электропривода в интервале скоростей, близких к нулю, тормоз срабатывает не мгновенно, а с задержкой, определяемой задатчиком 13 времени, что позволяет плавно отрабатывать задаваемые скорости движения при работе в широком .диапазоне тормозных и активных моментов на валу двигателя. Таким образом, введение преобразователей токов якоря и обмотки возбуждения, логических схем и задатчиков времени в электропривод обеспечивает безопасность подъемно-транспортных работ при его использовании в манипуляторах и увеличивает точность и плавность отработки задаваемой скорости движения в широком диапазоне значений тормозных и активных моментов на валу, что особенно ценно при установке этого электропривода на силовых манипуляторах, используемых при обслуживании прецизионных металлорежущих станков. Формула изобретения Электропривод постоянного тока, содержащи.й двигатель постоянного тока с датчиками токов якоря и возбуждения, соединенный с нереверсивным тиристорным преобразователем, регулятор скорости, электромагнитный тормоз, последовательно соединенный с катушкой управления и схемой управления тормозом, отличающийс я тем, что, с целью обеспечения плавности отработки скорости движения в широком диапазоне тормозных и активных мЬментов на валу двигателя и повышения безопасности работы, в него дополнительно введены преобразователи значений токов якоря и возбуждения, два задатчика времени и логические схемы ИЛИ и ЗИ, причем входы преобразователей значений токов якоря и возбуждения подключены соответственно к датчикам токов якоря и возбуждения, их выходы подключены к двум входам схемы ЗИ, третий вход которой подключен к выходу одного из задатчиков времени, вход которого подключен к регулятору скорости, выход схемы ЗИ подключен к входу схемы управления тормозом, при этом катушка управления тормозом подключена к входу второго задатчика времени, выход которого соединен с входом схемы ИЛИ, другой вход которой
подключен к выходу регулятора скорости, а выход схемы ИЛИ соединен с тиристорным преобразователем.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 . Авторское свидетельство СССР № 55(5(, кл, Н 02 Р 5/Об, 1978.
2. Проспект на манипулятор типа THE MUSC1 фирмы MUNCK. Норвегия 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивный электропривод | 1988 |
|
SU1667213A1 |
Устройство для управления электроприводом постоянного тока | 1974 |
|
SU556546A1 |
Электропривод подъемной машины | 1987 |
|
SU1511837A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения | 1986 |
|
SU1394383A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1987 |
|
SU1534715A1 |
Устройство для управления реверсив-НыМ ВЕНТильНыМ элЕКТРОпРиВОдОМ | 1979 |
|
SU817954A1 |
Электропривод постоянного тока | 1980 |
|
SU924814A1 |
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения | 1982 |
|
SU1096745A1 |
Двухзоннорегулируемый электропривод с реверсом возбуждения | 1982 |
|
SU1034139A1 |
Электропривод постоянного тока | 1991 |
|
SU1815786A1 |
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1978-11-24—Подача