1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна нагружающая муфта, содержашая две попу муфты, смонтированные на валах, и эксцентриковый механизм, шгружения| 1.
Недостатком ее является необходимость торможения ведомого вала.
Известна нагружающая муфта, для нутых силовых контуров, содержащая две полумуфгы, смонтированные на валах, , образующих силовой контур, и механизм нагружения 2 .
Недостатком известной муфты являет- is ся отсутствие автоматического регулирования нагрузки при реверсивном вращении.
Цепью изобретения явпяетсяупрощение обслуживания путем автоматического изменения нагрузки при реверсивном вращении.
Поставленная цель достигается . тем, что нагру;| ающая муфта, содержащая две
полумуфгы, смонтированные на валах, образующих силовой контур, и Механизм нагружения, имеет одну из полумуфг, выполненную в виде солнечной щестерни, другую - в виде водила и смонтированных на нем через оси сателлитов, входящих в зацепление с солнечной шестерней, при этом механизм нагружения выполнен в виде подпружиненных к оси муфггы рычагов, закреплен ных на них инерционных масс, расположенных в плоскости, перпендикулярной к оси муфты, и упоров, закрепленных ва водиле и ограничивающих перемещение рычагов.
Кроме того, муфта снабжена дополнительными упорами, закрепленными на во- диле симметрично упорам муфты, а рычаги смонтированы на осях сателлитов с возможностью поворота в плоскостях, перпендикулярных к плоскости, проходящей через оси сателлитов.
На фиг. 1 показана нагружающая му()та в замкнутом контуре; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разpea &-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - HaianbHoiB положение ценФробежных масс и рычагов при изменешпг направления вращения привода (т. е. при обкатке других сторон зубьев отдельных колес либо редукторов). На жестком основании (не показано) неподвижно:установлен приводной элект родвигатель 1, соединенный с ведущим валом вариатора 2 скорости. Выходной конец вала вариатора 2 соединен с свободным концом отдельного вала 3 с шестерней 4. Данная шестерня находится в зацеплении с сменной шестерней 5, установленной на конпе торсионного вала 6, на другом конце которого смонтирована сменная шестерня 7, находящаяся в зацеплении с аналогичнсй шестерней 8, установленной на конце вала 9. Вал 9 расположен сооЬно с валом 3 и имеет одинаковую с ним частоту вращения. В промежутке между валами 9 и 3 установлена предлагаемая нагружающая муфта. Муфтаимеет полумуфгу 10, выполненную в виде центральной солнечной шестерни, установленной на конце вала 9 И лолумуфту 11, выполненную в виде сателлитов, смонтированных через оси 12 в отверстиях по периферии водила 13 соосного с центральной шестерней Ю. Водило 13 установлено на конце вала 3. С каждым из сателлитов 11 соединен рычаг 14. На внутреннем торце водила 1 закреплены упоры 15 (фиг. 2) начального положения, центробежных рычагов и данные рычаги связаны пружинами 16 с консольными пальцами 17 и 18, эксцентрично установленными, на торце центральной шестерни Ю. Ближний к оси сателлита 11 конец ры чага 14 охватывается вилкой 19, образованной открытым диаметральным пазом (не обозначен), выполненным в цилиндрическом выступе на торце каждого сателтт та. Рычаги 14 соединены с вилками 19 сателлитов 11 посредством пальцев 18 с возможностью поворота относительно них в тангенциальном направлении на угол, не превышающий 180°, На свободных концах рь1чагов 14 установлены сменные инерционные массы 2О. На води ле 13 закреплены дополнительные упоры 21. . Нагружающая муфта работает следующим образом. В начальный момент (при отсутствии вращения) рычаги 14 под действием пружин 16 (фиг. 2) находятся в контакте с упорами 15 начального положения рычагов, т. е. в данном случае сменные инерционные массы 20 находится на ближнем к оси муфты расстоянии. При включеник электродвигателя 1 вращение передается на входной вал вариатора 2 скорости и далее с выходного вала вариатора 2 вращение передается на вал 3 с шестерней 4. С данной шеотерни вращение передается на шестерню 5 и торсионный вал 6 : шестерней 7, с которой в постоянном зацеплении находится шестерня 8, установленная на валу 9 соосно с валом. 3. Частоты вращений валов 9 и 3 должны быть одинаковыми. С этой же частотой вращается нагружающая муфта, т. eJ вращаются водило 13 и центральная солнечная шестерня 10. При вращени центробежные рычаги 14 вместе с инерционными массами 20 за счет действия центробежных сил стремятся провернуться относительно осей сателлитов, приводя при этом к повороту сателлитов 11 на определенный угол и к некоторому растяжению пружин 16, (предназначенный для обеспечения контакта рычагов 14 с упорами 15 при отсутствии вращения). Таким образом, при исходном положении рычагов 14, как показано на фиг. 2, и при вращении водила 13 против часовой стрелки, вследствие поворота рычагов 14 под действием на них центробежных сил, а следовательно, и некоторого поворота сателлитов 11, происходит принудительный проворот центральной шестерни 10 на некоторый угол в направлении по часовой , стрелке. В данном случае вследствие закрутки замкнутого силового контура и главным образом вследствие закрутки торсионного вала 6 в замкнутом контуре (шестерни 4 и 5, вал 6, шестерни 7 и 8, вал 9, нагружающая муфта, вал 3 и снова шестерня 4) автоматически создается нат рузка (нагрузочный момент), величина которой прямопропорциональна скорости вращения валов 3 и 9 и величине инерционных масс 20. Таким образом, величину нагрузочного момента в замкнутом силовом контуре можно изменять вследствие изменения скорости вращения вала 3, а значит и вала 9, за счет регулирования передаточного отношения вариатора 2 скорости (в первом случае), либо за счет измен9 м НИН величины масс 20 инерционных дисков (во втором случае). Вследствие наличия в замкнутом контуре нагрузочного MOMeitта при одном направлении вращения происходит обкатка (приработка) одних сторон зубьев шестерен 4, 5, 7 и 8 (либо по , - 594 аналогии колес зубчатых редукторов). Но поскольку приработаны должны быть обе стороны зубьев шестерен, то для приработки других (оставшихся) сторон зубьев необходимо изменить, направление нагрузочного момента в замкнутом контуре. . В данном случае после остановки электродвигателя 1 рычаги 14 проворачивают в вилках 19 относительно пальцев 18 в тангенциальном направлении на 180° (положение рычагов посла их проворота показано на фиг. 4). После изменения вращения вала электродвигателя 1 происходит проворот центробежных рычагов 14 вместе с сателлитами 11 на определенный угол, что приводит к принудительному угловому Провороту центральной шестерни 1О в напревлении, противоположном тому направлению которое имело место (на фиг. 2) при другом начальном расположении рычагов 14. При этом в замкнутом контуре нагрузочйый момент действует в другом нап-равлекии, что приводит к приработке других (оставшихся) сторон зубьев. По окончании процесса обкатки рмчаги 14 под действием момента закрутки замкнутого контура, а также и под действ 1ем пружин 16 возвращаются в на чальное (исходное) положение. Использование предлагаемой нагружающей муфты позволяет обкатать обе стороны зубьев отдельных колес, либо колес в собранных редукторах, без использования какого-либо дополнительного силового привода для предварительной закрутки валов замкнутого контура Нагрузочный момент создается автоматически за счет центробеж ных сил, действующих на рычаги, а вы146полненне рычагов поворотными в тангеновальном направлении позволяет обкатать обе стороны зубьев. Формула изобретения 1. Нагружающая муфта, преимущестренно для замкнутых силовых контуров, содержащая две полумуфгы, смонтированные на валах, образующих силовой контур, и механизм нагружения, отличающаяся тем, что, с целью упрощения обслуживания путем автоматического изменения нагрузки при реверсивном воащонии, одна из полумуфт выполнена в виде солнечной щестерни, другая - в виде водила и смонтированных на нем посредством осей сателлитов, входящих в зацелление с солнечной щестерней, а механизм нагружения выполнен в виде подпружт ненных к оси муфты рычагов, закрепленных на них инерционных масс, расположенных в плоскости, перпендикулярной к оси муфты и упоров, закреплеиных на водиле и ограничивающих перемещение ры чагов. 2. Муфта поп. 1,отличаюш а я с я тем, что она снабжена дополнительными упорами, закрепленными на водиле симметрично упорам муфты, а рычаги смонтированы на осях сателлитов с возможностью поворота в плоскостях, перпендикулярных к плоскости, проходящей через оси сателлитов. Источники информации. принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 192445, 1967. 2. Поляков- B.C., Барбаш И.Д. Муфы/.М., Машигз, 1960. с. 328, рис. 217 vпрототип).
Ф1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания передач | 1981 |
|
SU976323A1 |
СПОСОБ НАГРУЖЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, КАРДАННЫХ ВАЛОВ И МУФТ НА ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ И ОБКАТОЧНЫХ СТЕНДАХ | 2002 |
|
RU2237235C2 |
Стенд для испытаний карданных передач | 1988 |
|
SU1633304A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 2006 |
|
RU2300032C1 |
Силовая передача | 1986 |
|
SU1391976A1 |
ЗУБЧАТЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 2004 |
|
RU2274785C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 2010 |
|
RU2457379C1 |
НАГРУЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБКАТКИ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН | 2010 |
|
RU2477848C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2014 |
|
RU2558414C2 |
Упругая муфта | 1978 |
|
SU746138A1 |
Авторы
Даты
1982-07-23—Публикация
1981-01-21—Подача