Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к колесным транспортным средствам, осуществ ляющих поворот путем создания на кол сах тяговых усилий, направленных в противоположные стороны относительно центра опорного многоугольника машины. Известно транспортное средство, содержащее раму с поворотными колесами. Поворот этого транспортного средства осуществляется путем предварительного разворота крайних колес в положение, когда плоскости их дисков станут касательными ктраектории движения указанных колес при поворот машины, вращение колес левого и правого бортов в противоположных направлениях и последующего разворота крайних колес в номинальное положени для прямолинейного движения ОЗ Недостатком этого транспортного средства является необходимость использования специальных устройств для предварительного разворота колес и возвращения их в нормальное положение. Кроме того, выполнение операций предварительного разворота колес и возвращения их.в нормальное положение требует дополнительного времени. Это усугубляется в случае, если разворот колес выполняется последовательно, например, с целью исключения скатывания машины под уклон при повороте на склоне. Недостатком способа является также и повышенное энергопотребление из-за наличия операций разворота колес перед поворотом машины и после него, поскольку колеса приходится разворачивать с малым радиусом, харак еризуемым большим моментом сопрот;ивления повороту самого колеса. Известно также транспортное средство, содержащее раму с неповоротными колесами и механизм привода их вращения С2 . Известен также способ изменения направления движения транспортного средства, заключающийся в том, что изменяют направление вращения части колес на противоположное и производят поворот транспортного средства на месте относительно центра, лежаще го на продольной его оси внутри опор ного контура 2. Недостатком известного транспортного средства и способа изменения направления его движения является то что они могут быть использованы лифь при соотношениях L - база транспортного средства; В - колея транспортного средства. При этом крайние колеса по колее удалены от поперечной плоскости, про ходящей через центр поворота на расстояние, меньшее и равное 0,55 ширины машины, что соответствует удалению центра колеса от центра поворота на расстояние,равное примерно 0,75 ширины колеи. Цель изобретения - улучшение маневренности транспортного средства и повышение ее тяговых возможностей при повороте. Указанная цель достигается тем, что колеса, удаленные от центра пово рота на расстояние ,75 В, где t - расстояние от центра поворот до оси колеса; В - колея транспортного средства выполнены сферическими и установлены с возможностью вращения их в плоскос тях, параллельных продольной и поперечной плоскостям симметрии транспортного средства. Причем осуществляют вращение кажд го сферического колеса относительно оси, расположенной в секторе, образованном линиями, проведенными вдоль транспортного средства по центрам ег колес, одного борта, и линией, соеди няющей центр данного сферического ко леса с центром поворота тренспортного средства. Кроме того принудительное вращени сферических колес производят с угловыми скоростями, пропорциональными их расстояниям до центра поворота транспортного средства. На чертеже представлена схема транспортного средства для осуществления предлагаемого способа поворота. Транспортное средство содержит раму 1, передние сферические колеса 2, задние сферические колеса 3 и промежуточные колеса 4. Соотношение в данной схеме превышает 1,1. Для осуществления предлагаемого способа поворота, как вариант, используются сферические колеса, характеризуемые возможностью вращения как в продольной плоскости при прямолинейном движении, так и в поперечной плоскости при повороте. Сферические колеса располагают на месте колес, удаленных от центра поворота на расстояние, превышающее 0,75 ширины колеи. Ориентируя одну из осей вращения колес в растворе угла, образованного линиями, проведенными вдоль транспортного средства по щитам его колес, и линиями, соединяющими центры колес с центром поворота, обеспечивается для длиннобазовой машины в процессе поворота оптимальное использование сил тяги колеса. Это обеспечивается тем, что при вращении крайних сферических колес 2 и 3 относи-тельно своих, продольных осей база L и колея В как бы меняются местами и отношение момента сил тяги и момента от сил сопротивления повороту колес определяется в данном случае уже величиной, которая для длиннобазовой машины существенно меньше 1, что является показателем хорошей поворотливости машины. Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа изменение направления движения транспортного средства и устройства для его осуществления обуславливается .возможностью создания маневренных длиннобазовых машин, база которых существенно превышает ширину колеи, обладающих высокой курсовой устойчивостью и высокой устойчивостью к опрокидыванию. Формула изобретения 1. Транспортное средство, содержащее раму с неповоротными колесами и механизм привода их вращения, о т личающееся тем, что, с целью улучшения его маневренности, колеса, удаленные от центра поворота на расстояние 2 0,75 В,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесное транспортное средство | 1980 |
|
SU950574A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ПЕРЕМЕННОЙ КОЛЕЕЙ | 2011 |
|
RU2570184C2 |
Транспортное средство | 1981 |
|
SU958202A1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ АВТОПОЕЗДОМ | 2013 |
|
RU2530208C1 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕИ САМОХОДНОГО КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И САМОХОДНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2381127C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2021 |
|
RU2778064C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2013 |
|
RU2528502C1 |
Способ поворота транспортного средства со всеми ведущими и поворотными колесами и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1776598A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2011 |
|
RU2483937C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2013 |
|
RU2528518C1 |
Авторы
Даты
1982-07-15—Публикация
1980-10-08—Подача