(54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Изобретение относится к наземным безрельсовым транспортным средствам, а именно к колесным транспортным средствам, характеризуемым максимальной маневренностью, в частности способным поворачиваться с нулевым по центру машины радиусом. Известно транспортное средство, содержащее корпус и управляемые колеса, каждое из которых выполнено секционным и включает в себя ось и ступицу, на которой смонтированы посредством механизма возвратно-поступательного.перемещения в осевом направлении опорные элементы 1. Недостатком известного технического решения является малая маневренность транспортного средства. Цель изобретения - расщирение функциональных возможностей путем повышения маневренности траиспортного средства. Для достижения цели опорные элементы выполнены из отдельных расположенных по окружности колеса сегментов, а механизм их возвратно-поступательного перемещения выполнен в виде механизма Чебышева, щарнирно связанного с рычажным механизмом типа пантографа, и снабжен устройством для регулирования относительного положения подвижных сегментов. Кроме того, устройство для регулирования относительного положения подвижных сегментов выполнено в виде планшайбы с зубчатым сектором, смонтированной на оси колеса с возможностью поворота в плоскости, проходящей через последнюю, причем зубчатый сектор смонтирован на планщайбе щарнирно с возможностью зацепления с шестерней, которая установлена на ступице и жестко связана с ведущим звеном механизма Чебыщева, а планшайба червячной передачей связана с системой управления транспортным средством. На фиг. 1 представлена схема транспортного средства при выполнении поворота, на фиг. 2 - схема выполнения прямолинейного движения с боковым смещением; на фи.г. 3 - конструктивное выполнение колеса. Устройство содержит корпус 1 транспортного средства, крайние колеса 2 (передние и задние), средние колеса 3, подвижные опорные элементы 4, смонтированные посредством механизма возвратно-поступательного перемещения на колесной оси 5, червячное колесо 6, взаимодействующее с поворотной планшайбой 7, содержащей обойму 8 с поворотным зубчатым сектором 9, который входит в зацепление с шестерней 10, ступица 11 колеса. Механизм возвратно-поступательного перемещения содержит ведущий рычаг 12механизма Чебышева, ведомые звенья 13и 14 механизма Чебышева, общий со звеньями механизма 15 пантографа. Привод червячного колеса 6 осуществляется червяком 16, связанным с механизмом управления 17. Изменение направления движения транспортного средства происходит следующим образом. При вращении вала червяка 16 на угол, пропорциональный требуемому поперечному смещению опорных сегментов и задаваемый водителем через систему управления, планшайба 7 поворачивается на пропорциональный угол, поскольку она жестко соединена с колесом 6, При повороте планщайбы 7 секторы 9, образующие попарно с противоположными секторами часть венца зубчатого колеса, заставляют проворачиваться щестерни 10, закрепленные на ступице 11 и связанные жестко с ведущими рычагами 12 механизма Чебыщева. Секторы 9, зацепляющиеся с щестернями 10, при прохождении промежуточных положений между двумя крайними полжениями вынуждены поворачиваться на обойме 8 относительно осей, ориентированных в радиальном направлении. Одно из звеньев 13 механизма Чебышева щарнирно соединено со ступицей, а другое звено 14 -. с ведущим рычагом 12, звеном 13 и элементом 4. Ось последнего шарнира перемещается при повороте ведущего рычага 12 поступательно вдоль оси колеса. Поскольку звенья 13 и 14 одновременно со звеньями 15 образуют механизм пантографа, подвижные опорные элементы 4 могут иметь только одну степень свободы - перемещение вдоль оси колеса. Скорость поперечного перемещения в нижней точке колеса определяется, с одной стороны величиной хода опорных элементов и скоростью вращения колеса с другой. В любом случае скорость поперечного перемещения опорных сегментов пропорциональна величине их максимального поперечного хода. Величина поперечного смещения за каждый оборот колеса не зависит от скорости вращения колеса и определяется только наклоном планшайбы. Направление перемещения центра колеса определяет кинематику движения этой точки транспортного средства. В зависимости от места расположения « количества колес с передвижными опорными сегментами возможна реализация различных вариантов способа изменения направления движения. При смещении опорных сегментов только крайних передних или задних колес, либо тех и других вместе, но в противоположных направлениях, транспортное средство выполняет поворот. При смещении опорных сегментов всех колес в одну сторону на равные величины транспортное средство двигается вперед и в сторону, не изменяя ориентировки продольной оси. Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения обуславливается возможностью уменьшения объема маневрирования при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, исключением необходимости выполнения разворотов и поворотов транспортного средства, при движении между препятствиями, например на складах или на пересеченной неподготовленной местности, а также возможностью создания маневренных длиннобазовых машин. Формула изобретения 1. Транспортное средство, содержащее корпус и управляемые колеса, каждое из которых выполнено секционным и включает в себя ось и ступицу, на которой смонтированы посредством механизма возвратно-поступательного перемещения в осевом направлении опорные элементы, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем повышения маневренности транспортного средства, опорные элементы выполнены из. отдельных расположенных по окружности колеса сегментов, а механизм их возвратно-поступательного перемещения выполнен в виде механизма Чебышева, щарнирно связанного с рычажным механизмом типа пантографа, и снабжен устройством для регулирования относительного положения подвижных сегментов. 2. Средство по п. 1, отличающееся тем, что устройство для регулирования относительного положения подвижных сегментов выполнено в виде планшайбы с зубчатым сектором, смонтированной на оси колеса с возможностью поворота в плоскости, проходящей через последнюю, причем зубчатый сектор смонтирован на планшайбе шарнирно с возможностью зацепления с шестерней, которая установлена на ступице и жестко связана с ведущим звеном механизма Чебышева, а планшайба червячной передачей связана с системой управления транспортным средством, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 640869, кл. В 60 В 19/00, 1977 (прототип).
:
f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1979 |
|
SU880853A1 |
Скребковый конвейер | 1985 |
|
SU1261861A1 |
ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ | 2013 |
|
RU2523355C1 |
Импульсный вариатор | 1987 |
|
SU1469232A1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2271954C1 |
Шагающий движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU988635A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ ТИПА ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ И ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445180C1 |
Раскладывающаяся конструкция | 1989 |
|
SU1763766A1 |
Колесно-шагающий движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU1000336A1 |
МНОГОРЯДНАЯ КЛУБНЕКОРНЕПЛОДОУБОРОЧНАЯ МАШИНА | 1987 |
|
RU2021667C1 |
f
Фиг.1
fe
Авторы
Даты
1982-09-15—Публикация
1981-01-09—Подача